Темы

Духовная жизнь общества


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Духовная жизнь общества — это сложная система отношений между людьми, которая складывается в рамках духовно-культурной сферы. Она включает в себя (1) мировоззрение и общественную мысль, (2) ценности и идеалы, (3) культуру и искусство, (4) науку и систему образования, (5) религию и верования и (6) мораль, нормы поведения, обычаи и традиции. Все эти элементы взаимосвязаны, видоизменяются со временем и влияют друг на друга. Более того, по мнению философа Данилевского Н.Я. (в книге «Россия и Европа»), особенности «духовной природы» некоторых народов, по сути, духовной жизни обществ, составляет культурно-исторический тип, то есть отдельную цивилизацию.

Мировоззрение – это целостная система (1) взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека. Возможность формирования любого мировоззрения прямо предусмотрено статьей 28 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести … включая право … свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Важно, что мировоззрение составляют такие убеждения о мире или ценностях, которые человек считает правдивыми или истинными.

Мировоззрение возможно разделить на две большие части: (1) мировоззрение о природе (возможно назвать естественно-техническое мировоззрением) и (2) социально-гуманитарное мировоззрение (об обществе и человеке). Так, естественно-техническое мировоззрение формирует у человека картину мира с точки зрения объективно существующих физических законов. Социально-гуманитарное мировоззрение формирует его понимание и ощущение, как должно и может развиваться общество и человек как личность с точки зрения социальной и духовной, а не биологической основы. Именно социально-гуманитарное мировоззрение формирует общественный дискурс по наиболее важным вопросам: например, будет ли общество развиваться на основе тоталитарного либерализма с повсеместными рыночными отношениями или с учетом традиционных, человекосберегающих ценностей.

Важным элементом мировоззрения являются ценности и ценностные ориентиры – идеи и идеалы, которые циркулируют в (1) обществе в целом и внутри (2) отдельного человека, служащие для него ориентиром и помогающие ему принимать правильные решения. По мнению известного философа Ф. Хайека, базовые ценности сформировались в результате эволюции общества. Важно, что в результате эволюции в обществе закрепились только те базовые ценности, которые помогли ему выживать и развиваться. В итоге, именно фундаментальные ценности как неформальные социальные институты, по выражению известного экономиста Аузана А.А., формируют в выживших и развитых обществах цивилизацию и возвышенную культуру.

Далее, культура как часть духовной жизни общества – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, преобразование человеком природы. Важной частью культуры является искусство – реализация творческой деятельности человека и экстраординарных навыков и знаний, направленных на создание произведений, обладающих эстетической ценностью (красотой). Искусство, наряду с наукой и верой, является видом познания реальности посредством воздействия на чувства людей (эмоциональный интеллект). В целом, культурная идентичность укрепляет единство общества, предотвращает социальные конфликты и в иерархии идентичностей человека занимает высокое место – сразу после семейной, клановой и этнической идентичностей.

Наука -- это системное изучение природы, культуры, общества и человека. Научное знание определяется специфичностью метода познания (то есть способов и средств получения знания) – (1) системностью, (2) отсутствием критических внутренних противоречий, (3) максимальной объективностью в получении данных, (4) отсутствием субъективных оценок и (5) авторитетного мнения как основы для истинности, (6) прогностической значимостью, (7) точностью и проверяемостью результатов. Этот новый метод был впервые описан в работе Р. Декарта «Рассуждения о методе…»

Науку также нужно рассматривать как социальный институт (то есть совокупность лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции), который имеет свои структуры и организации. В нее входят университеты, научно-исследовательские институты, лаборатории, научные общества, научные дисциплины. Как социальный институт наука играет важную роль в образовании (обучении и воспитании) и социализации людей, в развитии общества (научно-технический прогресс), а также оказывает непосредственное влияние на составляющие духовной жизни – мировоззрение, культуру и искусство.

Религия -- это социальный институт, выражающий отношение человека и человеческого общества к первоначалу. Чаще всего это первоначало в религиях называется «Богом», «Высшим Существом» и «Создателем Вселенной». Но есть религии, которые понимают первоначало как нечто безличное, как абсолютный объект (например, Брахма в индуизме), высшее состояние («нирвана» в буддизме) или неуловимое диалектическое начало («дао» в китайском даосизме). Традиционные религии, в отличие от сект, проповедуют позитивные, человекосберегающие ценности и предлагают строить на основании этой веры жизнь, поведение, мировоззрение, нравственность, культуру, политику. Религии часто дают человеку ответа на фундаментальный вопрос о смысле и цели его жизни.

Мораль -- это система социальных, не правовых, норм и ценностей, которые формируют и регулируют поведение людей в обществе с точки зрения того, является ли их поведение правильным или неправильным, благом или злом. Мораль включает в себя такие категории, как добро, зло, справедливость, гуманность, долг, ответственность, свобода, честь, достоинство, альтруизм и эгоизм. Чаще всего нормы морали формулируются в нормах поведения, обычаях, традициях, обрядах и является неправовым регулятором отношений в обществе.

Правовое регулирование духовной жизни российского общества основано на статье 28 Конституции, которая предусматривает свободу совести, и статье 55 Конституции РФ, которая предусматривает возможность ограничения прав и свобод только для защиты нравственности. Более того, статья 13 Конституции РФ, которая признает идеологическое многообразие – плюрализм. При этом экстремистские призывы в рамках такого дискурса запрещены ФЗ «О противодействии экстремизму» и наказуемы в соответствии с УК РФ.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я считаю, что именно духовно-культурная жизнь формирует облик общества, социальную среду в нем, образ жизни. Ведь общество – это, прежде всего, единство и коллективное принятие ценностных ориентиров и социально-гуманитарного мировоззрения (единого понимания и оценки исторических событий, единого видения будущего) на базе совокупности идентичностей: этнической, национальной, культурной, конфессиональной, родовой и клановой. Если духовная жизнь общества соответствует внутренним ценностным ориентирам человека, то человек ощущает справедливость жизни в такой среде, его потребности и интересы защищаются и удовлетворяются. Такое общество, вне зависимости от места рождения, становится Родиной для человека.

Я полагаю, что духовная жизнь нашего общества должна формировать человекосберегающие ценностные ориентиры (полноценную жизнь, ответственную свободу, взаимопомощь и поддержку, служение Отечеству, крепкую семью, созидательный труд), важность эволюционного, а не революционного развития общества. Так, человекосберегающие ценности помогут создать общество справедливого минимального неравенства с усреднением вверх, а не вниз. Для формирования такого общества необходимо формировать управленческую, культурную и научную элиту с высоким базовым уровнем в социально-гуманитарной сфере. Важно, чтобы такое знание было недогматичным, светским и основанным на человекосберегающих ценностях, но не на ценностях тоталитарного либерализма и трансгуманизма.
3. С чем не путать
Духовная сфера жизни общества не должна превалировать над материальной, и наоборот. Дело в том, что человек – это продукт биологической, социальной и духовно-культурной эволюции, поэтому должен удовлетворять свои материальные и духовные потребности и интересы. В ином случае – неудовлетворение материальных потребностей и игнорирование важности иных, кроме классовой, идентичностей может привести к распаду общества и государства, что по мнению известного социолога Зиновьева А.А. в книге «Русская трагедия», произошло с СССР.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/4da95888c7aa5234afa2252fec2025ed/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Духовная культура