Темы

Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  7. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Началом Античности принято считать дату учреждения Олимпийских игр в 776 году до н. э., а окончанием -- падение Рима в 476 году н.э. В этот период происходит формирование древнегреческих государств-полисов, создание и падение Римской империи, внедрение железа во все сферы производства, создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности. Так, в произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм правления и режимов государств (монархия, аристократия, демократия). Постоянно проводилось сравнительное изучение законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург — в Спарте, Солон — в Афинах). Важно, что их идеи об обществе, государстве и праве во многом основывались на мифологическом сознании – как, например, миф Протагора, который утверждал, что государство и право было дано людям богами для защиты от животных.

Так, известный древнегреческий философ Сократ (середина 5 века до н.э.) выводил государство из природы человека, считая его неприродным, а общественным институтом. Он выделял пять форм правления: монархию, тиранию, плутократию (господство богатых), аристократию (господство меньшинства), демократия. Его идеал – правление лучших и знающих, где разум и добродетель царят и направляют шаги политика. Сократ впервые выдвигал концепцию договорной связи между государством и гражданином. Он считал, любой, кому не нравятся порядки государства, мог его покинуть, но оставшиеся же обязаны соблюдать установленные порядки и ценностные ориентиры общества.

Основными древнегреческими идеологами рабовладельческой демократии конца 5 – середины 4 веков до н.э. являются Платон и Аристотель. Они создавали свои учения в период, который философ Ясперс К. называет «осевое время», когда в Древней Греции зарождается философия как основа для отличного от древнего мифологического типа сознания и мышления людей. Платон и Аристотель сделали существенный вклад в формирование такого немифологического сознания: Платон сформулировал учение об идеях, придав абстрактность человеческому мышлению, а Аристотель формулировал основы логики, что между событиями существуют причинно-следственные связи, а не волю богов или духов. Опираясь на новый способ философского мышления людей, Платон и Аристотель, по сути, разрабатывали учение (1) о наиболее приемлемых формах правления в государстве, (2) о стабильном общественном строе и (3) о равенстве граждан (но не всех людей) греческих полисов на основе норм права.

Стоики (представители направления в древнегреческой философии), во главе с Зеноном, продолжали платоновско-аристотелевскую линию. Они утверждали, что общество порождается тем, что человек от природы склонен к общению. Право они рассматривали как естественно данный, общемировой закон. Они отказались от узкополисной трактовки государства, как его мыслили Аристотель, и считали, что все люди должны считаться гражданами одного государства (греческий космополитизм).

Политическая концепция Полибия (200 --120 гг. до н.э.), известного древнегреческого историка, стала переходом от учений Древней Греции к учению Древнего Рима. Так, Полибий обосновывал жизненный цикл любого общества как состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. На основе сочинений Полибия и более древних авторов известный римский философ-правовед Цицерон заявлял о естественном происхождении государства. Политическим идеал Цицерона — аристократическая сенатская республика. Важно, что Цицерон впервые провел различие между (1) естественным правом, (2) правом народа (публичным правом) и (3) правом римских граждан (частным правом), то есть указал на дуализм права.

Далее, признание христианства государственной религией в Римской империи в 4 веке н.э. стало порождать существенные споры, что между императорской властью и церковью. Притязания церкви на участие в государственной власти обосновывались так называемыми теократическими теориями. Одним из первых теоретиков теократии (совмещения светской и духовной власти в одном лице) был епископ Златоуст Иоанн (345 -- 407 н.э.) Он утверждал, что каждый князь лично не ставится богом (то есть светская власть не сакральная) — богом дан лишь общий принцип власти.

Также существенным политико-правовым учением христианской церкви было учение епископа Августина Аврелия (354 – 430 н.э.). В произведении «О граде божием» Августин писал, что в мире существует два государства: «божий град» (церковь) и «град земной» (государство). Государство, утверждал Августин, поддерживает земной, общественный порядок. Богом же устанавливается все социальные явления и институты: частная собственность, социально и экономическое неравенство.

Эпоха Средневековья началась 476 год н.э. (падение Рима), а закончилась либо началом книгопечатания Гутенбергом И. (первая половина 15 века), либо открытием Америки Колумбом Х. (1492 год). Мировоззрение эпохи Средневековья было богословским, теологическим; античные культура, политика, этика, мораль и нравственность, за исключением логики Аристотеля, отвергались или игнорировались церковью. Общей основой всех политических и правовых доктрин Средневековья были религиозные представления, тексты священного писания.

Резкая критика сословного строя в 11 – 13 веках со стороны христианских еретиков потребовала нового идеологического обоснования феодализма, чем во многом занимался Аквинский Ф. (1225 или 1226—1274). В «Сумме теологии» он разделял законы, вслед за Аристотелем, на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), а также человеческие (для общественной жизни) и божественные (для достижения «небесного блаженства»). Большое внимание Аквинский Ф. уделял обоснованию сословного неравенства и феодальных привилегий, частной собственности как стимулу к труду

Находка в 11 веке Дигестов Юстиниана (части свода римского права Corpus iuris civilis) спровоцировала изучение римского права в европейских университетах. На этой основе в 12 веке сложилась школа глоссаторов, изучавших и преподававших римское право, которые по вопросу приоритета власти императоров или церкви выступали на стороне светской власти. В развитие идей глоссаторов выступали Оккам У. и Падуанский М., которые обосновывали независимость и верховенство императорской власти по отношению к папе римскому.

В Средневековье в Арабском халифате широкую известность получили комментарии трудов Аристотеля со стороны философа алъ-Фараби (870—950). Аль-Фараби также провел классификацию обществ на великие (объединение всех людей), средние (общества отдельных народов) и малые (общества городов). Далее, арабский историк ибн-Хальдун (1332—1406) сформулировал концепцию создания и угасания государства. Согласно его концепции, поначалу носитель власти опирается на членов своего рода; затем стремление к единовластию отрывает его от естественной поддержки рода. Примерно через три поколения правящей династии, по ибн-Хальдуну, наследники становятся неспособными к удержанию власти, порождаются социальные конфликты, гражданские войны, и наступает неизбежная гибель любого государства.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
С учетом указанной выше проблематики формирования и существования общества, государства и права, обоснования политической власти, я могу согласиться с идеями Платона и Аристотеля о том, что общество, то есть мы сами, должны научиться относиться к государству позитивно.Мы должны относиться к государству как к лаборатории поставленных перед собой социально значимых сверхзадач. Ведь государство – это, прежде всего, важный социальный институт, который обладает огромными ресурсами, направленными на повышение благополучия общества. Соответственно, мы должны приучить себя и наших детей осознавать цивилизационную значимость нашего государства, как института, обеспечивающего приемлемый для нас образ жизни, потребности и интересы, ценностные ориентиры.

Я разделяю идею Аристотеля о том, что важнейшей функцией права является повышение благосостояния общества в различных сферах жизни: социальной, экономической, культурно-духовной и политической. С прагматической, утилитарной точки зрения право должно проявлять, прежде всего, инструментальную функцию. Например, для преодоления демографического кризиса, для понижения смертности субъекты РФ могут самостоятельно принимать нормативные акты о (1) запрете продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрете продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установлении высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов. Результатом такого нормотворчества могло бы стать предотвращение избыточной смертности в России от крепкого алкоголя и курения в 500 000 человек в год.
3. С чем не путать
Место теоцентризма эпохи Средневековья занимает гуманизм эпохи Возрождения, затем вера в разум и прогресс эпохи Просвещения, с дальнейшим развитием социально-гуманитарного знания, с исследованием не только логоса (разумных смыслов и ценностей), но и мифоса (бессознательных архетипов) обществ. Потребности и интересы отдельного человека, индивида стали центром развития человечества. В связи с этим известный философ Ницше Ф. в начале 20 века подытожил: «Бог умер». В результате сформировался миф о линейном прогрессе человечества как основной цели его существования взамен цикличности развития человечества. Только в конце 20 века идея прогресса стала оспариваться, поскольку человечество столкнулось с глобальными экологическими и социальными проблемами (увеличением социального и экономического неравенства, миграцией, беженцами, культурными и религиозными конфликтами, экологическими проблемами).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/fac2460d0d22638f4d115d25604a3694/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Специфика обществознания