Темы

Социальное поведение


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Социальное поведение в узком смысле – это деятельность человека в виде совокупности поступков в сферах жизни общества – экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Социальное поведение в широком смысле следует рассматривать как проявление социокультурной эволюции человека. В таком понимание социальное поведение человека осуществляется не только по отношению к членам общества, но к природе, культуре, социальной инфраструктуре. Социальное поведение в широком смысле становится наиболее полным проявлением свободы воли человека, которая ограничивается не столько социальными нормами, сколько внутренней ответственностью человека – заботой, долгом, совестью.

Важными мотивами социального поведения являются потребности и интересы человека. Так, потребностью считается внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, а интересом -- направленность внимания к результату (реализации ценностей и убеждений человека). Важно, что специальными мотивами могут быть социальные интересы, которыереализуются в контексте идентичностей человека: семейной, родовой, этнической, национальной (государственной), конфессиональной, культурной, классовой, гендерной, расовой, корпоративной. По критерию мотивов социальное поведение можно разделить на (1) естественное, направлено на удовлетворение личных потребности и интересов человека, и (2) ритуальное – должное в силу «социального обычая» (приветствовать человека, поздравить с праздником).



Социальное поведение, несомненно, определяется (1) сформированной системой ценностей, (2) мировоззрением и (3) образом жизни (традицией) соответствующего общества. Общество, как комплексная коллективная идентичность, вырабатывает их в процессе своего эволюционного развития, формируя собственный культурный (цивилизационный) код. Человек воспринимает ценностные ориентиры и формирует мировоззрение, прежде всего, в рамках социализации – способов и методов формирования личности (воспитания в семье, обучения в школе).

В целом, социальное поведение можно разделить на (1) конструктивное и (2) деструктивное. Конструктивное социальное поведение основывается на воспитании уважительного отношения к человекосберегающим ценностям, культурным и религиозным особенностям этносов и народов. Конструктивное также называется социально приемлемым поведением, то есть таким, которое соответствует сложившемуся менталитету общества – мировоззрению и ценностным ориентирам. При это социальное приемлемым может считаться как (1) социально значимое поведение, которое направлено на повышение благосостояния общества и использует для этого конструктивные способы (например, созидательный труд), так и (2) социально безразличное поведение, которое, как правило, направлено на удовлетворение только личных потребностей и интересов.

Конструктивным должно считаться законопослушное социальное поведение, или в контексте правоотношений, реализация права, — воплощение заложенных в правовых нормах правил в конкретном поведении людей. Так, (1) соблюдение права — это выполнении запретов (то есть обязанность что-то не делать); (2) исполнение права, наоборот, — это выполнение установленных правом обязательных предписаний (активных действий), например, платить налоги. (3) Использование — это форма реализации права, состоящая в осуществлении субъективных прав, например, права на получение высшего образования. Наконец, (4) применение — это особая форма реализации права, которую осуществляют только органы публичной власти, и ее суть заключается в издании правоприменительных актов -- индивидуальных предписаний властного характера, определяющих на основе норм права субъективные права и юридические обязанности (например, постановление о привлечении к административной ответственности).

Важно понимать, как указал нобелевский лауреат Р. Талер (написавший книгу «Новая поведенческая экономика»), что мотивы деятельности человека нерациональны. В развитие этого утверждения известный экономист Глазьева С.Ю. считает, что рыночные отношения, в основе которых в теории должен лежать рациональный выбор людей, не могут быть экономическим фундаментом общества, – ведь деятельность людей является нерациональной. Исходя из этого социальное поведение можно разделить на (1) осознанное (рациональное) и (2) неосознанное (эмоциональное).

Регулирование социального поведения осуществляется (1) внутренними ценностными ориентирами человека и (2) социальными нормами – правом, обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью. Иные социальные нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. Далее, общественные отношения, возникшие в результате юридических фактов (источников правоотношений), становятся правовыми отношениями. Их правовое регулирование осуществляется всей системой права – в России Конституцией РФ, федеральными и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что социальное поведение является проявлением образа жизни, приемлемого в обществе. Для меня также очевидно, что социальное поведение должно быть, прежде всего, конструктивным, то есть использующим человекосберегающие и обществосберегающие способы и средства, не направленные на причинение страданий, обмана, уничижения, превосходства. Именно такое социальное поведение способно повысить благосостояние всего общества и создавать личностный комфорт для отдельного человека. Оно может проявляться во всех сферах: в экономической сфере – без всепроникающего решения вопросов исключительно рыночными способами; в социальной – с ответственностью не только за себя, но и с заботой за своих родственников и близких; в духовно-культурной сфере – с внутренней ответственностью за создаваемые произведения и проповедуемые идеи; в политической сфере – в стремлении к власти не только для удовлетворения собственных потребностей.

Социальное поведение сформированной личности должны быть подчинено императиву И. Канта: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». В этом контексте считаю важным воспитывать в нашем обществе личностей через призму народной культуры, которая содержит необходимые для усвоения ценностные ориентиры как неформальных социальных институтов. Такое воспитание должно основываться на изучении, прежде всего, классической русской литературы и истории России. Ведь, как сказал Л.Н. Толстой: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».
3. С чем не следует путать
В отличие от конструктивного социального поведения к деструктивному относят негативное отклоняющееся (девиантное) поведение. Это действия и поступки, которые нарушают распространённые в соответствующем обществе правовые, социальные нормы, в том числе нормы морали и религии, традиции, обычаи. Примерами негативного девиантного поведения могут считаться различные проявления (1) психической дисфункции организма, (2) асоциальное поведение и (3) антисоциальное поведение.

Асоциальным считается такое социальное поведение, которое формально не нарушает социальные нормы, но не одобряется обществом. Так, асоциальным является пьянство, неуборка экскрементов за питомцами на улице, граффити на зданиях, разбрасывание окурков. Асоциальность отличается от антисоциальности (алкоголизма, наркомании, преступности, сектантства, религиозного радикализма) тем, что последняя подразумевает открытую неприязнь к другим людям и к обществу в целом.

В рамках антисоциального поведения можно выделить делинквентное поведение, которое нарушает не просто установленные социальные нормы, но нормы права. Делинквентное поведение можно разделить на (1) преступления и (2) иные противоправные действия. Так, преступлением является (1) противоправное (2) виновное (3) общественно опасное деянием (4) физического лица, за совершение которого (5) УК РФ предусмотрено наказание. Кроме преступлений, в качестве иных противоправных действий можно выделить административные правонарушения, неправомерные гражданско-правовые действия (например, ГК РФ предусматривает -- нарушения договорных обязательств, деликты, неосновательное обогащение, злоупотребление правом), а также дисциплинарные проступки.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/b88225b5d98e9a7b40e4b96ad3814797/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество