Вернуться назад
1.Общее – простые факты из ЕГЭ:
основа:
- определение;
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные прав и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль;
- источник права.
Духовностью называют такое состояние общества или отдельного человека, при котором отдается приоритет духовному над материальным началом. Духовность отражается в ценностных ориентирах, нормах морали, обычаях и традициях, в религиозных учениях и культурных образах и символах. Иногда духовность связывают только с религиозностью или совестью, справедливостью, что, как раскрою ниже, слишком ограничивает понятие духовности. В целом, духовность играет существенную роль в индивидуальном и общественном сознании.
Для конкретного человека духовность является производной его внутренней культуры, духовной жизни и мира. Так, если культура – это совокупность результатов деятельности общества во всех духовных и материальных проявлениях, то внутренняя культура является проявлением мировоззрения конкретного человека как личности. Получается, что духовность -- свойство человека стремиться к духовным ценностям и не рассматривать материальные потребности приоритетными, что помогает преобразовывать человека в личность.
Духовность, в религиозном представлении душа, конкретного человека следует также рассматривать как интегральное качество, свойство человека, радикально отличающее его от животных. Так, известный богослов и философ Ф. Аквинский выделял три вида существ: ангелов, которые живут в духовном мире; животных, которые живут в материальном мире, и людей, которые находятся как в духовным, так и материальным миром. Духовность в таком понимании делает человека не просто биосоциальным существом, а духовным существом, очевидно, отделяя от иных существ, обладающих сознанием.
Можно выделить четыре основные направления духовности -- теоретизм, эстетизм, этизм и религиозность. Каждое направление связано с центральными духовными потребностями человека: в знании, в прекрасном, в нравственном образе жизни, в общении с источником бытия. При этом укрепление каждого направления духовности осуществляется в процессе просвещения, идейно-воспитательной, патриотической работы или проповеди.
На практике формирование и укрепление духовности происходит путем (1) социализации (в частности, направленного обучения и воспитания, прежде всего, в семье и школе традиционным духовным ценностям) и (2) удовлетворения духовных потребностей. Так, духовные потребности – это разновидность потребностей человека, связанных с обогащением внутреннего мира человека. В их основе лежит желание достичь некоторой внутренней гармонии, счастья. Духовные потребности можно разделить на две основных категории, первая из которых связана с раскрытием внутреннего потенциала человека (саморазвитие и самореализация); вторая - реализация в обществе, или социальные потребности (ведение трудовой деятельности, освоение моральных ориентиров).
При реализации социальных духовных потребностей человек зачастую пытается понять и использовать идеалы и ориентиры, определяющие нравственность всей деятельности. На практике важным элементом духовной жизни являются ценностные ориентиры – нечто важное, значимое или полезное для человека или общества, это идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека. Важно, что это конструктивные, человекосберегающие ценности, в терминологии известного богослова Ф. Аквинского -- добродетели.
Очевидно, что для формирования духовности особенно важными является обучение детей и молодежи традиционным духовным ценностям. Традиционные духовные ценности в России можно определить как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе гражданской идентичности укрепляющие гражданское единство. Так, указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» выделяют следующие основных традиционных ценностей: (1) жизнь, (2) достоинство, (3) права и свободы человека, (4) патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (5) высокие нравственные идеалы, (6) крепкая семья, (7) созидательный труд, (8) приоритет духовного над материальным, (9) гуманизм, милосердие, справедливость, (10) коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, (11) историческая память и преемственность поколений, (12) единство народов России.
Для конкретного человека духовность является производной его внутренней культуры, духовной жизни и мира. Так, если культура – это совокупность результатов деятельности общества во всех духовных и материальных проявлениях, то внутренняя культура является проявлением мировоззрения конкретного человека как личности. Получается, что духовность -- свойство человека стремиться к духовным ценностям и не рассматривать материальные потребности приоритетными, что помогает преобразовывать человека в личность.
Духовность, в религиозном представлении душа, конкретного человека следует также рассматривать как интегральное качество, свойство человека, радикально отличающее его от животных. Так, известный богослов и философ Ф. Аквинский выделял три вида существ: ангелов, которые живут в духовном мире; животных, которые живут в материальном мире, и людей, которые находятся как в духовным, так и материальным миром. Духовность в таком понимании делает человека не просто биосоциальным существом, а духовным существом, очевидно, отделяя от иных существ, обладающих сознанием.
Можно выделить четыре основные направления духовности -- теоретизм, эстетизм, этизм и религиозность. Каждое направление связано с центральными духовными потребностями человека: в знании, в прекрасном, в нравственном образе жизни, в общении с источником бытия. При этом укрепление каждого направления духовности осуществляется в процессе просвещения, идейно-воспитательной, патриотической работы или проповеди.
На практике формирование и укрепление духовности происходит путем (1) социализации (в частности, направленного обучения и воспитания, прежде всего, в семье и школе традиционным духовным ценностям) и (2) удовлетворения духовных потребностей. Так, духовные потребности – это разновидность потребностей человека, связанных с обогащением внутреннего мира человека. В их основе лежит желание достичь некоторой внутренней гармонии, счастья. Духовные потребности можно разделить на две основных категории, первая из которых связана с раскрытием внутреннего потенциала человека (саморазвитие и самореализация); вторая - реализация в обществе, или социальные потребности (ведение трудовой деятельности, освоение моральных ориентиров).
При реализации социальных духовных потребностей человек зачастую пытается понять и использовать идеалы и ориентиры, определяющие нравственность всей деятельности. На практике важным элементом духовной жизни являются ценностные ориентиры – нечто важное, значимое или полезное для человека или общества, это идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека. Важно, что это конструктивные, человекосберегающие ценности, в терминологии известного богослова Ф. Аквинского -- добродетели.
Очевидно, что для формирования духовности особенно важными является обучение детей и молодежи традиционным духовным ценностям. Традиционные духовные ценности в России можно определить как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе гражданской идентичности укрепляющие гражданское единство. Так, указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» выделяют следующие основных традиционных ценностей: (1) жизнь, (2) достоинство, (3) права и свободы человека, (4) патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (5) высокие нравственные идеалы, (6) крепкая семья, (7) созидательный труд, (8) приоритет духовного над материальным, (9) гуманизм, милосердие, справедливость, (10) коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, (11) историческая память и преемственность поколений, (12) единство народов России.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что наше общество должно использовать преимущества своей духовности, чтобы не проводить расчеловечивание, как в обществах тоталитарного либерализма. Так, следует использовать стремление к традиционным ценностям для повышения благосостояния нашего общества в каждой из сфер общественной жизни: социальной, экономической, духовно-культурной и политической. В частности, я считаю, что для преодоления демографического кризиса необходимо на государственном уровне пропагандировать ценности многодетной семьи, сделать многодетность модным явлением. Государство, при этом, должно стимулировать рождаемость второго и третьего ребенка посредством единовременных крупных выплат и существенно повысить ежемесячные пособия хотя бы до уровня 200 000 – 250 000 рублей.
Особенно важно осуществлять обучение детей и молодежи традиционным духовным ценностям, разъяснять их практическую значимость для последующей жизни. Так, традиционные для Росси религиозные конфессии могли бы участвовать в обучении традиционным духовным ценностям, но не вторгаться в предметы естественно-научного знания (прежде всего, физику и биологию), которые необходимы для научно-технического прогресса нашего общества. Необходимо дать возможность молодежи понять, что мифические, специально сконструированные ценности (свободный рынок или либертарианские свободы) не должны стать оправданием деструктивных действий -- разрушения страны и порождения социальных конфликтов. Именно непонимание иерархии ценностей, продвижение деструктивных для общества идей оставили в памяти многих людей Сахарова А.Д. и Солженицына А.И. (последнего Шолохов М.А. даже назвал «литературным власовцем») не в качестве достойного физика и писателя, а в качестве бездумных и опасных «политиканов».
Особенно важно осуществлять обучение детей и молодежи традиционным духовным ценностям, разъяснять их практическую значимость для последующей жизни. Так, традиционные для Росси религиозные конфессии могли бы участвовать в обучении традиционным духовным ценностям, но не вторгаться в предметы естественно-научного знания (прежде всего, физику и биологию), которые необходимы для научно-технического прогресса нашего общества. Необходимо дать возможность молодежи понять, что мифические, специально сконструированные ценности (свободный рынок или либертарианские свободы) не должны стать оправданием деструктивных действий -- разрушения страны и порождения социальных конфликтов. Именно непонимание иерархии ценностей, продвижение деструктивных для общества идей оставили в памяти многих людей Сахарова А.Д. и Солженицына А.И. (последнего Шолохов М.А. даже назвал «литературным власовцем») не в качестве достойного физика и писателя, а в качестве бездумных и опасных «политиканов».
3. Примеры из практики
Интересно обратить внимание на то, что духовность одного человека может в итоге сформировать отдельную правовую систему -- категория, включающая не только нормы, институты и отрасли права (систему права), но также правовую доктрину, правосознание и правовую культуру, юридические учреждения и юридическую практику. Наиболее характерным примером является исламское право. Так, духовность пророка Мухаммеда сначала сформировала религиозные нормы ислама, из которых выросло исламское право.
4. С чем не стоит путать
Духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является предписания и догмы соответствующих религиозных традиций, тогда как источником духовности являются теоретические и практические знания человека о природе, обществе и культуре. Далее, духовность отличается от мировоззрения -- целостной системы (1) взглядов, оценок и представлений о мире, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека. Духовность же, прежде всего, отражает внутренний мир человека, его нравственно-ориентированные чувства.
Духовность отличается от нравственности – правил, норм и ценностей, которые исходят от самого человека (в отличие от морали, где социальные нормы исходят от общества). Во-первых, духовность часто имеет религиозный подтекст, чего нет у нравственности. Во-вторых, нравственность -- это совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, то есть это некоторые объективные социальные нормы. Духовность – это то, как моральные нормы субъективно понимаются и реализуются конкретным человеком.
Духовность связана с проявлением альтруизма, то есть активностью, связанной с бескорыстной заботой о благополучии других. Крайним проявлением альтруизма является жертвенность — то есть приношение в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом. Духовность как понятие шире альтруизма, может проявляться как в альтруизме, так и в иных ценностно-ориентированных действиях.
Наконец, духовность пересекается с совестью. Совесть представляется внутренним мерилом человека по поводу правоты или неправоты совершаемых действий. Духовность представляется таким же мерилом, но в дополнение к этому включает в себя представления человека о некоторых более глобальных вещах – смысле жизни, существования, о художественных образах, что не свойственно для совести.
Духовность отличается от нравственности – правил, норм и ценностей, которые исходят от самого человека (в отличие от морали, где социальные нормы исходят от общества). Во-первых, духовность часто имеет религиозный подтекст, чего нет у нравственности. Во-вторых, нравственность -- это совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, то есть это некоторые объективные социальные нормы. Духовность – это то, как моральные нормы субъективно понимаются и реализуются конкретным человеком.
Духовность связана с проявлением альтруизма, то есть активностью, связанной с бескорыстной заботой о благополучии других. Крайним проявлением альтруизма является жертвенность — то есть приношение в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом. Духовность как понятие шире альтруизма, может проявляться как в альтруизме, так и в иных ценностно-ориентированных действиях.
Наконец, духовность пересекается с совестью. Совесть представляется внутренним мерилом человека по поводу правоты или неправоты совершаемых действий. Духовность представляется таким же мерилом, но в дополнение к этому включает в себя представления человека о некоторых более глобальных вещах – смысле жизни, существования, о художественных образах, что не свойственно для совести.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/ce7076fec93d2b4c31c8fb87cfdec7bf/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/