Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль
Традиционно право рассматривают в двух аспектах: в объективном и субъективном. В объективном смысле право рассматривается как система (1) формально определенных социальных норм, устанавливаемых государством, (2) норм, общеобязательных и обеспечиваемых государственным принуждением, (3) выступающих в качестве регулятора общественных отношений. В субъективном смысле право является видом и мерой возможного поведения субъекта права. При этом любое субъективное право вместе с юридической обязанностью формируют содержание правоотношения.
Формальная определенность права означает, что нормы права устанавливаются, например, в Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и федеральными законами и только от имени государства. Иные субъекты не могут устанавливать правых норм. Общеобязательность заключается в том, что правовые нормы распространяются на заранее не определённый круг лиц (например, количество пенсионеров ограничено, но их количество постоянно меняется). При этом обязательность правовых норм обеспечивается государственным аппаратом принуждения, то есть законным правом использования силы.
Право как регулятор отражает одну из важных функций -- регулятивную и охранительную: право устанавливает условия и нормы существования и функционирования общества, предотвращая социальную напряжённость и иные конфликты. Далее, Арбузкин А.М. также выделяет справедливость, отражение воли общества и неисчерпаемость как дополнительные важные признаки права. Данные характеристики являются субъективными и абстрактными: так, целесообразность правовых норм может превалировать над справедливостью; право может отражать волю не всего общества, а определенного сословия или класса, а неисчерпаемость характерна для иных явлений, поэтому не является специфической характеристикой только права.
Кроме регулятивной и охранительной, существуют иные функции права, которые показывают, для каких целей и решения каких задач существует право как социальный институт. Так, инструментальная или утилитарная функция: право следует использовать для решения значимых общественных вопросов, создавая условия и предпосылки функционирования социальных институтов, которые обеспечивают стабильное существование и эволюционное развитие личностей и общества. Далее, воспитательная функция, которая связана с формированием позитивного правосознания и направлена на предотвращение нарушения прав и свобод иных членов общества. Наконец, функция наказания и компенсации, что поддерживает социальную справедливость в обществе и предотвращает социальные конфликты, например, из-за мести.
Часто право в объективном смысле понимают как позитивное право (Т. Гоббс, и Г.Ф. Шершеневич). Позитивное право включает как публичное, так и частное право, как материальное, так и процессуальное право. К материальным отраслям права относятся, например, гражданское право, семейное право, трудовое право, уголовное право, конституционное право, налоговое право. К процессуальным отраслям следует отнести уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право.
В отличие от позитивного права под естественным правом подразумевается концепция, в соответствии с которой существуют неотъемлемые права, принадлежащие человеку (1) от рождения и (2) независимо от государства. В соответствии с таким подходом сущность права, в объективном смысле, объясняется через его (3) естественное (божественное) происхождение. Так, Дж. Локк указывал на то, что «право есть воля Бога, найденная естественным разумом».
Предметом правового регулирования являются правовые отношения, то есть не просто общественные отношения, а возникшие в результате или в связи с юридическими фактами (источниками правоотношений). Их правовое регулирование осуществляется всей системой права, то есть внутренней согласованной структурой норм права, соединенных в правовые институты, подотрасли и отрасли права. Структура системы права состоит из трех основных элементов, уровней права — (1) норма права (первичный уровень), (2) правовой институт (вышестоящий уровень) и (3) отрасль права (высший уровень системы). Иногда в системе права выделяют подотрасли (например, избирательное право как подотрасль конституционного права).
Норма права является первичным структурным элементом системы права. Как правило, норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. По критерию метода правового регулирования нормы права делят на диспозитивные (дает субъектам определить права и обязанности) и императивные (даёт прямое и чёткое правило поведения). По способу изложения правила поведения нормы делятся на прямые, бланкетные и отсылочные.
Правовым институтом является обособленная совокупность правовых норм, регулирующих, как правило, только один вид тесно взаимосвязанных между собой общественных отношений, а отрасль – сразу несколько видов. Правовые институты (например, право собственности) являются составляющими подотраслей (вещного права) и отраслей права (гражданского права). Отрасли, таким образом, -- это системы правовых норм, регулирующих комплекс общественных отношений (схожий предмет правового регулирования) и использующих однородные средства и способы воздействия (схожий метод правового регулирования).
Правовые нормы порождаются источниками права — способами закрепления и выражения правовых норм, посредством которых они становятся общеобязательными. Так, основным источником права является нормативный правовой акт — юридический (1) документ, издаваемый (2) органом государственной (или местной) власти (3) в установленном порядке и (4) содержащий общеобязательные правила. Далее, нормативный договор -- это двух- или многостороннее соглашение, выражающее волю участников (как правило, государств или публичных образований). Общепризнанные принципы и нормы международного права -- это правила международно-правовой практики, не получившие отражения в нормативных документах, но признаваемые конкретным государством. Под юридическим прецедентом понимается решение суда, являющееся моделью для принятия решений по аналогичным делам.
Существуют источники права, не порождаемые непосредственно государствами, но признаваемые ими. Правовой обычай -- правила поведения, сложившиеся в результате многократного и длительного применения. Далее, правовое обыкновение, которое становится обязательным для сторон только в случае прямой отсылки к нему (Инкотермс). Наконец, в некоторых странах религиозные каноны (морально-этические установки из религиозных источников) и правовая доктрина (выводы юристов -- ученых или практиков) также считаются источниками права.
Формальная определенность права означает, что нормы права устанавливаются, например, в Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и федеральными законами и только от имени государства. Иные субъекты не могут устанавливать правых норм. Общеобязательность заключается в том, что правовые нормы распространяются на заранее не определённый круг лиц (например, количество пенсионеров ограничено, но их количество постоянно меняется). При этом обязательность правовых норм обеспечивается государственным аппаратом принуждения, то есть законным правом использования силы.
Право как регулятор отражает одну из важных функций -- регулятивную и охранительную: право устанавливает условия и нормы существования и функционирования общества, предотвращая социальную напряжённость и иные конфликты. Далее, Арбузкин А.М. также выделяет справедливость, отражение воли общества и неисчерпаемость как дополнительные важные признаки права. Данные характеристики являются субъективными и абстрактными: так, целесообразность правовых норм может превалировать над справедливостью; право может отражать волю не всего общества, а определенного сословия или класса, а неисчерпаемость характерна для иных явлений, поэтому не является специфической характеристикой только права.
Кроме регулятивной и охранительной, существуют иные функции права, которые показывают, для каких целей и решения каких задач существует право как социальный институт. Так, инструментальная или утилитарная функция: право следует использовать для решения значимых общественных вопросов, создавая условия и предпосылки функционирования социальных институтов, которые обеспечивают стабильное существование и эволюционное развитие личностей и общества. Далее, воспитательная функция, которая связана с формированием позитивного правосознания и направлена на предотвращение нарушения прав и свобод иных членов общества. Наконец, функция наказания и компенсации, что поддерживает социальную справедливость в обществе и предотвращает социальные конфликты, например, из-за мести.
Часто право в объективном смысле понимают как позитивное право (Т. Гоббс, и Г.Ф. Шершеневич). Позитивное право включает как публичное, так и частное право, как материальное, так и процессуальное право. К материальным отраслям права относятся, например, гражданское право, семейное право, трудовое право, уголовное право, конституционное право, налоговое право. К процессуальным отраслям следует отнести уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право.
В отличие от позитивного права под естественным правом подразумевается концепция, в соответствии с которой существуют неотъемлемые права, принадлежащие человеку (1) от рождения и (2) независимо от государства. В соответствии с таким подходом сущность права, в объективном смысле, объясняется через его (3) естественное (божественное) происхождение. Так, Дж. Локк указывал на то, что «право есть воля Бога, найденная естественным разумом».
Предметом правового регулирования являются правовые отношения, то есть не просто общественные отношения, а возникшие в результате или в связи с юридическими фактами (источниками правоотношений). Их правовое регулирование осуществляется всей системой права, то есть внутренней согласованной структурой норм права, соединенных в правовые институты, подотрасли и отрасли права. Структура системы права состоит из трех основных элементов, уровней права — (1) норма права (первичный уровень), (2) правовой институт (вышестоящий уровень) и (3) отрасль права (высший уровень системы). Иногда в системе права выделяют подотрасли (например, избирательное право как подотрасль конституционного права).
Норма права является первичным структурным элементом системы права. Как правило, норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. По критерию метода правового регулирования нормы права делят на диспозитивные (дает субъектам определить права и обязанности) и императивные (даёт прямое и чёткое правило поведения). По способу изложения правила поведения нормы делятся на прямые, бланкетные и отсылочные.
Правовым институтом является обособленная совокупность правовых норм, регулирующих, как правило, только один вид тесно взаимосвязанных между собой общественных отношений, а отрасль – сразу несколько видов. Правовые институты (например, право собственности) являются составляющими подотраслей (вещного права) и отраслей права (гражданского права). Отрасли, таким образом, -- это системы правовых норм, регулирующих комплекс общественных отношений (схожий предмет правового регулирования) и использующих однородные средства и способы воздействия (схожий метод правового регулирования).
Правовые нормы порождаются источниками права — способами закрепления и выражения правовых норм, посредством которых они становятся общеобязательными. Так, основным источником права является нормативный правовой акт — юридический (1) документ, издаваемый (2) органом государственной (или местной) власти (3) в установленном порядке и (4) содержащий общеобязательные правила. Далее, нормативный договор -- это двух- или многостороннее соглашение, выражающее волю участников (как правило, государств или публичных образований). Общепризнанные принципы и нормы международного права -- это правила международно-правовой практики, не получившие отражения в нормативных документах, но признаваемые конкретным государством. Под юридическим прецедентом понимается решение суда, являющееся моделью для принятия решений по аналогичным делам.
Существуют источники права, не порождаемые непосредственно государствами, но признаваемые ими. Правовой обычай -- правила поведения, сложившиеся в результате многократного и длительного применения. Далее, правовое обыкновение, которое становится обязательным для сторон только в случае прямой отсылки к нему (Инкотермс). Наконец, в некоторых странах религиозные каноны (морально-этические установки из религиозных источников) и правовая доктрина (выводы юристов -- ученых или практиков) также считаются источниками права.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что важнейшей функцией системы права, то есть направлением воздействия на общество, является повышение благосостояния общества в различных сферах жизни: социальной, экономической, культурно-духовной и политической. Конечно, система права должна содержать непротиворечивые и теоретически обоснованные правовые нормы. Но с прагматической, утилитарной точки зрения система права должна проявлять, прежде всего, инструментальную функцию, то есть быть удобным и своевременным регулятором отношений, создающим условия для необходимых обществу социальных институтов (например, кардинальное улучшение материального вознаграждения и условий работы учителей-педагогов, использование материнского капитала вместо льготной ипотеки, введение прогрессивной ставки налогообложения, существенных ограничений на спекулятивные операции, особенно в отношении банков).
Разумным правовым регулированием можно преодолевать демографический кризис: (1) повышать рождаемость, (2) стимулировать профилактику заболеваний, (3) уменьшать потребление крепкого алкоголя и курение табачных изделий. Так, необходимо стимулировать рождение не первого, а второго ребенка крупными (1,5 миллиона рублей,), единовременными, целевыми и индексируемыми выплатами. Далее, необходимо предусмотреть налоговые льготы (уменьшение налоговой ставки) для работников, которые проходят ежегодную диспансеризацию. Наконец, малозатратными действиями могли бы стать (1) запрет продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрет продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установление высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов (такая практика есть в Сингапуре). Результатом могло бы стать предотвращение избыточной смертности в России от крепкого алкоголя и курения в 500 000 человек в год.
Разумным правовым регулированием можно преодолевать демографический кризис: (1) повышать рождаемость, (2) стимулировать профилактику заболеваний, (3) уменьшать потребление крепкого алкоголя и курение табачных изделий. Так, необходимо стимулировать рождение не первого, а второго ребенка крупными (1,5 миллиона рублей,), единовременными, целевыми и индексируемыми выплатами. Далее, необходимо предусмотреть налоговые льготы (уменьшение налоговой ставки) для работников, которые проходят ежегодную диспансеризацию. Наконец, малозатратными действиями могли бы стать (1) запрет продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрет продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установление высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов (такая практика есть в Сингапуре). Результатом могло бы стать предотвращение избыточной смертности в России от крепкого алкоголя и курения в 500 000 человек в год.
3. С чем не стоит путать
Правовые нормы отличаются от иных социальных норм тем, что являются (1) общеобязательными и (2) обеспечиваются государственным принуждением. Иные виды социальных норм, содержащиеся в обычаях, традициях, ритуалах, а также обряды, религиозные нормы, догмы, нормы морали и этики, корпоративные и политические нормы не являются обязательными для всего общества, и их исполнение не обеспечивается государственным принуждением. Они также не требуют формального введения в силу или признания государством.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/cb8ef94e13933519f1e8a056ec91efd2/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/