Вернуться назад
Экономическая наука, ее предмет и функции
1. Общее-простые факты из ЕГЭ:
- определение;
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные прав и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль;
- источник права
Экономическая наука является разновидностью социально-гуманитарных наук. В настоящее время «ядром» экономической мысли является, во многом деструктивная для развивающихся стран, неоклассическая теория, опирающаяся на предположение о рациональном поведении хозяйствующих субъектов и равновесном состоянии экономики. Считается, что предметом экономической науки составляет проблема выбора в условиях ограниченности ресурсов для максимального удовлетворения потребностей людей. Базовая общая предпосылка современной экономической теории — представление о саморегулируемом рынке, способном функционировать и развиваться без государственного вмешательства, обеспечивая при этом экономический рост.
В контексте отхода от глобализации мирового экономического пространства, его фрагментации на экономические макрорегионы, все большего регулирования государствами экономик, введения ограничений на рынках и протекционизма, предмет экономической науки должен быть переосмыслен. Так, по мнению Глазьева С.Ю., предметом должен стать не поиск рыночного равновесия, а наоборот — изучение закономерностей отклонения от равновесия в рамках разнообразных видов экономической деятельности. Именно процесс развития хозяйственной деятельности, а не процесс обмена ее результатами, должен стать главным предметом экономической науки. Например, предметом экономики должны стать процессы изменения и смены технологий, изменения в социальной среде и социальных институтах (так, институциональной экономикой занимаются известные экономисты А. Аузан и В. Полтерович).
Средства и способы достижения знания – то есть методы -- в экономической науке можно разделить на две большие группы: эмпирические (основанные на опыте) и теоретические (не основанные непосредственно на опыте). Эмпирическими методами являются тестирование, анкетирование и опросы, экспертное оценивание, исследование социальных установок, наблюдение, социометрия. Теоретическими методами являются, например, составление гипотез, сравнение (компаративистский метод), эконометрический и регрессионный анализ — статистические методы. Поскольку экономика позволяет формулировать количественно, а не только качественно проверяемые следствия, то в экономике активно используется метод математического моделирования.
Представляется, что все классические социально-гуманитарные науки (историю, юриспруденцию, социологию, экономику) можно дифференцировать на отдельные самостоятельные науки. Так, теоретическими экономическими науками являются экономическая теория, история экономических учений, экономическая статистика, бухгалтерский учёт. Прикладными науками могут быть следующие: межотраслевые (финансы, кредит, управление труда); отраслевые (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика торговли, экономика транспорта); региональные (мировая экономика, экономика регионов, экономика отдельных стран).
Функции экономической науки отвечают на вопрос, зачем и для чего, для решения каких задач существует и функционирует экономическая теория как наука. Так, познавательная функция экономики определяет такую потребность людей как любопытство. Сама суть познавательной функции заключается в исследовании явлений и процессов экономической жизни. В развитие этой функции существуют методологическая и критическая функции, которые предполагают существование различных точек зрения, отсутствия догматизма при исследовании экономических вопросов.
Указанные выше функции предопределяют существование и развитие прогностической и мировоззренческой функций, которые соединяют теорию и практику экономики. Данные функции направлены на прогнозирование различных экономических событий, формирование взглядов человека на экономику (какие нравственные начала могут быть в экономике) и на роль государства в экономической сфере.
Наконец, социальная функция и функция практической реализации заключаются в прикладной сути экономики. Реализация указанных функций направлена на теоретическое обоснование стратегии и тактических инструментов повышения материального благосостояния общества, более детально – на повышение реальных располагаемых доходов населения за счет экономического роста в государстве. Так, в рамках раздела макроэкономики наука экономика должна обеспечить выработку необходимых инструментов фискальной, денежно-кредитной («ДКП») и внешнеэкономической политик. Раздел же микроэкономики должен быть направлен на выработку подходов к достижению прибыли при выполнении социальных обязательств и защиты окружающей среды – ESG-повестки.
В контексте отхода от глобализации мирового экономического пространства, его фрагментации на экономические макрорегионы, все большего регулирования государствами экономик, введения ограничений на рынках и протекционизма, предмет экономической науки должен быть переосмыслен. Так, по мнению Глазьева С.Ю., предметом должен стать не поиск рыночного равновесия, а наоборот — изучение закономерностей отклонения от равновесия в рамках разнообразных видов экономической деятельности. Именно процесс развития хозяйственной деятельности, а не процесс обмена ее результатами, должен стать главным предметом экономической науки. Например, предметом экономики должны стать процессы изменения и смены технологий, изменения в социальной среде и социальных институтах (так, институциональной экономикой занимаются известные экономисты А. Аузан и В. Полтерович).
Средства и способы достижения знания – то есть методы -- в экономической науке можно разделить на две большие группы: эмпирические (основанные на опыте) и теоретические (не основанные непосредственно на опыте). Эмпирическими методами являются тестирование, анкетирование и опросы, экспертное оценивание, исследование социальных установок, наблюдение, социометрия. Теоретическими методами являются, например, составление гипотез, сравнение (компаративистский метод), эконометрический и регрессионный анализ — статистические методы. Поскольку экономика позволяет формулировать количественно, а не только качественно проверяемые следствия, то в экономике активно используется метод математического моделирования.
Представляется, что все классические социально-гуманитарные науки (историю, юриспруденцию, социологию, экономику) можно дифференцировать на отдельные самостоятельные науки. Так, теоретическими экономическими науками являются экономическая теория, история экономических учений, экономическая статистика, бухгалтерский учёт. Прикладными науками могут быть следующие: межотраслевые (финансы, кредит, управление труда); отраслевые (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика торговли, экономика транспорта); региональные (мировая экономика, экономика регионов, экономика отдельных стран).
Функции экономической науки отвечают на вопрос, зачем и для чего, для решения каких задач существует и функционирует экономическая теория как наука. Так, познавательная функция экономики определяет такую потребность людей как любопытство. Сама суть познавательной функции заключается в исследовании явлений и процессов экономической жизни. В развитие этой функции существуют методологическая и критическая функции, которые предполагают существование различных точек зрения, отсутствия догматизма при исследовании экономических вопросов.
Указанные выше функции предопределяют существование и развитие прогностической и мировоззренческой функций, которые соединяют теорию и практику экономики. Данные функции направлены на прогнозирование различных экономических событий, формирование взглядов человека на экономику (какие нравственные начала могут быть в экономике) и на роль государства в экономической сфере.
Наконец, социальная функция и функция практической реализации заключаются в прикладной сути экономики. Реализация указанных функций направлена на теоретическое обоснование стратегии и тактических инструментов повышения материального благосостояния общества, более детально – на повышение реальных располагаемых доходов населения за счет экономического роста в государстве. Так, в рамках раздела макроэкономики наука экономика должна обеспечить выработку необходимых инструментов фискальной, денежно-кредитной («ДКП») и внешнеэкономической политик. Раздел же микроэкономики должен быть направлен на выработку подходов к достижению прибыли при выполнении социальных обязательств и защиты окружающей среды – ESG-повестки.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической,
- социальной,
- духовно-культурной,
- политической
Мне видится, что главное препятствие к экономическому росту и повышению благосостояния населения России – это догматизм экономической теории в России. Так, безоговорочное следование догмам «научного коммунизма» погубило СССР. А в настоящий момент слепое выполнение рекомендаций Международного валютного фонда, ограниченное использование инструментов ДКП главой Банка России Э. Набиуллиной буквальное останавливает возможность предоставлять банковские кредиты и замедляет экономический рост. Такой деструктивный наивный реализм в рамках экономических догм должен постепенно вытесняться путем конструктивного обсуждения различных направлений экономической мыли -- как это, например, делалось на первом «Русском экономическом форуме» в Челябинске в ноябре 2023 года.
Я согласен с мнением известного экономиста Глазьева С.Ю., что развитие экономики России как исключительно рыночной должно быть существенно переосмыслено современными российскими учеными-экономистами. Рыночные концепции, принципы и механизмы – особенно, механизм рыночного спроса, не способны создавать стимулы для демографического роста, развития человеческого капитал и научно-технического прогресса как важных факторов экономического процветания России. Для Росси важно создать внутренний рынок и внутренний спрос на отечественные товары за счет накопления капитала с внешних рынков. При этом важно существенно ограничить отток капитала за рубеж и возможность осуществлять спекулятивные операции на фондовом рынке.
Я согласен с мнением известного экономиста Глазьева С.Ю., что развитие экономики России как исключительно рыночной должно быть существенно переосмыслено современными российскими учеными-экономистами. Рыночные концепции, принципы и механизмы – особенно, механизм рыночного спроса, не способны создавать стимулы для демографического роста, развития человеческого капитал и научно-технического прогресса как важных факторов экономического процветания России. Для Росси важно создать внутренний рынок и внутренний спрос на отечественные товары за счет накопления капитала с внешних рынков. При этом важно существенно ограничить отток капитала за рубеж и возможность осуществлять спекулятивные операции на фондовом рынке.
3. С чем не путать
От экономики как науки следует отличать экономику как хозяйство. Так, Аристотель одним из первых сформулировал понятие экономики как целенаправленной деятельности по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека. Экономике он противопоставлял хрематистику -- «искусство наживать состояние», то есть деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, особенно в форме денег.
4. Идеи или цитаты философов, иных авторитетов по теме
Важной составляющей развития науки экономики в России должно стать исследование духовных и нравственных принципов хозяйствования. Так, например, в книге «Философия хозяйства» С. Булгакова раскрывается христианский характер хозяйственной деятельности человека. Главный вывод заключается в том, что отказ от гуманистических основ хозяйства, господство исключительно материальных начал неминуемо ведет к социальным конфликтам. Практическая реализация духовных и нравственных принципов в экономики предполагает формирование национально-ориентированных предпринимателей, которые будут создавать в своей стране комфортное жизненное пространство.
5. История развития, теории происхождения
Экономика как вид хозяйственной деятельности предшествовала экономике как науке. Развитие экономической науки началось с меркантилизма (представители -- У. Стаффорд и М. де Ваттевиль) -- это учение об источнике происхождения богатства. На его базе в середине 18 века возникла классическая политическая экономия, основоположником которой стал А. Смит (в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»).
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/eb7cda47bdaf87389459ffab3bcf5946/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/