Темы

Крупный и средний бизнес, их особенности


Вернуться назад


Крупный и средний бизнес, их особенности

1. Общее-простые факты из ЕГЭ:
  1. понятие;
  2. структура и содержание;
  3. особенность;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции;
  6. факторы возникновения и существования;
  7. последствия;
  8. правовое регулирование в РФ.
Крупный и средний бизнес – это разновидность предпринимательской деятельности достаточно больших независимых фирм. Следует указать на то, что в правовом контексте не используются понятия «малый», «средний» и «крупный» бизнес. Вместо этого используются понятия «малое» и «среднее» предпринимательство («МСП»). В целом, бизнесы, которые не относятся к субъектам МСП, можно считать средними и крупными бизнесами.

Субъектами МСП считаются средние предприятия, которые могут трудоустроить от 100 до 250 работников; малые -- от 15 до 100 работников; и микропредприятия – до 15 работников. У субъектов МСП также доход за предшествующий календарный год не должен превышать предельных финансовых значений: у микропредприятий -- 120 миллионов рублей; у малых предприятий -- 800 миллионов рублей; у средних предприятий -- 2 миллиарда рублей. При этом в уставном капитале субъектов МСП не может быть более 25 процентов участия государства или некоммерческих организаций.

С учетом указанного выше, получается, что фирмы или группы лиц, способные трудоустроить более 250 или имеющие доход свыше 2 миллиардов рублей можно считать крупными предпринимателями, то есть средними или крупными бизнесами. С точки зрения налогового законодательства, крупнейшими налогоплательщиками считаются юридические лица с доходом, свыше 10 000 000 рублей в год. По этому критерию можно условно отделить крупный бизнес от среднего бизнеса.

Важной особенностью крупного и среднего бизнеса является то, что они обязаны учитывать не только собственные интересы – максимизировать прибыль, но и государственные интересы – создавать необходимые государству товары в необходимых объемах и в сроки. Во взаимном учете интересов проявляется естественная заинтересованность и взаимозависимость государства и крупного бизнеса. Так, крупному бизнесу, как правило, нужен не только внутренний, но и внешний рынок. Для обеспечения внешних рынков Россия обязана осуществлять активную внешнеторговую политику, формировать новые внешние рынки (Африка, Латинская Америка, страны Азии) и активно осуществлять защиту интересов крупного бизнеса на таких рынках.

Основной формой организации крупного и среднего бизнеса является фирма. С правовой точки зрения, фирма -- это юридическое лицо, то есть организации, которая имеет обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, отвечать по своим обязанностям, быть истцом и ответчиком в суде. Как правило, крупный и средний бизнес создают сразу несколько юридических лиц для разных целей и направлений бизнеса, которые формируют группы лиц. Вертикально интегрированные группы называются холдинги.

Крупный и средний бизнес выполняют важную социально-экономическую функцию: именно они создают основной внутренний валовый продукт в стране. Вполне возможно утверждать, что они обеспечивают экономический рост, создают необходимую промышленную и потребительскую инфраструктуру. В конечно итоге, создавая товары, крупный и средний бизнес обеспечивают удовлетворение необходимых материальных потребностей в обществе, а выплачивая заработную плату -- повышают уровень благосостояния населения.

Правовое регулирование крупного и среднего бизнеса осуществляется, прежде всего, Конституцией РФ, ГК РФ, ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «Об инвестиционной деятельности в виде капитальных вложений». На практике, государство, кроме детального правового регулирования, стремится помочь крупному и среднему бизнесу – предоставляет налоговые льготы, освобождения и рассрочки, субсидии, целевые кредиты по низкой ставке. Такая помощь осуществляется потому, что многие крупные бизнесы владеют градообразующими предприятиями (например, Северсталь, НМЛК, ММК, ЧТПЗ), вокруг которых строятся целые города. При этом, очевидно, в отношении крупного и среднего бизнеса усилен антимонопольный надзор для того, чтобы не создавались картели, не проводилась монополизация рынков.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической,
  2. социальной,
  3. духовно-культурной,
  4. политической
Мне представляется, что принципиально важным в деятельности крупного и среднего бизнеса является мотивация и целеполагания своей предпринимательской деятельности. Важно, чтобы представители крупного и среднего бизнеса несли не только социальную ответственность, но могли бы придерживаться принципа: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Такой принцип предполагает, результатами предпринимательской деятельности будут не вывод за рубеж заработанной внутри страны прибыли и не спекуляции на фондовом рынке, а воспроизводство на территории России промышленной (новые производственные, технологические и иные бизнесы) и потребительской инфраструктуры (школы, университеты, академии, парки, больницы, курорты, музеи). Это позволит повысить благосостояние населения страны и создать национально-ориентированную элиту.

Я согласен с позицией известных экономистов -- Глазьева С.Ю. и Аузана А.А. – о том, что мотивацию и целеполагание экономической (предпринимательской и трудовой) деятельности человека формирует национальная духовная культура. Важным ориентиром в поисках такой культурной составляющей может стать Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании, одобренный Всемирным русским собором. Он, в частности, предусматривает, что «…лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный, сможет обеспечить себя, принося пользу своим ближним и своему народу».
3. Примеры из практики
Взаимодействие государства и крупного бизнеса может осуществляться через государственно-частное партнерство (ГЧП-проекты) – строительство дорог (Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге), аэропортов, мостов. В рамках таких проектов государство обеспечивает предоставление долгосрочного и дешевого кредита, а предприниматели гарантируют его целевое использование в конкретных инвестиционных проектах. Государство обеспечивает доступ к инфраструктуре и услугам естественных монополий по низким ценам (электричество, газ, услуги портов, перевозки по железным дорогам), а крупный бизнес отвечает за производство конкурентоспособной продукции.

Эффективные системы государственного стратегического управления экономикой действуют в Японии и Южной Корее. Так, корейские чеболи и японские кейрецу лежат в основе организации промышленности и экономического роста этих стран. Они представляют собой тесно связанные с государством финансово-промышленные группы, обеспечивающие долгосрочное развитие экономики в соответствии с совместно с государством установленными приоритетами.
7. История развития, теории происхождения
До 1987 году в Советском Союзе предпринимательская деятельность была запрещена. В 1987 году был принят закон СССР «О государственном предприятии (объединении)». В соответствии с этим законом советские предприятия переводились на хозрасчет и самоокупаемость. Далее, 25 декабря 1990 года был подписал закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/ae02e2851934b8e1bbcc5ec5fd2e04f0/
1. Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Экономика