Темы

Государственный бюджет


Вернуться назад


Государственный бюджет

1. Определение, виды, свойства/признаки, функции
Государственный бюджет — это сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов власти. С помощью бюджета осуществляется перераспределение финансовых и денежных средств внутри государства. Государственный бюджет имеет вид федерального закона, составляется правительством и утверждается высшим законодательным органом власти. Государственный бюджет формируется на один год, но бывают индикативные бюджеты на три года и более длинные сроки.

Государственный бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходная часть бюджета — все поступления в государственную казну: налоговые и неналоговые. Более детально доходы бюджета формируются из пяти источников — это налоги и таможенные пошлины, которые составляют основную часть доходов государственного бюджета; неналоговые доходы, которые в свою очередь делятся на доходы от собственности государства и доходы от государственных функций (выдача лицензий, паспортов, разрешений). И, наконец, пятый источник — доходы от эмиссии государственных обязательств, то есть займы на рынке, формирующие государственный долг. Если запланированные доходы государственного бюджета превышают его расходы, то это называется бюджетный профицит. Запланированное превышение расходов бюджета над его доходами называют бюджетный дефицит. «Урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр государственного бюджета.

Классификацию бюджетных расходов возможно провести по трем категориям. Первая категория – расходы на традиционные функции государства: оборона, безопасность и собственно управление. Это содержание армии, полиции, государственной бюрократии, спецслужб. Вторая категория – расходы на социально-экономическое развитие, на стимулирование научно-технического прогресса как главного фактора экономического роста.

Наконец, третья составляющая бюджетных расходов -- формирование резервных фондов, образуемых для будущих расходов. Как правило, к их образованию прибегают страны, в государственных доходах которых большую долю составляет природная рента. Так, в России с 2012 года действует «бюджетное правило» (которое иногда приостанавливается), согласно которому доходы от продажи энергоресурсов сверх установленного лимита направляются в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Как показывает практика, это правило несет негативные последствия, поскольку изымает из экономики деньги, которые можно было бы направить на строительство инфраструктуры, на инвестиции в НИОКР и в целом, на стимулирование экономического роста.

Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов. В России бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом РФ и ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Указанные выше законы предусматривают бюджетный федерализм. Это означает, что существенная часть обязательств (особенно, социальных) государства реализуется не федерацией, а субъектами РФ. При этом субъекты РФ имеют свои налоговые источники, чтобы финансировать необходимые расходы.
2. Вывод и, по возможности, свое мнение относительно темы
Я считаю, что бюджет не обязан быть профицитным. Например, по мнению известного экономиста Глазьева С.Ю., 3% дефицита бюджета – более чем разумная цифра, которая позволяет финансировать инвестиционную и инновационную активность в перспективных направлениях развития экономики. Покрытие такого дефицита возможно осуществлять за счет дополнительной эмиссии под государственные обязательства, что является разумной и стандартной практикой для стран с недомонитизированной экономикой, как Россия.

Бюджетный дефицит и его покрытие за счет дополнительной эмиссии денег не выступает значимым фактором инфляции, когда денежные средства используются для целевого финансирования создания или модернизации новых производственных проектов или инвестиций в НИОКР. Понятно, что такая «мягкая» бюджетная политика должна быть согласована с налоговой, денежно-кредитной, внешнеэкономической (в том числе валютным контролем и ограничением вывода капитала за границу), научно-технической и инвестиционной политикой государства. Эти инструменты в совокупности должны обеспечить, что вливаемые в экономику деньги не пойдут на спекуляции и не будут выведены за границу. Все необходимые механизмы, как минимум правовые (ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и Уголовный кодекс РФ), для предотвращения этого у государства имеются.

Я полагаю, что следует использовать средства ФНБ (наследника Резервного фонда) не только для пенсионного обеспечения и инвестирования в ценные бумаги (фактически для спекуляций), но для финансирования инфраструктурных проектов и НИОКР. Следует предусмотреть целевое кредитование, без возможности использования денежных средств для спекуляций и вывода за границу. При этом доход от кредитования для ФНБ может быть даже выше дохода от размещения денежных средств при инвестировании в ценные бумаги.
3. Примеры из практики
Важно отметить, что бюджетная политика – часть бюджетно-налоговой, или фискальной, политики. При этом бюджетная политика может быть жесткой или мягкой. Если доходы и расходы бюджета сбалансированы, то считается, что воздействие налогово-бюджетной системы на экономику нейтрально. Если государство собирает денег больше, чем тратит, это означает, что оно изымает деньги из экономики и ограничивает экономический рост – политика жесткая. И, наоборот, если государство тратит денег больше, чем изымает и бюджет разумно дефицитен, то тем самым государство стимулирует экономический рост – политика мягкая.

В целом, бюджетная система РФ основана на следующих принципах: единства бюджетной системы; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы; самостоятельности и сбалансированности бюджетов. Отдельными принципами являются -- эффективность использования бюджетных средств; прозрачность, адресность и целевой характер бюджетных средств. Исполнением бюджета РФ занимаются исполнительные органы власти во главе в Правительством РФ, а обеспечением исполнения -- Федеральное казначейство РФ, подотчетное Министерству финансов РФ.
3. С чем не следует путать и какие отличительные критерии – от 5 критериев
Бюджетные средства не следует смешивать с иным имуществом, которое принадлежит государству (в лице государственных органов), но не входит в бюджетные доходы. Так, например, золотовалютные резервы РФ находятся в распоряжении Банка России и Правительства РФ, могут даже приносить доходы, но сами по себе не относятся к бюджетным.

Далее, существует государственное имущество, владение которым осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Так, разнообразная недвижимость -- здания и помещения театров и музеев, акции государственных банков – Сбера и ВТБ – принадлежат государству, а владение и управление такими активами осуществляется Росимуществом.

  1. Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/ca9d730c10808eaebe31e2c44cbfb552/
  2. Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
  3. Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg · Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики: курс лекций. Лекция 14 и заключение.
  4. Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Экономика