Темы

Экономические функции государства


Вернуться назад


1.Общее – простые факты из ЕГЭ:
основа:
  1. определение;
  2. объективное или субъективное понимание;
  3. источник правоотношения;
  4. структура: субъект и объект;
  5. содержание: субъективные прав и юридические обязанности;
  6. предмет и метод регулирования;
  7. норма, институт, подотрасль, отрасль;
  8. источник права.
Под экономическими функциями государства понимаются основные направления его деятельности по решению задач, прежде всего, в экономической и социальной сферах общественной жизни. Экономические функции предопределяют цель, которую государство стремится достигнуть в экономической и социальной сферах, а также способы и средства достижения такой цели. Фактически экономические функции определяют предмет и метод государственной деятельности в указанных сферах общественной жизни.

Все экономические функции государства по направленности воздействия можно разделить на внешние (достижение экономических показателей за пределами государства) и внутренние (управление экономикой внутри государства). Как внешние, так и внутренние экономические функции должны быть направлены на стабильный экономический рост государства на основных рынках: (1) товаров, (2) услуг (прежде всего, финансовых), (3) капитала, (4) рабочей силы и (5) знаний. Методы реализации экономических функций на указанных рынках зависят от степени управления экономики со стороны государства.

Так, в рыночной экономической системе управление, прогнозирование и планирование экономикой минимальны. Существуют несколько основных концепций регулирования государством рыночной экономики: (1) экономический либерализм, (2) дирижизм, (3) меркантилизм и (4) кейнсианство. В смешанной, переходной и плановой экономических системах управление (вмешательства со стороны государства) экономикой весомее, чем в рыночной системе, индикативное планирование (а в плановой – обязательное планирование) экономикой жестче.

Реализация экономических функций любого государства проявляется, прежде всего, в четырех основных политиках: (1) научно-технической; (2) денежно-кредитной («ДКП»); (3) фискальной (налогово-бюджетной) и (4) внешнеэкономической. Так, научно-техническая политика включает стратегическое планирование перспективных направлений; формирование каналов финансирования новых производственно-технологических комплексов; создание рынка потребления инновационной продукции. Далее, ДКП -- это макроэкономическая политика, которая состоит из двух частей: (1) денежной политики – прежде всего, разумной и достаточной эмиссией денежных средств, и (2) кредитной политики – создания условий для доступного кредита (прежде всего через ставку рефинансирования и ограничение вывода капитала из страны) как основного источника внутреннего финансирования экономики.

Фискальная (налогово-бюджетная) политика -- это государственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью расходов или доходов государственного бюджета. Так, например, налоговая политика должна не посредством НДПИ стимулировать вывоз сырья из России, а посредством высоких экспортных пошлин и налоговых льгот стимулировать создание товаров глубокой переработки внутри страны. Наконец, внешнеэкономическая политика включает вопросы экспорта товаров и услуг, привлечения иностранных инвестиций и компетенций, ввоза-вывоза капитала за рубеж, внешних займов, осуществления международных проектов. Часто для обеспечения экономического роста нужна протекционистская внешнеэкономическая политика с экспортными пошлинами и постулирование основной цели -- создание внутреннего спроса на отечественные товары.

Функции государства в контексте управления экономикой могут заключаться в (1) планировании и прогнозировании, (2) регулировании, (3) стимулировании или торможении экономической активности, (4) компенсации убытков, (5) перераспределении материальных благ. Очень важно, чтобы экономическая политика была стабильной (например, необходим стабильный и неволатильный курс рубля) и прогнозируемой, что является условием развития предпринимательской и бизнес-активности. Так, в России планирование и прогнозирование экономики осуществляется в рамках ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Это вполне современная практика, поскольку даже в рамках рыночной экономики (а в России все-таким смешанная экономика) существует не обязательное, а индикативное планирование, когда плановый показатель является не обязательным, а желательным для достижения.

Регулирование может быть чисто экономическое, административное или правовое. Экономическое регулирование осуществляется чрез указанные выше основные экономические политики. Административное регулирование предполагает использование таких средств, как лицензирование отдельных видов деятельности, применение экспортных и импортных квот, квотирование рабочих мест, государственный надзор. Правовое регулирование -- в некоторых отраслях государство может ограничивать конкуренцию и вводить естественные монополии (ФЗ «О естественных монополиях»), например, для услуг портов, для транспортировки газа, нефти, для услуг по предоставлению отопления, ограничивать доступ иностранных инвесторов к определенным отраслям (ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»).

Стимулирование экономической деятельности связано, прежде всего с мягкой фискальной политикой, направленной на экономический рост. Так, Правительство РФ в 2023 году осуществляет стимулирующую политику -- введение специальных налоговых режимов, предоставлении субсидируемых кредитов, грантов для востребованных экономикой направлений. В то же время Банк России, наоборот, проводит тормозящую ДКП. Глава Банка России, Э. Набиуллина, заявила: «Если пытаться ехать быстрее, чем задано конструкцией автомобиля, и изо всех сил давить на газ, то двигатель рано или поздно перегреется». Так, по мнению Банка России, мягка фискальная политика может привести к незапланированной инфляции -- устойчивому повышению общего уровня цен на товары и услуги.

Далее, иногда государство берет на себя компенсационную роль, устанавливая некоторым субъектам, реализующим государственно значимые проекты, дополнительные льготы. Так, государство компенсирует льготный тариф по перевозкам для РЖД или авиакомпаний в районах Арктики или на Дальний Восток. Наконец, государство перераспределяет материальные блага – выплачивает пенсии, пособии по уходу за детьми, по инвалидности, финансирует учреждения культуры, крупные научные проекты – коллайдер НИКА для изучения кварк-глюонной плазмы.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что фондовый рынок только в теории является способом финансирования промышленности и инфраструктурных проектов. На практике, фондовый рынок, а особенно валютный рынок, становится механизмом огромных спекуляций, которые существенно замедляют экономический рост, особенно, в развивающихся странах. Дело в том, что сами компании могут инвестировать в развитие производства только деньги, полученные от первоначального размещения ценных бумаг. Все остальные сделки на фондовом рынке направлены не на инвестиции в проекты, а на получение прибыли за счет ожидаемого увеличена стоимости финансовых инструментов.

Полагаю, что исключительно рыночные, либеральные подходы к управлению экономикой – без использования механизмов валютного контроля (без обязательной продажи валютной выручки экспортерами, без ограничений на вывод капитала из страны) и контроля за манипуляциями со стороны банков приводит к сжиманию инвестиций в новые промышленные мощности. Несмотря на это, считаю, что нельзя запрещать российский фондовый рынок, но нужно ввести существенные ограничения для коммерческих банков и компаний по спекулятивным операциям. Необходимо вести налог на сами операции на рынке ценных бумаг, чтобы спекуляции стали невыгодными. Также необходимо создать внутренний рынок облигаций крупных компаний с государственным обеспечением под инфраструктурные проекты, которые было бы выгодно приобретать физическим лицам, а их деньги использовать для создания промышленной и потребительской инфраструктуры.

Важно понимать, что длительное время российский фондовый рынок существовал как придаток к мировому, глобальную рынку. Он использовался для того, чтобы зарабатываемая в России рента от продажи сырьевых товаров через механизмы свободного рынка, то есть в отсутствии ограничений на вывод капитала за рубеж и ограничений на спекуляции, выводилась из страны. Вывод капитала в офшоры частным бизнесом (так, после начала СВО в западных банках заморожено около 300 миллиардов долларов США государственных активов России) или в Резервном фонде, лишали Россию источника внутреннего финансирования развития экономики. Именно поэтому в России, как в Китае и Индии, необходимы существенные ограничения на вывод капитала за рубеж.
3. С чем не стоит путать
Очевидно, что даже в рыночной экономике целью государства не может быть прибыль. Основными целями, которые государство ставит при осуществлении экономических функций, являются повышение благосостояния населения и воспроизводство человеческого капитала. Так, повышение благосостояния должно выражаться в размере реально выплаченной среднемесячной заработной платы по отношению к минимальному прожиточному уровню; в уровне потребления товаров первой необходимости на душу населения; в доле государственных расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение; в средней продолжительности жизни человека; в соотношении рождаемости и смертности населения; в отношении среднего размера пенсии к минимальному прожиточному уровню; в соотношении доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/75d8cf9ad7de331ed02be3f37d19526e/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-10-10 15:46 Разбор эссе прошлых лет