Темы

Этика ученого


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Учёного можно определить как человека, который получил специальное образование и занимается наукой. Наука, в свою очередь, -- это системное изучение природы, культуры, общества и человека. Научное знание определяется специфичностью метода познания (то есть способов и средств получения знания) – (1) системностью, (2) отсутствием критических внутренних противоречий, (3) максимальной объективностью в получении данных, (4) отсутствием субъективных оценок и (5) авторитетного мнения как основы для истинности, (6) прогностической значимостью, (7) точностью и проверяемостью результатов. Этот новый метод был впервые описан в работе Р. Декарта «Рассуждения о методе…»

Все науки (как дисциплины, изучающие определенный предмет познания) можно разделить на (1) естественные (точные) и (2) социально-гуманитарные. Основное деление проводится по предмету и методу познания. Так, для естественных (точных) наук (физики, химии, биологии) предметом познания является природа (человек как биологическое существо), а основным методом познания -- эксперимент (искусственно спровоцированного опыта, который может быть независимо повторен разными исследователями при схожих условиях с неизменным результатом). Предметом социально-гуманитарных наук является (1) общество, (2) социальные институты (в том числе государство и право), (3) общественные отношения, (4) человек с точки зрения социальной и духовно-культурной, но не биологической, составляющих, и (5) ценности как неформальные социальные институты общества, а метод – сравнение, тестирование, анкетирование и опросы, экспертное оценивание.

Обычно этикой называется область знания, изучающая не объективную реальность, а то, какой реальность должна быть с точки зрения моральных категорий. Мораль, в целом, можно определить как систему норм и ценностей, которые формируют и регулируют поведение людей в обществе с точки зрения того, является ли их поведение правильным или неправильным, благом или злом. Мораль включает в себя такие категории, как добро, зло, справедливость, гуманность, долг, ответственность, свобода, честь, достоинство, альтруизм и эгоизм. Соответственно, этика ученого - это система норм, в том числе моральных, которыми руководствуется ученый в своей деятельности, как профессиональной, так и общественной.

Этика ученого существует в следующих сферах: (1) внутри научного сообщества – то есть, насколько соблюдаются критерии научности в способах и средствах (методах) проведения исследований; (2) внутри общества – то есть, насколько результат исследований опасен для общества и (3) внутри государства – то есть, вправе ли ученый, авторитет своей ограниченно сфере, делать социально значимые заявления, зачастую деструктивные для государства, по вопросам вне его компетенции. Так, социолог Р. Мертон в работе «Нормативная структура науки» сформировал ценности науки для научного сообщества. Такими основами стали (1) универсализм (внеличностный характер научного знания), (2) коллективизм (сообщения об открытиях другим учёным свободно и без предпочтений), (3) бескорыстие (когда кроме постижения истины нет никаких интересов), (4) организованный скептицизм (исключение некритического приятия результатов исследования), (5) рационализм и (6) эмоциональную нейтральность.

Нарушение этики внутри научного сообщества могут выражаться в (1) плагиате и некорректном соавторстве, (2) фальсификации и (3) фабрикации результатов исследований. Плагиат -- незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, доведением ложных сведений о себе как о действительном авторе. Фальсификация -- это манипуляция с данными с целью получения желательных выводов, которые не соответствуют реальности (нобелевский лауреат Л. Полинг считал, что витамин С лечит простуду и рак). Фабрикация — это изобретение несуществующих исследований и их результатов («Пилтдаунский человек» в антропологии). В России случаи нарушения научной этики выявляются сообществом просветителей, например, в рамках проекта «Академик ВРАЛ», который проводит портал «Антропогенез.ру».

Далее, научно – технический прогресс ставит проблему социальной ответственности ученого, а также взаимоотношений общества и науки. Социальная ответственность – это ключевой этический принцип, который подразумевает учет интересов не только ученых, но и влияние на религиозные, культурные и национальные чувства различных социальных групп, на безопасность общества и человечества в целом. Конечно, не следует заниматься «лысенковщиной», когда запрещали генетику. Но ученые должны брать на себя ответственность за последствия результатов их исследований и не занимать позицию как, например, известный нейробиолог К.П. Анохин, который на вопрос об угрозе искусственного интеллекта ответил, что предпочитает не думать об этой проблеме.

Наконец, этика ученого в общественно-политической жизни должна проявляться в умении воздержаться от высказывания по вопросам, в которых ученый не является специалистом. Дело в том, что хороший уровень образованности в своей сфере, являющийся одновременно значительным ограничителем мировоззрения ученых, не позволяет осознавать жизненную значимость социальных процессов, иерархии ценностей, причин возможных социальных конфликтов. Таких ученых, которые, например, способствовали распаду СССР, в книге «Русская трагедия» охарактеризовал А.А. Зиновьев как «идеологенция» -- противопоставив интеллигенции. Именно продвижение деструктивных для общества и государства идей оставили в памяти многих людей Сахарова А.Д. не в качестве достойного физика, а в качестве бездумного и опасного «политикана».

Важно понимать, что соблюдение этики учеными формирует доверие в обществе ко всему социальному институту науки. Существуют исследования, что чем больше доверие к науке, тем выше такой макроэкономический показатель экономического роста общества как ВВП. Более того, социальная ответственность ученых, особенно представителей естественных наук, – это проявление их общественного долга и человеческой благодарности обществу за создание условий, в рамках которых ученые смогли получить образование и продолжать исследования для удовлетворения своей потребности -- любопытства.

В ФЗ «О науке и научно-технической политике» нет специального правового регулирование этических основ деятельности ученых. При этом существуют существенные правовые ограничения при клонировании людей или проведении исследований на людях и высокоразвитых приматах, например, по ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» и ФЗ «Об обращении лекарственных средств». Также существую локальные акты (как нормы трудового права), которые устанавливают кодексы этического поведения ученых внутри организаций-работодателей.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я осознаю особую важность научно-технического прогресса как фактора экономического развития России, но только в контексте осознания учеными внутренней ответственности своей деятельности не только внутри научного сообщества, но и перед обществом в целом. Так, российские ученые должны научиться не только брать на себя внутреннюю ответственность за результаты исследований, но и избегать вторичности, которая формируется из-за узкого кругозора. Вторичность проявляется в стремлении получить одобрение западных коллег, первоначальной печати в иностранных журналах, стремлении получит международные премии (Нобелевскую, Филдсовскую), которые все больше становятся политически ангажированными. Российские ученые не должны формировать себе только западноевропейский вектор развития, должны расширять свое научное и человеческое мировоззрение.

Нередкими являются случаи, когда учёные, особенно естественно-научного направления, критично, где-то на грани нигилизма, отзываются о российском государстве и обществе. Негативное отношение к государству связано с тем, что критическое обучение основам обществознания зачастую подменяется навязанным обучением патриотизму, которое в космополитической естественно-научной среде не воспринимается в серьез. Для решения такой проблемы очень важно при этом создавать практически значимое для развития нашего общества, недогматизированное социальное знание в области экономики, политологии и социологии. Внедрение такого социально-гуманитарного знания в стандарт обязательного обучение в старших классах школы и начальных курсах ВУЗов поможет формировать чувство благодарности к государству и обществу за создание возможностей для собственной реализации и, возможно, сократит случаи правового нигилизма у молодежи.
3. С чем не путать
Этике ученого противостоит вседозволенность, стремление удовлетворить любопытство ученого любой ценой. Гордыня ученых, ощущение того, что они могут быть «богами», вершить судьбы людей, часто застилает рациональное и критическое мышление – что описано в романе братьев Стругацких «Трудно быть богом». Именно в таком контексте, когда наука признавалась высшей и абсолютной ценностью для общества и каждого конкретного человека, появилось движение «сциентизма» (иногда считающего полусектанским движением).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/54f26c7341386e6f5d56d68040769745/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Духовная культура