Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Отклоняющееся (девиантное) поведение представляет собой такие действия и поступки, которые отклоняются от распространённых в соответствующем обществе правовых, социальных или иных регулирующих норм поведения, в том числе от норм морали и религии, от традиций, от обычаев. Девиацией также является отклонение от ожидаемого, стандартного для большинства членов общества поведения в определенной ситуации. При таком широком определении девиантное поведение в зависимости от достигаемого результата можно разделить на (1) позитивное и (2) негативное. Под позитивным может считаться хотя и отклоняющееся от стандартного, но, в целом, одобряемое обществом поведение. Негативным девиантным поведением должно считаться такое поведение, которое не одобряется обществом.
Примерами позитивного девиантного поведения является самопожертвование, сверхтрудолюбие (например, стахановцы), героизм и альтруизм. Индивидуальные, не приносящие никакого вреда обществу особенности поведения, такие как чудачество и эксцентричность, тоже можно считать примерами позитивного девиантного поведения. Наряду с ними примерами негативного девиантного поведения могут считаться различные проявления (1) психической дисфункции организма, а также (2) антисоциальное поведение, не связанное с нарушением психического здоровья. Наиболее очевидными проявлениями антисоциального поведения являются преступность, сектантство, религиозный радикализм, пьянство и алкоголизм, наркомания, различные аддикции (зависимости детей от игр в гаджетах и молодежи от общения в социальных сетях).
Основными теориями, объясняющими девиантное поведение, являются (1) биологическая и (2) генетическая (Ч. Ломброзо, родоначальник криминологии, и У. Шелдон). Суть теорий заключается в том, что девиантное поведение – результат деградации личности из-за проявившихся свойств человека, которые были характерны более ранней стадии биологической эволюции человека, или из-за генетических мутаций. Последователи этих теорий безуспешно искали в физических признаках человека (тяжелая нижняя челюсть, крупный надбровный валик) подтверждения склонности человека к негативному девиантному поведению.
Наряду с биологической и генетической теориями также была развита (3) социальная теория, представителем которой являлся Э. Дюркгейм. Он полагал, что основной причиной девиантного поведения является аномия, то есть состояние общества при дезорганизации социальных норм и институтов, отсутствия в обществе социальной мобильности и эффективных социальных лифтов. Наконец, (4) психологическая (представитель -- З. Фрейд) и (5) культурологическая (представитель – Г. Беккер) теории также пытались объяснить причины девиантного поведения неустойчивостью психики человека или конфликтом по поводу ценностных ориентиров (образа жизни), как неформальных социальных институтов, между различными социальными группами в обществе.
Иногда девиантное поведение рассматривается в узком смысле как исключительно негативное поведение. В таком случае из девиантного поведения можно выделить делинквентное поведение, то есть поведение, которое считается противоправным. Такое поведение нарушает не просто установленные социальные и иные нормы поведения, но нормы права.
Делинквентное поведение можно разделить на (1) преступления и (2) иные противоправные действия. Так, преступлением является (1) противоправное (2) виновное (3) общественно опасное деянием (4) физического лица, за совершение которого (5) УК РФ предусмотрено наказание. Естественно, что конкретное преступление является источником уголовного правоотношения. Кроме преступлений, в качестве иных противоправных действий можно выделить административные правонарушения, которые влекут возникновение административных правоотношений; целый пласт неправомерных гражданско-правовых действий (например, ГК РФ предусматривает -- нарушения договорных обязательств, деликты, неосновательное обогащение, злоупотребление правом), которые порождают гражданские правоотношения, а также дисциплинарные проступки в рамках трудовых правоотношений.
Существенным отличием преступлений от всех иных видов правонарушений заключается в общественной опасности деяний. Это означает, что преступления нарушают интересы всего общества, государства, поэтому преступность, как явление в целом, должна считаться наиболее опасной девиацией. Для ее изучения и определения способов профилактики существует отдельная правовая наука – криминология, а изучение способов и методов совершения и раскрытия конкретных преступлений изучает другая прикладная наука – криминалистика.
Примерами позитивного девиантного поведения является самопожертвование, сверхтрудолюбие (например, стахановцы), героизм и альтруизм. Индивидуальные, не приносящие никакого вреда обществу особенности поведения, такие как чудачество и эксцентричность, тоже можно считать примерами позитивного девиантного поведения. Наряду с ними примерами негативного девиантного поведения могут считаться различные проявления (1) психической дисфункции организма, а также (2) антисоциальное поведение, не связанное с нарушением психического здоровья. Наиболее очевидными проявлениями антисоциального поведения являются преступность, сектантство, религиозный радикализм, пьянство и алкоголизм, наркомания, различные аддикции (зависимости детей от игр в гаджетах и молодежи от общения в социальных сетях).
Основными теориями, объясняющими девиантное поведение, являются (1) биологическая и (2) генетическая (Ч. Ломброзо, родоначальник криминологии, и У. Шелдон). Суть теорий заключается в том, что девиантное поведение – результат деградации личности из-за проявившихся свойств человека, которые были характерны более ранней стадии биологической эволюции человека, или из-за генетических мутаций. Последователи этих теорий безуспешно искали в физических признаках человека (тяжелая нижняя челюсть, крупный надбровный валик) подтверждения склонности человека к негативному девиантному поведению.
Наряду с биологической и генетической теориями также была развита (3) социальная теория, представителем которой являлся Э. Дюркгейм. Он полагал, что основной причиной девиантного поведения является аномия, то есть состояние общества при дезорганизации социальных норм и институтов, отсутствия в обществе социальной мобильности и эффективных социальных лифтов. Наконец, (4) психологическая (представитель -- З. Фрейд) и (5) культурологическая (представитель – Г. Беккер) теории также пытались объяснить причины девиантного поведения неустойчивостью психики человека или конфликтом по поводу ценностных ориентиров (образа жизни), как неформальных социальных институтов, между различными социальными группами в обществе.
Иногда девиантное поведение рассматривается в узком смысле как исключительно негативное поведение. В таком случае из девиантного поведения можно выделить делинквентное поведение, то есть поведение, которое считается противоправным. Такое поведение нарушает не просто установленные социальные и иные нормы поведения, но нормы права.
Делинквентное поведение можно разделить на (1) преступления и (2) иные противоправные действия. Так, преступлением является (1) противоправное (2) виновное (3) общественно опасное деянием (4) физического лица, за совершение которого (5) УК РФ предусмотрено наказание. Естественно, что конкретное преступление является источником уголовного правоотношения. Кроме преступлений, в качестве иных противоправных действий можно выделить административные правонарушения, которые влекут возникновение административных правоотношений; целый пласт неправомерных гражданско-правовых действий (например, ГК РФ предусматривает -- нарушения договорных обязательств, деликты, неосновательное обогащение, злоупотребление правом), которые порождают гражданские правоотношения, а также дисциплинарные проступки в рамках трудовых правоотношений.
Существенным отличием преступлений от всех иных видов правонарушений заключается в общественной опасности деяний. Это означает, что преступления нарушают интересы всего общества, государства, поэтому преступность, как явление в целом, должна считаться наиболее опасной девиацией. Для ее изучения и определения способов профилактики существует отдельная правовая наука – криминология, а изучение способов и методов совершения и раскрытия конкретных преступлений изучает другая прикладная наука – криминалистика.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
- социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
- духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
- политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я считаю, что важной профилактикой девиантного поведения является трудовая деятельность. Так, известный психолог В. Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» отмечал, что в социалистических обществах с большой вовлеченностью населения в трудовую деятельность фиксируется меньше психических расстройств. Соответственно, считаю, что в нашем обществе необходимо всячески поощрять созидательный труд – как физический, так и интеллектуальный, что должно повысить уровень благосостояния российского общества и способствовать стабильному, эволюционному развитию. Несозидательная трудовая деятельность, например, спекуляции на фондовом рынке, не должна рассматриваться как социально поощряемая деятельность.
Профилактика девиантного поведения могут стать правовые меры – (1) запрет продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрет продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установление высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов (такая практика есть в Сингапуре). Для уменьшения ДДТ и смертности в них необходимо на всех дорогах установить разделительные отбойники между полосами движения, а в городах существенно увеличить количество «лежачих полицейских». Указанные выше меры станут не только профилактикой девиантного поведения, но и уменьшат смертность примерно на 500 000 в год.
Также считаю, что наше государство и общество должны признать особую важность профессии педагога-учителя не как продавца услуг по обучению, а как педагога и воспитателя молодежи человекосберегающим ценностным ориентирам. Квалифицированные педагоги могут разъяснять нашей молодежи (особенно, специализирующейся на естественно-научных направлениях) важность духовно-нравственных ценностей как неформальных социальных институтов. Эти конструктивные ценности и ориентиры на практике помогут им решать сложные моральные дилеммы (например, сложные этические вопросы в научной сфере), избегать собственного радикализма и внешних информационных манипуляций, помогут принимать конструктивные человекосберегающие решения в ситуациях, когда у них нет заранее сформированной модели поведения.
Профилактика девиантного поведения могут стать правовые меры – (1) запрет продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрет продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установление высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов (такая практика есть в Сингапуре). Для уменьшения ДДТ и смертности в них необходимо на всех дорогах установить разделительные отбойники между полосами движения, а в городах существенно увеличить количество «лежачих полицейских». Указанные выше меры станут не только профилактикой девиантного поведения, но и уменьшат смертность примерно на 500 000 в год.
Также считаю, что наше государство и общество должны признать особую важность профессии педагога-учителя не как продавца услуг по обучению, а как педагога и воспитателя молодежи человекосберегающим ценностным ориентирам. Квалифицированные педагоги могут разъяснять нашей молодежи (особенно, специализирующейся на естественно-научных направлениях) важность духовно-нравственных ценностей как неформальных социальных институтов. Эти конструктивные ценности и ориентиры на практике помогут им решать сложные моральные дилеммы (например, сложные этические вопросы в научной сфере), избегать собственного радикализма и внешних информационных манипуляций, помогут принимать конструктивные человекосберегающие решения в ситуациях, когда у них нет заранее сформированной модели поведения.
3. С чем не путать
Отклоняющемуся поведению противостоит социально приемлемое поведение, то есть такое, которое соответствует сложившемуся менталитету общества –мировоззрению и ценностным ориентирам. Социально приемлемым считается поведение не потому, что так ведет себя большинство общества, а потому, что социально приемлемое поведение не деструктивно и не ведет к разрушению общества. При это социальное приемлемым может считаться как социально значимое поведение, которое направлено на повышение благосостояния общества и использует для этого конструктивные способы (например, созидательный труд), так и социально безразличное поведение, которое, как правило, направлено на удовлетворение только личных потребностей и интересов.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/5b546882c34a79e1e07fac9afc3e33dd/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/