Темы

Национальная политика


Вернуться назад


Национальная политика

1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
  6. факторы/условия возникновения и существования;
  7. преимущества и недостатки;
  8. последствия
Национальная политика определяется как комплекс политических, правовых, социальных, экономических, духовно-культурных и организационных мер, проводимых властями любого государства в отношении этнических общностей, проживающих или мигрирующих на территорию государства. В частности, государственной национальной политикой России является система стратегических приоритетов и мер, реализуемых (1) государственными органами и (2) органами местного самоуправления, (3) социальными институтами гражданского обществ. Эта политика направлена на (1) укрепление единства общества, (2) поддержку этнокультурного и языкового многообразия, (3) недопущение дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на (4) профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов.

Основным предметом воздействия национальной политики являются межэтнические (национальные) и межрелигиозные (конфессиональные) отношения. Так, национальные (межнациональные или межэтнические) отношения -- это взаимодействия между (1) основными этническими общностями: этносами, народами, народностями, нациями, а также (2) их отдельными представителями во всех сферах жизни. Межконфессиональные отношения – это отношения как между конфессиями (направлениями вероисповеданий), так и между сообществами их последователей. Принципами (то есть основными идеями и походами) реализации национальной политики при этом являются (1) равенство прав и свобод человека; (2) уважение национального достоинства; (3) предотвращение разжигания вражды; (4) преемственность исторических традиций народов России, как солидарность и взаимопомощь; (5) недопустимость создания политических партий по признаку национальной или религиозной принадлежности.

Важно, что национальную политику реализует не только государство, но и органы местного самоуправления, и институты гражданского общества. Гражданское общество – это система независимых от государства (1) социальных институтов (то есть совокупность лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции), (2) групп и (3) индивидов, обеспечивающих реализацию государственных, общественных и частных, но всегда социально значимых интересов. Как пример, волонтеры помогают бойцам в зоне СВО без этнической дискриминации. Далее, представители гражданского общества создают добровольческие дружины для выявления незаконной трудовой миграцией.

Национальную политику можно разделить на (1) внутреннюю и (2) внешнюю. Во внутренней политике можно сформулировать следующие направления: (1) предотвращение сепаратизма; (2) незаконная трудовая миграция; (3) пресечение создания замкнутых этнических анклавов; (4) компенсация социального неравенства населения; (5) преодоление последствий межэтнических конфликтов; (6) отток русского населения из Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока России и (7) репатриация соотечественников. Во внешней национальной политике можно выделить: (1) предотвращение международного терроризма и экстремизма, национальной и религиозной исключительности; (2) работа с соотечественниками; (3) поддержка традиционных духовно-нравственных ценностей в противостояния с трансгуманизмом глобализации; (4) распространение за рубежом русского языка и российской культуры – российского культурного кода.

Важно осознавать, что основная цель национальной политики России – создание и сохранение общероссийской гражданской идентичности (то есть создание российской нации) при сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Россию. Это не предоставляет русской культуре и русскому этносу какое-то превосходство или исключительность, просто нужно очевидно признавать, что современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код. Это код основан на основополагающих общечеловеческих духовно-нравственных ценностях: уважение самобытных традиций народов, населяющих Россию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру.

Правовое регулирование национальной политики в России составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, ФЗ «О безопасности» и ФЗ «О стратегическом планировании в РФ». Важным актом регулирования является «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» («Стратегия нацполитики»), утвержденная указом Президента РФ. Наконец, существует специальные законодательство, например, о соотечественниках за рубежом и о миграционном учете в РФ.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я полагаю, что для стабильного существования и поступательного функционирования российского общества необходимо обучать детей и молодежь важности не только экономических, но и национальных, и межконфессиональных отношений. На практике это должно проявляться не просто в толерантности, а в уважительном отношении к конструктивным традициям этнических общностей на территории его исконного расселения при едином правовом поле по всей стране. Более того, на государственном уровне национальная и демографическая политики должны взаимно дополнять друг друга, например, так, чтобы увеличение населения шло не за счет родственников от трудовых мигрантов, а за счет иных мер – ограничения крепкого алкоголя и единовременных крупных выплат на второго и третьего ребенка.

Я полностью согласен с пунктом 11.1 Стратегии нацполитики, в соответствии с которым национальные отношения в России должны быть направлены на формирование единой российской гражданской идентичности, основанной на сохранении русской культурной доминанты. Это не значит, что современное российское общество должно, например, полностью исповедовать православие, но оно должно объединяться вокруг единого культурного (цивилизационного) кода, который базируется на сохранении и развитии (1) русской культуры и языка, (2) исторического и культурного наследия всех народов России, (3) традиционных духовых ценностях. Для поддержания монолитности цивилизационного кода Россия должна приступить к активному созданию в странах бывшего СССР (прежде всего Средней и Центральной Азии) русских школ и филиалов российских высших учебных заведений, которые на месте могут обучать людей ценностным ориентирам, соответствующим российскому обществу. В дополнение, любые квазигосударственные, зачастую деструктивные этнические структуры, типа диаспор и землячеств, не признающие единый российский цивилизационный код, должны полностью запрещаться как экстремистские и поощряющие социальные конфликты в нашем обществе.
3. Примеры из практики
По мнению главы Комитета по СНГ Государственной Думы РФ Затулина К.Ф., главной проблемой национальной политики в России является русский вопрос. Так, если русский народ в чем-то серьезно не удовлетворен, то в стране возникают массовые проблемы. По мнению Затулина К.Ф., в России не нужно, как в СССР, проводить политику «опережающего развития национальных окраин».

В этом ключе все народы, что исторически живут за пределами России, как, например, в Средней Азии или в Закавказье, – не должны претендовать напрямую на то, чтобы считать себя соотечественниками. Соотечественниками, которые будут иметь льготные условия репатриации и получения гражданства, должны признаваться только (1) рожденные (или их родители) на территории современной России или (2) те, кто принадлежит к представителям народов, как правило, исторически проживающих на территории России, а не всего СССР.
4. С чем не путать
Цели национальной политики (защите национальной идентичности этносов, исторически проживающих на территории государства) противостоит гражданское общество в его понимании как фазы глобального общества. Это понимание гражданского общества содержится в книге К. Поппера «Открытое общество и его враги». Там гражданское общество представлено не как конструктивная общественность внутри государства, а как космополитное (не признающее государственных границ) общество, не имеющее национальной (этнической) или политической, связанной с государством, идентичности. Такое открытое гражданское общество поощряет свободу рынка труда, оно открыто к мигрантам и беженцам, проповедует мультикультурализм. В пределе оно исключает функционирование государств и является в контексте современного исторического развития человечества, скорее, очень опасной утопией, которая может породить большое количество социальных конфликтов и войн.
5. История развития, теории происхождения
Существует, как минимум, четыре похода к понятию «нация». Первый подход -- нация аристократов или сословная нация (Анри де Буленвилье «Государство Франция»). Второй -- нация как «третье сословие», то есть как сословие «буржуа» (А. Сийес «Что такое третье сословие?») Третий – нация как народ через «нацию единой культуры» (И.Г. Фихте «Речи к германской нации» 1806 год). Наконец, в-четвертых, нация как политический конструкт и аналог народов, сложившихся на базе этносов (Б. Андерсон «Воображаемые сообщества»).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/c0364ba48a20449d50471e588351189a/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Социальная сфера