Темы

Крупнейшие мыслители в обществознании XIX - начала XX века


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  7. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Что это? Обществознание является дисциплиной, областью знания, которая, по мнению известного правоведа Марченко М.Н., изучает и интерпретирует основные социальные явления, идеи, процессы и институты. В течение 19 и начала 20 века крупнейшие философы и социологи создали условия, чтобы большой пласт социально-гуманитарного знания стал научным обществознанием. Предмет научного обществознания и используемые методы изучения предмета совпадают с предметом и методами традиционных социально-гуманитарных наук: социологии, экономики, юриспруденции, политологии, истории, психологии. Таким образом, научность обществознания заключается в использовании научных методов социально-гуманитарных наук – прежде всего, качественных (а не количественных) методов: интервью, наблюдение, анализ текстов, сравнение, тестирование, анкетирование и опросы, экспертное оценивание, полевые исследования.

Становление обществознания можно связать с философией Г. Гегеля, во многом сформулированной в «Философии права». Он детально разрабатывал проблему свободы, государства, права, гражданского общества, социального прогресса, периодизации общества, развитие общества как прогресс в осознании свободы. Г. Гегель рассуждал о соотношении государства и гражданского общества, затрагивал проблему человека и обществе, выделил проблемы общественного и индивидуального сознания.

Традиционно считается, что наука социология была создана в 19 веке трудами О. Конта, который считал, что социальные науки должны использовать методы естественных наук. Г. Спенсер в развитие идей О. Конта и Ч. Дарвина полагал, что социальные структуры можно уподобить биологическим, в частности, рассматривать их с точки зрения эволюции и адаптации. Далее, известный социолог Э. Дюркгейм дал определение «социальному», то есть определил объект социологии — основной науки об устройстве общества. Еще один ученый М. Вебер стал основателем так называемой «понимающей социологии», цель которой -- объяснение причин социального поведения людей.

Экономика как наука о производстве и перераспределении материальных благ в условиях ограниченности ресурсов существенно оформилась во второй половине 19 века. Еще в 18 веке в труде известного экономиста А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» были сформулированы теория рыночного либерализма и меркантилизма. Далее, в 19 веке К. Маркс в «Капитале» сформулировал свойства денег, в частности прибавочную стоимость денег, а также указал основное противоречие между классами капиталистов и рабочих – занижаемая стоимость труда рабочих. В дальнейшем, в начале 20 века экономист П. Самуэльсон сформулирует гипотезу о равновесии спроса и предложения, к которому стремится экономика, а Дж. Кейнса в работе «Общая теория занятости, процента и денег» -- что равновесие не является свойством экономики, поэтому государство может и должно влиять на спрос и предложение.

В духовно-культурной сфере в 19 веке развивались культурная антропология и этнология. Так, антрополог Ф. Боас дал теоретическое определение культуры как совокупности моделей поведения (социальных ролей), которые человек усваивает в процессе взросления. Теоретические наработки Ф. Боаса стали основой для метода полевых исследований примитивных народов Б. Малиновского, описанного в книге «Аргонавты западной части Тихого океана». Были также сформулированы зачатки цивилизационного подхода к развитию обществ. Так, философ Данилевский Н.Я. в книге «Россия и Европа» утверждал, что никакого поступательного развития всего человечества и центра развития не существует, а существует лишь сменяемость различных обществ (культурно-исторических типов или цивилизаций).

Наиболее четко размежевание политической науки, филосо фии и этики осуществил в 16 веке Н. Макиавелли, который выделил политические исследования как самостоятельное научное направление. При этом вплоть до второй половины 19 века политология не выделялась как отдельная дисциплина. Формирование политологии связывают прежде всего с Ф. Лейбером, который в 1857 году начал читать курс лекций по политической теории, а в 1896 году известный социолог Г. Моска написал труд «Элементы политической науки». В начале 20 века социолог К. Шмитт напишет работу «Понятие политического», оформив создание политологии.

Для чего? Формирование обществознания как дисциплины в 19 веке и отдельных общественных наук связано с глубокими общественными изменениями -- становлением промышленного капитализма, разложением социальных структур традиционного общества и формированием индустриального общества. Это вызвало необходимость в лучшем понимании социальных процессов, чего невозможно было достичь гуманитарными науками: историей, юриспруденцией, антропологией, культурологией, религиоведением и филологией. Общественные науки стали изучать совершенно новый предмет – человека в обществе и общественные отношения.

Важно также, что в середине 19 века в социально-гуманитарных сферах был накоплен большой объем различной информации, который начали обрабатывать с помощью естественно-научных методов познания (эти методы позволили даже открывать новые планеты – Нептун -- на основании заранее сделанных расчетов астроном А. Левелье). В частности, группы исследователей, к которым относились социал-дарвинисты и позитивисты, не видели принципиальных различий между причинно-следственными связями в природе и обществе. Так, основатель социологии, О. Конт, стремился использовать методы естественных наук, чтобы сформулировать законы развития общества и иметь возможность давать практический прогноз.

Регулирование? Основной предмет общественных наук – это социальные (общественные) отношения. Регулирование общественных отношений осуществляется социальными нормами – неправовыми (обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью) и правовыми. Социальные неправовые нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. При этом правовые нормы формируют единую систему права – так, в России Конституцией РФ, федеральными и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему важно? Для меня очевидно, что обществознание имеет огромное практическое значение, экзистенциальное для общества и государств. Так, неполнота или неверная информация в естественно-научном знании может ухудшить жизнь общества, а ошибки в рамках социально-гуманитарного знания могут приводить к социальным конфликтам (переворотам, революциям, социальным волнениям, религиозным расколам), иногда к гибели государств (например, СССР) и обществ в целом. С помощью обществознания как дисциплины необходимо формировать общественное сознание молодежи и юношей. В рамках преподавания обществознания должны закладываться специфичные для нашего, а не для других (в том числе западноевропейских) обществ основы социогуманитарных дисциплин – экономики, социологии, культурной антропологии, политологии.

Я считаю, что у многих представителей российской культуры и естественно-научного сообщества очень низкий уровень социально-гуманитарного знания, граничащий с правовым нигилизмом. У этих малых групп сформированы достаточно высокие требования и запросы к государству, зачастую направленные на удовлетворение собственных потребностей – получить финансирование на новые исследования, новую постановку спектакля, новую экранизацию фильма. При этом они не только не относятся к государству позитивно, как к инструменту решения поставленных перед собой задач, но стремятся открыто противодействовать российскому государству, обладая при этом минимумом знания в области государства, права и общества. Для исправления такой ситуации необходимо обучать основам обществознания и формировать позитивное правосознание еще на стадии школы и высших учебных заведений, особенно у студентов естественно-научных направлений.
3. С чем не путать
Обществознание как дисциплина для преподавания не может быть заменена правоведением или историей. Так, предмет обществознания существенно выходит только за поверхностное обучение основам права и государства, поскольку включает изучение общества, экономики, культуры и духовной жизни. Изучение дисциплины истории, особенно, в школе слишком привязано к фактам и датам, а обществознание показывает причины, связи и следствия между социальными явлениями, вырабатывает ориентиры для практического социального поведения.
4. История развития
Зачатки обществознания формировались в произведениях греческих мыслителей. Они разработали классификацию форм правления и режимов государств (монархия, аристократия, демократия), проводили сравнительное изучение законов в первых полисах (Ликург — в Спарте, Солон — в Афинах), Платон сформулировал основы политического знания в «Государстве», Аристотель отделил экономику от хрематистики. К непосредственному же формированию общественных наук привели, во многом, утопические работы Г. Гроция, Ж. Бодена, И. Канта, К.А Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/acbbc341c65cab1d9809630123cf326a/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-12-15 18:09 Занятия: блок «Специфика обществознания