Темы

Социальное и гуманитарное знание


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Знание -- это понятие, которое используется для описания убеждений, фактов, информации или навыков, которыми обладает человек или сообщество. Важной характеристикой знания является истинность или ложность, которые определяется соответствие знания объективной действительности. В рамках социокультурного подхода знание -- это продукт общественных и культурных норм и ценностей, который формируются через общение с другими людьми, обучение и социальные практики. Ключевые характеристики знания: (1) уверенность в истинности, основанной на доказательствах, а также (2) способность передавать или применять эту информацию в различных контекстах.

Социальное знание являются результатом процесса социального познания. При этом само социальное познание -- это процесс приобретения знаний об обществе, социальных институтах (в том числе, государстве и праве) и людях. Объектом социального знания являются (1) общество, (2) социальные институты (в том числе государство и право), (3) общественные отношения, (4) человек с точки зрения социальной и духовно-культурной, но не биологической, составляющих, и (5) ценности как неформальные социальные институты общества.

Средства и способы достижения социального знания, то есть методы познания, можно разделить на две большие группы: (1) эмпирические (основанные на опыте) и (2) теоретические (не основанные непосредственно на опыте). Эмпирическими методами являются тестирование, анкетирование и опросы, экспертное оценивание, исследование социальных установок, наблюдение, социометрия. Теоретическими методами являются составление гипотез, формирование научных абстракций, умозаключения, статистические подходы, классифицирование, аналитика, сравнение (компаративистский метод).

Объектом гуманитарного знания является культура, искусство, духовная жизнь личности, ценности и ценностные ориентиры, понятия, которые имеют значимость для конкретного индивида. Гуманитарное знание -- это литература, философия, история, религия, этика, политика и другие аспекты человеческого бытия. Гуманитарные науки стремятся понять смыслы, ценности, идеи, творческие проявления, которые влияют на общество и культуру.

Сходства социального и гуманитарного знания проявляются в том, что как социальные, так и гуманитарные науки ориентированы на понимание (1) человеческого поведения, (2) общественных процессов и (3) культурных явлений. Обе области знания включают в себя элементы из различных дисциплин, таких как история, антропология, экономика, психология, политология. Исследователи в обеих областях часто используют качественные методы познания, такие как интервью, наблюдение, анализ текстов. Источниками обеих областей знания являются (1) исторический опыт (знания, которые можно извлечь из истории человечества) и (2) социальная действительность (наблюдения за текущим состоянием общества).

Различия проявляются в том, что социальные знание -- как правило, продукт изучения структур и процессов в обществе, таких как политика, экономика, социальные институты. Гуманитарное же знание больше ориентировано на изучение культуры, искусства, литературы, языка. Гуманитарные науки часто используют интерпретативный подход, анализ текстов и символов, конвенционализм – то есть знание как продукт соглашения между исследователями, тогда как социальные науки могут больше ориентироваться на количественные методы и статистический анализ. В гуманитарном знании часто обращают внимание на критический анализ, а в социальном -- на прагматическое применение результатов для решения социальных проблем.

Ключевыми функциями социального познания являются (1) исследование закономерностей, которым подчиняются социальные отношения (от межличностных отношений до взаимодействия между целыми народами); (2) изучение внутреннего мира личности и того, как она взаимодействует с обществом; и (3) изучение места личности в социуме. Также особенно важна воспитательная функция социально-гуманитарного знания. Недогматичное (например, не на основе непоколебимых авторитетов) и неидеологизированное (например, не на основе либеральной идеологии) обучение социально-гуманитарным наукам через призму человекосберегающих ценностей и стремления повысить благосостояние общества может предотвратить социальные конфликты и обеспечить устойчивое развитие нашего общества. Это обеспечивается также правовым регулированием -- признанным в соответствии со статьей 13 Конституции РФ идеологическим многообразием -- плюрализмом.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Для меня очевидно, что социально-гуманитарное знание имеет огромное практическое значение, экзистенциальное для общества и государств. Его значение даже больше, чем значение естественно-научного знания. Так, неполнота или неверная информация в естественно-научном знании может ухудшить жизнь общества, а ошибки в рамках социально-гуманитарного знания могут приводить к социальным конфликтам (переворотам, революциям, социальным волнениям, религиозным расколам), иногда к гибели государств (например, СССР) и обществ в целом.

Я считаю, что у многих представителей российской культуры и естественно-научного сообщества очень низкий уровень социально-гуманитарного знания, граничащий с правовым нигилизмом. У этих малых групп сформированы достаточно высокие требования и запросы к государству, зачастую направленные на удовлетворение собственных потребностей – получить финансирование на новые исследования, новую постановку спектакля, новую экранизацию фильма. При этом они не только не относятся к государству позитивно, как к инструменту решения поставленных перед собой задач, но стремятся открыто противодействовать российскому государству, обладая при этом минимумом знания в области государства, права и общества. Для исправления такой ситуации необходимо обучать основам обществознания и формировать позитивное правосознание еще на стадии школы и высших учебных заведений, особенно у студентов естественно-научных направлений.
3. Примеры из практики
К 19 веку в социально-гуманитарных сферах был накоплен большой объем различной информации, который начали обрабатывать с помощью естественно-научных методов познания. В частности, группы исследователей, к которым относились натуралисты и позитивисты, не видели принципиальных различий между причинно-следственными связями в природе и обществе. Они сформулировали концепцию «географического детерминизма», в соответствии с которой главным фактором социальных изменений считались географические условия, климат, ландшафт (Ш. Монтескье, И.И. Мечников, Л.Н. Гумилев).
4. С чем не следует путать
Социально-гуманитарное знание отличается от естественно-научного знания. Так, если предметом естественно-научного знания является природа, ее законы и закономерности, то предметом социально-гуманитарного знания является общество, социальные институты, общественные отношения и, что особенно важно, ценности как неформальные институтов. Далее, в рамках естественного знания, как правило, существует один правильный ответ и много неправильных ответов на вопросы; а в социально-гуманитарном – существует более одного правильного ответа и много неправильных ответов на вопросы.

В социально-гуманитарном знании в отличие от естественно-научного знания отсутствуют объективные законы, которые имеют количественно-определимый предсказательный эффект. Более того, методы познания в социально-гуманитарном знании во многом иные, чем в естественно-научном. Так, если естественно-научное знание достигается, прежде всего, за счет эксперимента (искусственно спровоцированного опыта, который может быть независимо повторен разными исследователями при схожих условиях с неизменным результатом), то в социально-гуманитарном знании его роль играет сравнительный метод исследования (компаративистика).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/6842af4ca3131a2d05e25c96407eb15c/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество