Темы

Конкуренция, монополистическая конкуренция


Вернуться назад


Конкуренция, монополистическая конкуренция

1. Общее-простые факты из ЕГЭ:
  1. понятие;
  2. структура и содержание;
  3. особенность;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции;
  6. факторы возникновения и существования;
  7. последствия;
  8. правовое регулирование в РФ.
Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность другого субъекта в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товаров на рынке. Право на свободную конкуренцию -- необходимый элемент субъективного права на осуществление экономической деятельности, состоящего в юридически равной возможности хозяйствующего субъекта доступа на рынок для привлечения спроса потребителей (приобретателей). При этом конкуренция возможна в рыночной, смешанной и переходной экономических системах и почти не возможна в плановой экономической системе.

Конкурентные действия -- это состязательные действия предпринимателей, совершаемые для приобретения правомерных преимуществ в своей деятельности. Выделяют ценовые и неценовые конкурентные действия. Так, ценовые действия заключаются в том, что предприниматели снижает продажную цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей (потребителей). Если кто-то начинает конкурировать с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть в конкурентной борьбе. Неценовые действия -- это действия по улучшению качества и потребительских свойств товаров (работ, услуг), расширению ассортимента и введению в оборот новых товаров, улучшению сервисного обслуживания, использованию новых технологий (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), а также рекламные и маркетинговые действия.

Право на свободную конкуренцию имеет пределы своего осуществления. Так, предприниматели обязаны не злоупотреблять своим правом на свободную конкуренцию, то есть не совершать действия, противоречащие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости или направленные исключительно причинить вред другим лицам (шикана). Конкурентные действия в нарушение указанных норм будут считаться недобросовестной конкуренцией.

Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, повышению качества товаров, работ и услуг. Конкуренция предпринимателей направляет ресурсы в производство востребованных товаров и услуг -- ведется борьба за потребительский спрос. Конкуренция также способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям увеличивать прибыль, развивать направления бизнеса. Наконец, в условиях конкуренции минимизированы вероятности дефицита потребительских товара.

Недостатки конкуренции могут выражаться в нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса и предложения. С понижением цены определенное количество производителей и продавцов выталкивается с рынка, и для некоторых предпринимателей это означает разорение, а для рабочих -- безработицу. Стремление к выгоде может побуждать предпринимателей к применению методов недобросовестной конкуренции, которые задерживают экономический рост. Наконец, конкуренция стимулирует кризисы перепроизводства товаров в потоке за выпуском все большей массы товаров, дающий прибыль.

Конкуренция осуществляется на рынках. Рынком считается пространство, на котором существует децентрализованный механизм формирования цен на товары, услуги и работы путем нахождения равновесия между спросом и предложением. Получается, что по критерию наличия или отсутствия конкуренции экономическое пространство можно разделить на (1) рынки совершенной конкуренции, (2) рынки несовершенной конкуренции и (3) неконкурентное пространство.

На рынках (1) совершенной конкуренции цена на товары, работы и услуги устанавливается рыночным механизмом спроса и предложения, а не посредством влияния продавцов или покупателей. К рынкам же (2) несовершенной конкуренции относятся (а) олигополии и конкурентная монополия (цена формируется, прежде всего, конкуренцией между более чем двумя продавцами) и (б) олигопсонии и конкурентная монопсония (цена формируется, прежде всего, конкуренцией между более чем двумя покупателями). К неконкурентному пространству относятся монополии (дуополии) и монопсонии (дуопсонии).

Существуют ситуации, когда на рынке конкурируют несколько определенных продавцов или покупателей, которые, по сути, являются монополистами. Это называется коллективным доминированием, с точки зрения права, или монополистической конкуренцией, с точки зрения экономики. Анализу конкурентной монополии (монопсонии) посвящены работы Дж. Робинсона «Экономическая теория несовершенной конкуренции» и Э. Чемберлина «Теория монополистической конкуренции».

Монополистическую конкуренцию (конкурентную монополию и конкурентную монопсонию) проще осознать через правовой режим «коллективного доминирования» на рынке. Так, «доминированием» или «доминирующим положением» является особая возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке (устранять с рынка других хозяйствующих субъектов или затруднять их доступ). Коллективным же доминированием является ситуация, когда несколько ведущих игроков на рынке в совокупности могут осуществлять доминирование. Например, по статье 5 ФЗ «О защите конкуренции» коллективным доминированием считается ситуация, когда три субъекта контролируют более 50% рынка или 5 субъектов -- более 75% рынка (пример, Яндекс-такси, Gett-такси и Ситимобил).

Коллективное доминирование само по себе не является нарушением, но злоупотребление доминирующим положением является нарушением. Оно выражается в установление монопольно высоких или монопольно низких цен (демпинге). Злоупотребление коллективным доминированием также может выражаться в заключении соглашения между предпринимателями-конкурентами, которое может привести к (1) манипулированию ценами; (2) разделу товарного рынка, например, по территориальному принципу; (3) сокращению или прекращению производства товаров; (4) отказу от заключения договоров. Такое соглашение называется картелем, а его высокая общественная опасность влечет применение уголовной ответственности по статье 178 УК РФ.

В целом, поддержка конкуренции в России основана на конституционных принципах свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности (часть 1 статьи 8 Конституции РФ). Обеспечение конкурентного ценообразования на рынках России основано на ФЗ «О защите конкуренции» и ФЗ «О естественных монополиях». Наконец, защита конкуренции обеспечивается как КоАПом РФ, так и УК РФ.


2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической,
  2. социальной,
  3. духовно-культурной,
  4. политической
Я полагаю, что конкуренция как стрежневое явление рынка не должна повсеместно применяться в экономике России. Есть отрасли и направления, где могут существовать монополии, а эффективный экономический рост обеспечивается не конкуренцией, а государственным регулированием (авиастроение, атомная промышленность). Более того, в настоящее время многие страны все больше отказываются от участия в глобализации международной экономики, фрагментируются на макрорегионы, а глобальная конкуренция между государствами трансформируется в конкуренцию внутри макрорегионов.

Я считаю, что экономика России не должна развиваться только в рамках конкурентных рынков. Дело в том, что решению двух основных задач: (1) преодолению демографического кризиса (путем ограничений крепкого алкоголя и курения, программ материального стимулирования рождения второго и третьего ребенка) и (2) ограничению вывоза заработанного в России капитала за рубеж – не способствуют конкурентные и рыночные принципы и механизмы. Они не способны создавать стимулы для развития человеческого капитал и научно-технического прогресса как важных факторов экономического роста России. Я согласен с мнением Глазьева С.Ю., что в России необходим (1) отход от концепции рынка, как такового, (2) возобновление индикативного планирования и (3) внедрение автоматических системы управления экономикой (аналоги системы ОГАС, разработанной академиком Глушко В.П.)
3. С чем не путать
Конкуренции противостоит монополистическая деятельность, то есть противоречащие антимонопольному законодательству деяния, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Выделяются четыре вида монополистической деятельности: (1) злоупотребление доминирующим положением; (2) антиконкурентные соглашения; (3) антиконкурентные согласованные действия; (4) антиконкурентная координация экономической деятельности. Монополистическая деятельность является правонарушением, то есть противоправным, виновным деянием, причиняющим вред и влекущим применение мер юридической ответственности (административной или уголовной).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/6e3371a6b66ed82177165ccd3dac55a1/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Экономика