Темы

Местное самоуправление: понятие, механизм осуществления


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Местное самоуправление является социальным институтом, который обеспечивает децентрализацию публичной власти и способствует развитию инициативы граждан. По своей сути, местное самоуправление является формой осуществления публичной власти наряду с государственной. Правовые основы местного самоуправления закреплены в Европейской хартии местного самоуправления 1985 года. Согласно этому документу под местным самоуправлением понимается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

В России местное самоуправление признается и гарантируется статьей 12 главы 1 Конституции РФ. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя и осуществляется на всей территории страны. Важно понимать, что местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В целом, местное самоуправление является элементом гражданского общества (системы независимых от государства социальных институтов, групп и индивидов, обеспечивающих реализацию социально значимых интересов), действия которого обеспечиваются авторитетом государства.

Механизм осуществления местного самоуправления в России построен на двухуровневой системе. Первый уровень (низовой) образуют сельские поселения, городские поселения, внутригородские территории городов федерального значения и внутригородские районы. Второй уровень (более высокий) образуют муниципальные районы и городские округа. Следует отметить, что муниципальные образования разных уровней и формируемые в них органы местного самоуправления не находятся в соподчиненности и представляют собой самостоятельные образования.

Основными формами осуществления местного самоуправления являются: (1) формы прямой демократии; (2) выборные представительные органы местного самоуправления и (3) органы, избираемые или назначаемые представительными органами. К формам прямой демократии, реализуемым на уровне местного самоуправления, относятся: местный референдум; муниципальные выборы; отзыв депутата; сходы граждан по месту жительства; собрания граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления. К выборным представительным органам местного самоуправления относятся местные советы (в них проявляется институт парламентаризма на местном уровне) и главы муниципальных образований. Наконец, к формируемым представительными органами относятся комитеты, комиссии.

Органы местного самоуправления важны потому, что к их полномочиям отнесено решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Это, прежде всего, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, налоги и сборы; организация, содержание и развитие муниципальных школ и детских садов, больниц, спортивных секций; муниципальное дорожное строительство; благоустройство и озеленение территории. Так, в частности, важными являются вопросы местной инфраструктуры – в небольших населенных пунктах местные органы существенно лучше, чем государственные органы, знают, где нужна дорога или мост.

В настоящее время основными источниками правового регулирования местного самоуправления в России является Конституция РФ; Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления»; Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»; Конституции (Уставы) субъектов РФ; законы субъектов РФ о местном самоуправлении; уставы муниципальных образований. Совокупность правовых норм, регулирующих местное самоуправление, называют муниципальным правом. Ряд правоведов, например, Авакьян С.А., рассматривает муниципальное право как подотрасль конституционного права РФ.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я согласен с мнением известного экономиста Зубаревич Н.В. о том, что развитие муниципалитетов (то есть местного самоуправления) в России возможно только за счет сбалансированной налоговой и бюджетной политики, связанной с перераспределением дотаций и оставлением части налогов на местах. Такая политика должна будет направлена на уменьшение экономического неравенства между муниципалитетами. Уменьшение неравенства также будет способствовать укреплению единства нашего общества.

Я знаю, что в апреле 2023 года Президент РФ проводил совещание на заседании Совета по местному самоуправлению. Среди вопросов обсуждения были подняты следующие: (1) подготовка кадров для местного самоуправления (муниципальная служба должна стать более привлекательной для молодежи) и (2) финансирование органов местного самоуправления. Повышение качества кадров в местном самоуправлении создаст предпосылки для увеличения полномочий на местном уровне, то есть для более качественного решения местных вопросов. Увеличение полномочий должно сопровождаться разумным финансированием органов местного самоуправления – передачей части налогов и сборов в бюджет местного самоуправления.

Важно понимать, что увеличение полномочий муниципалитетов, как и увеличение финансирования, не должно считаться самоцелью. Дело в том, что если передать слишком много полномочий и оставить большое финансирование, то государство быстро столкнется с тем, что в городах и иных населенных пунктах к власти могут прийти представители криминального мира (что часто было после распада СССР) или религиозные радикалы (например, на Северном Кавказе). Именно поэтому действия муниципалитет должны быть небесконтрольными, а передаваемые полномочия -- достаточно умеренными для решения местных вопросов.
3. С чем не следует путать
Необходимость органов местного самоуправления не является очевидной. Дело в том, что органы местного самоуправления крайне ограничены в установлении налогов (не могут вводить новых налогов и изменять предельные ставки, поскольку перечень местных налогов и основные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ) и не обладают собственным аппаратом принуждения (только государственным). Так, например, в Москве полномочия и организационно-технические возможности префектур и управ – государственных органов – существенно превышают возможности советов депутатов муниципальных округов. В связи с этим ответ на опрос о необходимости муниципалитетов может быть следующим: основная идея местного управления в том, чтобы их представители жили бы там, где осуществляют свою деятельность, и решали бы местные вопросы.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/0f2587a6255baa1d297ac74449761665/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Разбор эссе прошлых лет