Темы

Национальные отношения


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Национальные (межнациональные или межэтнические) отношения -- это взаимодействия между (1) основными этническими общностями: этносами, народами, народностями, нациями, а также (2) их отдельными представителями во всех сферах жизни. Такие отношения влияют на этнокультурное и языковое многообразие и гражданское единство. Структуру национальных отношений составляют субъекты – указанные этнические общности и конкретные индивидуумы, и объекты -- язык, традиции (история), культура (иногда религия), территория и этническое (национальное) самосознание. Содержанием национальных отношений являются взаимные связи и коммуникация во всех сферах общественной жизни – прежде всего, духовно-культурной, затем социальной, экономической и политической.

Основным субъектом национальных отношений является этнос (русские, якуты, ханты), то есть по С.М. Широкогорову, группа людей, (1) говорящих на одном языке; (2) признающих свое единое происхождение; (3) обладающих комплексом обычаев, отличаемых от обычаев других групп. Далее, народ, по А.Г. Дугину, -- это этнос, наделен общностью проекта, он хочет сделать то, чего еще нет, достичь новой миссии: сформировать новые (1) государство, (2) религию или (3) цивилизацию (в том числе, ценностные ориентиры или духовные ценности для группы этносов). Наконец, нация (россияне, немцы, американцы) – искусственная, специальная разработанная концепция, означающая политически объединенных граждан или подданных в рамках единого государства. Иногда выделят народность, которая, по Л.Н. Гумилеву (в книге «Этногенез и биосфера земли»), -- в отличие от этноса не формирует развитые социальные институты.

При взаимодействии этносов друг с другом часто происходит процесс этнической ассимиляции -- постепенное поглощение одного этноса другим вплоть до его исчезновения. Противоположностью ассимиляции является этническая консервация -- сохранение этноса в ситуации массивного воздействия другого этноса. Другой формой межэтнических взаимодействий является аккультурация -- культурная трансформация той социальной группы, на которую она направлена, но это не приводит (как в случае ассимиляции) к полному слиянию двух групп или поглощению одной из них другой. Еще одной формой межэтнических взаимодействий является интеграция – осознанной и добровольной (в отличие от ассимиляции) включением одной этнической группы в другую.

Национальные отношения можно разделить на складывающиеся как между (1) между этническими общностями в целом, так и между (2) отдельными людьми (межличностные отношения). Далее, это могут быть отношения внутри одного государства, так между субъектами из разных государств. Национальные отношения можно разделить по сферам жизни: в духовно-культурной сфере -- культурный обмен; в экономической и социальной – в заключении выгодных торговых договоров; наконец, в политической – при учете национального представительства в органах государственной власти. В целом, национальные отношения можно разделить на (1) конструктивные/сотрудничество (русские и белорусы), (2) нейтральные (русские и итальянцы) и (3) конфликтные/враждебные (армяне и азербайджанцы).

Конструктивные национальные отношения внутри государства основываются на воспитании уважительного отношения к человекосберегающим ценностям, культурным и религиозным особенностям этносов и народов. На межличностном уровне это часто проявляется в межнациональных браках или дружбе. На законодательном и практическом уровне должна отсутствовать привилегированность или дискриминация в социальной, экономической и политической сфере. Наконец, воспитание разумного патриотизма и гражданственности, а не национализма и превосходства формирует ответственное отношение к своему государству и обществу.

Сотрудничество в рамках национальных отношений на межгосударственном уровне обычно выражается в заключении и реализации договоров о формировании единого экономического, социального и культурного пространства (например, в рамках ЕАЭС и БРИКС). Национальное сотрудничество в политической сфере может выражаться при формировании конфедеративных образований (например, Союзного государства России и Белоруссии) и военные союзов (например, ОДКБ). Важным составляющим позитивных и уважительных национальных отношений является отсутствие идеологии национализма в политике государств, деструктивной политической мифологии, территориальных претензий.

Функцию выстраивания сотрудничества берет на себя культура межнациональных отношений. Это по своей сути совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий различных этнических общностей, позволяющих достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Высокая культура проявляется прежде всего, в системном и целенаправленном воспитании на уважительное отношение к конструктивным ценностям (то есть человекосберегающим, а не ценностям трансгуманизма) этносов, в участии в образовательных программа для молодежи и специалистов. При этом важно, чтобы указанные программы проводились без навязывания превосходства ценностей и традиций одних этнических общностей над другими (типа, идеологии Великого Турана).

Для предотвращения конфликтов на национальной почве важно обеспечивать социальное и экономическое равенство. Так, государство, по мнению известного экономического географа Зубаревич Н.В., должно смягчать социальное неравенство (то есть обеспечивать доступность, прежде всего, к образованию, медицинскому обслуживанию, социальной мобильности в обществе). Более того, в ситуации экономического благополучия этнические общности могут быть недовольны навязыванием нехарактерных этно-культурных ценностей. Во внешней политике крупные экономические проекты между государствами (например, российская АЭС «Аккую» в Турции, российско-китайский мост через Амур) способствуют стабилизации межгосударственных и национальных отношений.

Правовое регулирование национальных отношений в России основано на нормах Конституции РФ. Так, Конституция РФ защищает языки и культуру многонационального народа России (то есть народа, состоящего из различных этносов – статья 68*), а также предусматривает отсутствие этнической дискриминации (статья 19). Важным актом регулирования является «Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» («Стратегия нацполитики»), утвержденная указом Президента РФ. Естественно, что национальные отношения регулируются, кроме правовых норм, социальными нормами – традициями, обычаями, нормами морали и нравственности, религиозными догмами.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я полагаю, что для стабильного существования и поступательного функционирования российского общества необходимо обучать детей и молодежь важности этно-культурных и национальных отношений. На практике это должно проявляться не просто в толерантности, а в уважительном отношении к конструктивным традициям этнических общностей на территории его исконного расселения при едином правовом поле по всей стране. Более того, на государственном уровне национальная и демографическая политики должны взаимно дополнять друг друга, например, так, чтобы увеличение населения шло не за счет родственников от трудовых мигрантов, а за счет иных мер – ограничения крепкого алкоголя и единовременных крупных выплат на второго и третьего ребенка.

Я полностью согласен с пунктом 11.1 Стратегии нацполитики, в соответствии с которым национальные отношения в России должны быть направлены на формирование единой российской гражданской идентичности, основанной на сохранении русской культурной доминанты. Это не значит, что современное российское общество должно, например, полностью исповедовать православие, но оно должно объединяться вокруг единого культурного (цивилизационного) кода, который базируется на сохранении и развитии (1) русской культуры и языка, (2) исторического и культурного наследия всех народов России, (3) традиционных духовых ценностях. Для поддержания монолитности цивилизационного кода Россия должна приступить к активному созданию в странах бывшего СССР (прежде всего Средней и Центральной Азии) русских школ и филиалов российских высших учебных заведений, которые на месте могут обучать людей ценностным ориентирам, соответствующим российскому обществу. В дополнение, любые квазигосударственные, зачастую деструктивные этнические структуры, типа диаспор и землячеств, не признающие единый российский цивилизационный код, должны полностью запрещаться как экстремистские и поощряющие социальные конфликты в нашем обществе.
3. С чем не путать
От межнациональных отношений отличаются межконфессиональные отношения – это отношения как между конфессиями (направлениями вероисповеданий), так и между сообществами их последователей. Для поддержания мирных межконфессиональных отношений государство признает автономность каждой из конфессий, создает единое правовое пространство (статьи 14 и 28 Конституции РФ). Также конструктивным национальным отношениям противостоит ксенофобия -- ярко выраженная неприязнь ко всему, что воспринимается как чужеродное, часто – к иным этническим общностям. Для предотвращения ксенофобии необходимо обучать молодежь конструктивным («человекосберегающим») ценностным ориентирам иных этнических общностей.
4. История развития, теории происхождения
Существует, как минимум, четыре похода к понятию «нация». Первый подход -- нация аристократов или сословная нация (Анри де Буленвилье «Государство Франция»). Второй -- нация как «третье сословие», то есть как сословие «буржуа» (А. Сийес «Что такое третье сословие?») Третий – нация как народ через «нацию единой культуры» (И.Г. Фихте «Речи к германской нации» 1806 год). Наконец, в-четвертых, нация как политический конструкт и аналог народов, сложившихся на базе этносов (Б. Андерсон «Воображаемые сообщества»).

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/892f4968540f41cc3a5ce6025c62d78a/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-02-22 18:26 Занятия: блок «Социальная сфера