Темы

Сознание человека: основные трактовки сознания


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Сознание (по определению из «Большого энциклопедического словаря») (1) является высшей формой отражения окружающей реальности, (2) определяет цели и мотивы деятельности, (3) свойственна общественно развитому человеку и (4) связана с речью. Более общо сознание в настоящее время определяет русский философ, изучающий сознание, Дубровский Д.И.: сознание – субъективная реальность. Современный философский и естественно-научный подходы к сознанию больше опираются на работу Т. Нагель «Каково быть летучей мышью?» В ней говорится о том, что «…некий организм впадает в сознательное состояние только тогда, когда быть этим организмом на что-то похоже – для него самого».

Сознание структурно организовано и является сформированной целостной системой. Основная деятельность сознания заключается (1) в отражении действительности (то есть в осознании и понимании) и (2) в волевом формировании действий и прогнозировании их результатов. Сознанию присущи такие составляющие, как (1) самосознание, (2) самоанализ и (3) самоконтроль. Несомненной спецификой человеческого сознания по сравнению с сознанием животных является наличие языка, членораздельная речь, которая во много определяет мыслительные процессы сознания.

Существуют указанные ниже (наиболее известные, но не единственные) трактовки сознания, которые стремятся объяснить природу сознания. Каждая из трактовок стремится ответить на одни и те же вопросы: (1) что из себя представляет сознание и (2) каковы закономерности его развития. Исторически можно выделить два основных подхода к трактовкам сознания: (1) философский и (2) естественно-научный.

Многих известных философов – Платона, Р. Декарта, Г. Лейбница -- можно отнести к представителям теории дуализма сознания. Эта теория построена на существовании двух субстанций: (1) самого сознания – идеальной субстанции и (2) физического объекта – человека, в котором сознание существует. Эта группа философов признавала наличие сознания (1) только у человека и (2) не смогла объяснить, каким именно образом происходит взаимодействие между идеальной и материальной субстанциями.

Известный философ Г. Гегель относится к представителям второй трактовки --теории идеализма: сознание существует в идеальном, метафизическом мире и реализуется в реальном мире через идеи и концепции. Для Гегеля сознание не ограничивается отдельным индивидом, оно также является продуктом исторического развития и культурного контекста. Сознание формируется и развивается в процессе взаимодействия между индивидом и обществом, между различными идеями и концепциями.

Третья трактовка сознания -- бихевиоризм (Дж. Уотсон) предполагает, что поведение формируется под воздействием внешних стимулов и ассоциаций между стимулами и реакциями. В этой парадигме сознание рассматривается как результат определенных стимулов и обучения, а не как некий самостоятельный процесс или субъективный опыт. Дж. Уотсон не утверждает, что сознание не существует, но скорее считает, что оно недоступно для объективного научного исследования.

Четвертая трактовка сознания – материализм (Ф. Энгельс): базируется на утверждении о физическом характере сознания. Материалисты относят сознание к физическому объекту, состоящему, как и все прочее, из высокоорганизованной материи. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение определяется сознанием, которое в принципе познаваемо.

Современная философские концепции пытаются безуспешно объяснить сознание языковыми играми (то есть словами с новым смыслом, а не физическими законами) – пятая трактовка. Так, известный философ Дж. Сёрль определяет сознание как способность человека осознавать и интерпретировать внутренние и внешние события, а также воспринимать свое собственное существование и мышление. Дж. Сёрль придерживается взгляда, что сознание не может быть полностью объяснено с помощью физических процессов и механизмов, а также что оно представляет собой отдельное, неповторимое, ментальное измерение человеческой природы.

Существует отдельная физиологическая школа (И. Павлов, И. Сеченов), которая объясняет сознание как порождение нейронных связей в мозге человека и животных. Современная нейробиология и, в целом, функциональные трактовки сознания исходят из следующего: сознание (1) может быть у человека, высших животных (некоторые ученые считают, даже у растений) и машин (искусственный интеллект) и (2) порождается у человека и животных нейронными гиперсетями (К.П. Анохин, Т.В. Черниговская). В рамках нейронных гиперсетей существуют уровни нейронов, где формируются идеи, ценности и абстрактные понятия, то есть то, что философы часто называют «квале». В таком понимании сознание включает: сенсорный опыт (видеть красный цвет), аффективный опыт (чувствовать боль), когнитивный опыт (думать), агентивный опыт (убеждать другого), самосознание (распознавать себя в качестве отдельной сущности).
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Изучение сознания, помимо удовлетворения очевидного любопытства ученых имеет большое количество прикладных применений. Так, я знаю, что академик К.П. Анохин – ведущий российский нейробиолог, специалист в области сознания -- вместе с ведущими философами проводит в МГУ межкафедральный спецкурс по сознанию. Такие исследования позволяют изучать наличие сознания у неживых сущностей. Дело в том, что сознание или его прообраз начинается появляться у неживых сущностей, например, у приборов с нейросетями, таких, как GPT - чат? В этом контексте -- к каким правовым последствиям это приведет, нужно ли будет распространить на таких существа «концепцию человека» и защищать их права?

Сознание вместе с волей являются составляющими психической деятельности человека и имеют важное значение в правовой сфере. Так, сознание важно для определения дееспособности -- предоставленной законом субъекту права возможности своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Порок в сознании человека – то есть неспособность (1) понимать значения своих действий или (2) руководить ими – может привести к признанию такого человека недееспособным в судебном порядке.

Далее, сознание важно для категории (1) вменяемости и (2) вины (как субъективной стороны противоправного деяния), которые используются в уголовном праве и законодательстве об административных правонарушениях. Например, вменяемость (в уголовном праве) -- это такое состояние психики, при котором человек в момент совершения общественно опасного деяния может (1) осознавать значение своих действий и (2) руководить ими. Невменяемый человек не может нести уголовную ответственность за свои объективно опасные поступки, вменяемых же – подлежит уголовной ответственности.
3. С чем не следует путать
Сознание нужно отличать от подсознания, или неволевого сознания. Так, контролем многих физиологических процессов человека занимается неволевая сознательная деятельность (ритмичность работы сердца, выделение гормонов или нейромедиаторов). Известный психолог К. Юнг ввел определение коллективного бессознательного -- общие символы, мотивы, архетипы и образы, которые присутствуют в различных культурах и религиях. Он считал, что оно глубоко связано с биологическими и культурными корнями, во многом определяет этническую идентичность.

Сознание отличается от интеллекта тем, что сознание обозначает состояние осознанности и восприятия, в то время как интеллект относится к способности решать нестандартные задачи, анализировать информацию и делать выводы. Далее, основное различие между сознанием и познанием заключается в том, что сознание – это сформированное состояние осознанности, в то время как познание -- это процесс, в который включается мышление, получения и интерпретации информации. Сознание включает в себя более широкий спектр аспектов, включая внимание, восприятие и эмоции, в то время как познание сосредоточено на когнитивных процессах, используемых для понимания мира.

Ранее существовала концепция (психофизиолог Симонов П.В.) сознания как совместного знания, которая подчеркивала идею о том, что наше сознание и наше понимание мира формируются в результате взаимодействия с другими людьми и обществом в целом. Это означало, что наше сознание не является изолированным и автономным, а скорее социально конструируется и зависит от наших социальных взаимодействий. В настоящее время нейробилоги (К.П. Анохин) считают, что для наличия сознания не требуется взаимодействие с другим субъектом сознания, то есть не обязательно проявляться совместное знание.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/52591cd9def0544f2fc4d0ce0486b297/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Разбор эссе прошлых лет