Темы

Самосознание и самореализация


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Самосознание и самореализация являются ключевыми понятиями, отражающими стремление человека к пониманию себя и достижению своего потенциала. Так, самосознание представляет собой осознание собственного «я», своих убеждений, ценностей, характеристик личности и целей. В качестве синонимов могут использоваться такие термины как «самоидентичность», «я-концепция», «самость». Понятие самосознания сформулировал советский психолог и философ С. Рубинштейн как возможность понимать себя в качестве отдельной сущности, выделять себя из окружающего мира.

Самосознание является составляющим сознания и, по мнению известного философа Р. Декарта, единственное, в чем нельзя усомниться. Сознание (по определению из «Большого энциклопедического словаря») (1) является высшей формой отражения окружающей реальности, (2) определяет цели и мотивы деятельности, (3) свойственна общественно развитому человеку и (4) связана с речью. Более общо сознание в настоящее время определяет русский философ, изучающий сознание, Дубровский Д.И.: сознание – субъективная реальность. Современный философский и естественно-научный подход к сознанию больше опирается на работу Т. Нагель «Каково быть летучей мышью?» В ней говорится о том, что «…некий организм впадает в сознательное состояние только тогда, когда быть этим организмом на что-то похоже – для него самого».

Сознание структурно организовано и является сформированной целостной системой. Основная деятельность сознания заключается (1) в отражении действительности (то есть в осознании и понимании) и (2) в волевом формировании действий и прогнозировании их результатов. Несомненной спецификой человеческого сознания по сравнению с сознанием животных является наличие языка, членораздельная речь, которая во много определяет мыслительные процессы сознания.

Самосознание человека – это способность не просто осознавать себя отдельной от окружающей природы сущностью, но понимать себя отдельной личностью. Самосознание человека помогает осознавать социальных качеств индивида, которые он реализует в своей общественной (но не личной) жизни. В таком понимании самосознание человека существенно отличается от самосознания высших животных – приматов, слонов, дельфинов, вороновых, которые способны выделять себя, но не способны проявлять социальные свойства уровня человека.

Выделяют четыре уровня самосознания: (1) эгоцентричный, (2) группоцентричный, (3) просоциальный и (4) эстохолический. Эгоцентричный уровень можно определить через императив И. Канта: поступай по отношению в другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе. При группоцентричном уровне человек идентифицирует свою группу как «правильную» (так формируется важная социальная идентичность «свой-чужой» -- сограждане, этнические и национальные группы, малые группы). В рамках просоциального уровня каждый человек представляется ценностью; а в рамках эстохолического уровня каждый человек воспринимается как часть духовного мира в метафизическом понимании (так, плохое обращение с человеком может повлиять на бытие после смерти или в новой жизни).

Можно выделить четыре составляющие самосознания: (1) самопознание, (2) самоконтроль, (3) самооценка и (4) самопринятие. Так, самопознание включает познание человеком своих личных качеств, а также физических возможностей. Самоконтроль помогает человеку корректировать своё поведения, выбирая более правильные, нравственные или рациональные действия. Самооценка служит показателем того, как человек воспринимает собственные качества и возможности, формирует степень социальной активности. Самопринятие подразумевает, что человек, независимо от собственных качеств, возможностей, способностей, наличия талантов и знаний, принимает себя как полноценную личность.

Одной из основных функций самосознания является регулирование собственного поведения, формирующая конструктивное взаимодействие с другими людьми и исключающая социальные конфликты. Функция самосовершенствования заставляет человека предпринимать шаги для улучшения качества своей жизни и окружающей среды. Экзистенциальная функция направлена на удовлетворение потребности в понимании смысла жизни. Интегративная функция формирует мировоззрение человека, то есть целостную систему (1) взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, формирующаяся на основе фактических знаний, жизненного опыта, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека.

Самореализация -- это процесс активного стремления человека к достижению своего потенциала и самоутверждению в жизни. Она включает в себя (1) развитие личностных качеств, (2) достижение личных и профессиональных целей, а также (3) формирование духовной составляющей жизни человека. Как говорил философ Г. Гегель: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот». Это значит, что самореализация и духовная жизнь расширяют горизонты возможностей человека, позволяют ему менять направления деятельности, взгляды, а не утихать и прозябать, не понимая, в чем смысл его существования («кризис среднего возраста»).

Известный психолог А. Маслоу считал, что потребность в саморазвитии и самореализации – это одна из высших физиологических потребностей. Он считал, что саморазвитие – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей человека. Невозможность реализации данной потребности формирует у людей девиантное поведение (алкоголизм, наркомания, преступность), то есть такие действия и поступки, которые отклоняются от распространённых в соответствующем обществе правовых, социальных или иных регулирующих норм поведения, в том числе от норм морали и религии, от традиций, от обычаев.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что формирование самосознания, особенно детей и молодежи, должно осуществляться через призму традиционных духовных ценностей, служащих ориентиром и помогающих принимать правильные решения. Духовные ценности выполняют в обществе функцию неформального социального института. В ситуации, когда для члена общества не существует заранее сформированной правильной модели поведения, то его действия формируются на основании человекосберегающих духовныхценностей. Так, указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» выделяют следующие основные традиционные ценности: (1) жизнь, (2) служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (3) крепкая семья, (4) созидательный труд, (5) приоритет духовного над материальным, (6) историческая память.

С учетом указанного выше самореализация в экономической сфере должна выражаться в национально ориентированной предпринимательской активности. Это означает, что предприниматели должны не выводить денежные средства, заработанные в России, а создавать внутри страны потребительскую и производственную инфраструктуру. В социальной сфере самореализация должна быть направлена на создание многодетной, крепкой семьи. В обществе, в целом, должен поощряться созидательный труд – физический или интеллектуальный, а не спекуляции – стремление вкладывать денежные средства в фондовый или валютный рынок (что должно быть законным, но социально не поощряемым поведением).

Самореализация в духовно-культурной сфере не должна основываться на бездумном и эгоистичном осуществлении свободы (такое гедонистическое поведение исповедуют либертарианцы – последователи либерализма, не учитывающие моральные нормы). У деятелей культуры должна включаться самоцензура, внутренняя ответственность – оценка того, несет ли их произведение позитивный посыл, или оно может подтолкнуть к преступлениям и социальным конфликтам. В политической сфере – государство следует воспринимать положительно, как глобальную лабораторию реализации поставленных перед собой сверхзадач. Оппозиция и критика должны быть конструктивными, а не деструктивными, не направленными на разрушение государства и общества.
3. С чем не следует путать
Самосознание человека следует отличать от возможного самосознания у искусственного интеллекта. Так, я знаю, что академик К.П. Анохин – ведущий российский нейробиолог, специалист в области сознания -- вместе с ведущими философами проводит в МГУ межкафедральный спецкурс по сознанию. Исследования К.П. Анохина показывают, что сознание, самосознание и их прообразы начинают появляться у неживых сущностей, например, у приборов с нейросетями, таких, как GPT- чат? В этом контексте -- к каким правовым последствиям это приведет, нужно ли будет распространить на таких существа «концепцию человека» и защищать их права?

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/37c1bd309f843033781d14246d5f4610/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество