Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль
Государство, по мнению Соловьева А.И., высказанному в учебнике «Введение в политологию», -- это основной политико-правовой институт общества, представляющий политико-территориальную организацию публичной власти. Государство обладает следующими признаками: (1) возможностью формирования права и содержания аппарат принуждения, (2) территорией, (3) обществом и населением, (4) суверенитетом, (5) возможностью взимания налогов и сборов. В деятельности государства концентрируется основное содержание политики -- законное осуществление публичной власти.
Право, как признак государства, традиционно рассматривают в двух аспектах: в объективном и субъективном. В объективном смысле право рассматривается как система (1) формально определенных социальных норм, устанавливаемых государством, (2) норм, общеобязательных и обеспечиваемых государственным принуждением, (3) выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Совокупности правовых норм, регулирующие несколько или один вид схожих правоотношений, формируют отрасли, подотрасли и правовые институты. В субъективном смысле право является видом и мерой возможного поведения субъекта права.
Государственный аппарат представляющего собой совокупность государственных органов, учреждений и организаций. Каждый орган, входящий в государственный аппарат, обладает (1) структурой, (2) порядком формирования состава, (3) полномочиями и компетенцией. Государственный аппарат осуществляет все функции, для которых государство как социальный институт было создано обществом.
Территория государства является его материальной основной, а земля, недра и природные ресурсы – важными факторами производства и развития. Для территории важна государственная граница -- это (1) линия на поверхности земного шара, суши, воды и (2) вертикальная плоскость, проходящая через данную линию в недра Земли и вышележащие воздушное и космическое пространство (примерно до 100 км.) – как указано в Законе РФ «О Государственной границе РФ». В рамках границы действует публичная власть государства.
Общество (или социум) -- это организованное объединение людей, связанных единством (1) исторических, (2) духовно-культурных, (3) национально-этнических, (4) экономических, (5) социальных, (6) политических интересов и потребностей, схожими ценностными ориентирами. Общество, по мнению известных социологов Вебера М. и Парсонса Т., -- это постоянные взаимодействия людей, которые удерживаются вместе нормами и ценностными ориентирами. От общества как целостной идентичности, единства исторических, духовно-культурных, национально-этнических отличается население. Например, мигранты, диаспоры, землячества, этнические анклавы не формируют общества – они не идентифицируют себя с культурным кодом общества.
Суверенитет -- это свойство, которое отражает верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за его пределами. Впервые сформулировал понятие суверенитета как признака государства Боден Ж. в труде «Шесть книг о государстве». Государственный суверенитет — это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики. Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем государственным вопросам, а единство власти проявляется в единой же системе государственного аппарата.
Под налогами понимаются (1) обязательные, (2) индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые (3) с организаций (юридических лиц или предприятий) и физических лиц. Важно, что налоги -- нецелевые платежи, то есть, как правило, напрямую не связаны с финансированием конкретных государственных функций. Так, статья 57 Конституции РФ предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В этом ключе государство вправе самостоятельно формировать фискальную (налогово-бюджетную), представляющую меры воздействия на экономику с помощью расходов или доходов государственного бюджета.
По отношению к традиции государства делятся на (1) патриархальные (учитывающие в общественном мировоззрении и политике консервативные традиции) и (2) непатриархальные (не ориентирующиеся на консервативные традиции). В зависимости от формы правления выделяют монархии и республики; по форме устройства – унитарные, федерации, конфедерации и регионалистские; по режиму – демократические (тоталитарного либерализма и нетоталитарнго либерализма) и недемократические (с электоральным авторитаризмом, авторитарные и тоталитарные). Отдельно выделяют национальные (создающие одну нацию) и ненациональные; моноэтничные и полиэтничные; социальные и несоциальные государства; правовые и неправовые.
Важнейшими функциями государства являются обеспечение безопасности общества, а также повышение благосостояния во всех сферах жизни. Так, важно, чтобы государство в России обеспечивало существование общества не на мифической идее равенства, а на идее справедливого минимального неравенства с усреднением вверх в рамках человекосберегающих ценностей. Для этого в экономической сфере нужно преодолевать демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – повысить значимость профессии педагога-учителя, поддерживать многодетную семью и созидательный труд, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере -- разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать позитивное восприятие государства как лаборатории сверхзадач.
Правовое регулирование государства означает регулирование конституционного (общественного) строя. По мнению известного правоведа Авакьяна С.А., конституционный строй государства охватывает структурную характеристику государства не только как символа власти, но и как социального института, предназначенного для выполнения общественно-значимых функций. Так, например, Глава 1 Конституции РФ устанавливает, что основами конституционного строя РФ являются: (1) народовластие (народный суверенитет); (2) наличие российского государства как организации всего народа; (3) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; (4) демократия как государственный режим; (5) идеологическое многообразие и политический плюрализм; (6) свобода хозяйствования и многообразие форм собственности.
Право, как признак государства, традиционно рассматривают в двух аспектах: в объективном и субъективном. В объективном смысле право рассматривается как система (1) формально определенных социальных норм, устанавливаемых государством, (2) норм, общеобязательных и обеспечиваемых государственным принуждением, (3) выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Совокупности правовых норм, регулирующие несколько или один вид схожих правоотношений, формируют отрасли, подотрасли и правовые институты. В субъективном смысле право является видом и мерой возможного поведения субъекта права.
Государственный аппарат представляющего собой совокупность государственных органов, учреждений и организаций. Каждый орган, входящий в государственный аппарат, обладает (1) структурой, (2) порядком формирования состава, (3) полномочиями и компетенцией. Государственный аппарат осуществляет все функции, для которых государство как социальный институт было создано обществом.
Территория государства является его материальной основной, а земля, недра и природные ресурсы – важными факторами производства и развития. Для территории важна государственная граница -- это (1) линия на поверхности земного шара, суши, воды и (2) вертикальная плоскость, проходящая через данную линию в недра Земли и вышележащие воздушное и космическое пространство (примерно до 100 км.) – как указано в Законе РФ «О Государственной границе РФ». В рамках границы действует публичная власть государства.
Общество (или социум) -- это организованное объединение людей, связанных единством (1) исторических, (2) духовно-культурных, (3) национально-этнических, (4) экономических, (5) социальных, (6) политических интересов и потребностей, схожими ценностными ориентирами. Общество, по мнению известных социологов Вебера М. и Парсонса Т., -- это постоянные взаимодействия людей, которые удерживаются вместе нормами и ценностными ориентирами. От общества как целостной идентичности, единства исторических, духовно-культурных, национально-этнических отличается население. Например, мигранты, диаспоры, землячества, этнические анклавы не формируют общества – они не идентифицируют себя с культурным кодом общества.
Суверенитет -- это свойство, которое отражает верховенство, единство и независимость власти как внутри государства, так и за его пределами. Впервые сформулировал понятие суверенитета как признака государства Боден Ж. в труде «Шесть книг о государстве». Государственный суверенитет — это неотчуждаемое право государства самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики. Верховенство проявляется в том, что только органы данного государства принимают окончательные решения по всем государственным вопросам, а единство власти проявляется в единой же системе государственного аппарата.
Под налогами понимаются (1) обязательные, (2) индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые (3) с организаций (юридических лиц или предприятий) и физических лиц. Важно, что налоги -- нецелевые платежи, то есть, как правило, напрямую не связаны с финансированием конкретных государственных функций. Так, статья 57 Конституции РФ предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В этом ключе государство вправе самостоятельно формировать фискальную (налогово-бюджетную), представляющую меры воздействия на экономику с помощью расходов или доходов государственного бюджета.
По отношению к традиции государства делятся на (1) патриархальные (учитывающие в общественном мировоззрении и политике консервативные традиции) и (2) непатриархальные (не ориентирующиеся на консервативные традиции). В зависимости от формы правления выделяют монархии и республики; по форме устройства – унитарные, федерации, конфедерации и регионалистские; по режиму – демократические (тоталитарного либерализма и нетоталитарнго либерализма) и недемократические (с электоральным авторитаризмом, авторитарные и тоталитарные). Отдельно выделяют национальные (создающие одну нацию) и ненациональные; моноэтничные и полиэтничные; социальные и несоциальные государства; правовые и неправовые.
Важнейшими функциями государства являются обеспечение безопасности общества, а также повышение благосостояния во всех сферах жизни. Так, важно, чтобы государство в России обеспечивало существование общества не на мифической идее равенства, а на идее справедливого минимального неравенства с усреднением вверх в рамках человекосберегающих ценностей. Для этого в экономической сфере нужно преодолевать демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – повысить значимость профессии педагога-учителя, поддерживать многодетную семью и созидательный труд, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере -- разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать позитивное восприятие государства как лаборатории сверхзадач.
Правовое регулирование государства означает регулирование конституционного (общественного) строя. По мнению известного правоведа Авакьяна С.А., конституционный строй государства охватывает структурную характеристику государства не только как символа власти, но и как социального института, предназначенного для выполнения общественно-значимых функций. Так, например, Глава 1 Конституции РФ устанавливает, что основами конституционного строя РФ являются: (1) народовластие (народный суверенитет); (2) наличие российского государства как организации всего народа; (3) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; (4) демократия как государственный режим; (5) идеологическое многообразие и политический плюрализм; (6) свобода хозяйствования и многообразие форм собственности.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю совершенно верными мыслями известных философов Платона и Аристотеля о том, что общество, то есть мы сами, должны научиться относиться к государству позитивно, должны обучаться правовой культуре. Ведь государство – это, прежде всего, важный социальный, политико-правовой институт, который обладает огромными ресурсами, своеобразной лабораторией, в рамках которой мы можем решать поставленные перед собой сверхзадачи. Соответственно, мы должны приучить себя и наших детей осознавать цивилизационную значимость нашего государства, как института и важного инструмента, обеспечивающего приемлемый для нас образ жизни, потребности и интересы, ценностные ориентиры.
Я полагаю, что государство обеспечивает жизненную потребность общества -- безопасность. Теоретически общество может существовать без государства, но существует большая вероятность вернуться к состоянию «войны всех против всех» по Гоббсу Т. Представляется, что без государства общество и отдельные люди н смогут сохранить приемлемы для них образ жизни. Вместо государства возникнут альтернативы – корпорации, преступные банды, диаспоры, землячества, цель которых станет не повышение благополучия общества, а повышение собственного благополучия.
Я также согласен с мнением Кара-Мурзы С.Г., высказанным в книге «Манипуляция сознанием», что РФ (как и ранее СССР) является государством патриархального типа, которое ассоциируется с метафорой «семьи». В отличие от него непатриархальные государства ассоциируются с метафорой «рынка». Важно, что патриархальные государства формируют со своими гражданами патерналистские отношения, суть которых в том, что государство оказывает особую опеку гражданам в социальной, экономической и духовно-культурной сферах. На практике это может приводить к тому, что общественные деятели типа Солженицына А.И. (которого Шолохов М.А. даже назвал «литературным власовцем») и Сахарова А.Д. (в терминологии Ортега-и-Гассета Х. в книге «Восстание масс» «ученый-невежда») злоупотребляют патернализмом государства и своими действиями способствуют его разрушению. В этом ключе важно, чтобы РФ постепенно отходило от патерналистских отношений, не впадая при этом в радикализм исключительно рыночных отношений.
Я полагаю, что государство обеспечивает жизненную потребность общества -- безопасность. Теоретически общество может существовать без государства, но существует большая вероятность вернуться к состоянию «войны всех против всех» по Гоббсу Т. Представляется, что без государства общество и отдельные люди н смогут сохранить приемлемы для них образ жизни. Вместо государства возникнут альтернативы – корпорации, преступные банды, диаспоры, землячества, цель которых станет не повышение благополучия общества, а повышение собственного благополучия.
Я также согласен с мнением Кара-Мурзы С.Г., высказанным в книге «Манипуляция сознанием», что РФ (как и ранее СССР) является государством патриархального типа, которое ассоциируется с метафорой «семьи». В отличие от него непатриархальные государства ассоциируются с метафорой «рынка». Важно, что патриархальные государства формируют со своими гражданами патерналистские отношения, суть которых в том, что государство оказывает особую опеку гражданам в социальной, экономической и духовно-культурной сферах. На практике это может приводить к тому, что общественные деятели типа Солженицына А.И. (которого Шолохов М.А. даже назвал «литературным власовцем») и Сахарова А.Д. (в терминологии Ортега-и-Гассета Х. в книге «Восстание масс» «ученый-невежда») злоупотребляют патернализмом государства и своими действиями способствуют его разрушению. В этом ключе важно, чтобы РФ постепенно отходило от патерналистских отношений, не впадая при этом в радикализм исключительно рыночных отношений.
3. С чем не следует путать
Важно знать, что в книге К. Поппера «Открытое общество и его враги» государству противопоставляется гражданское общество. Гражданское общество представлено не как конструктивная общественность внутри государства, а как космополитное (не признающее государственных границ) общество, не имеющее национальной (этнической) или политической, связанной с государством, идентичности. Такое понимание гражданского общества в принципе исключает функционирование государств и является в контексте современного исторического развития человечества, скорее, очень опасной утопией, которая может породить большое количество социальных конфликтов и войн.
4. История развития
Важным этапом формирования международного права стала Вестфальская система – 1648 год. Это политический порядок в международном праве на основе трудов Г. Гроция, при котором были впервые признаны нерушимыми границы государств и запрещалось начинать войны, если война обосновывалась исторической принадлежностью территорий. Как результат, государства были признаны субъектами международных отношений, за ними был признан суверенитет.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/739d46bb385c8eabd4416783ef9dea13/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/