Темы

Основы конституционного строя РФ


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Конституционный строй как предмет правового регулирования Конституцией РФ можно назвать условиями общественного договора между государством (или политической элитой) и обществом. Конституционный (общественный) строй как совокупность четких условий, по сути, определяет, как общество и государство вместе с ним предполагает развиваться в ближайшем будущем. Это раскрытый и одобренный большинством общества план действий, и если какие-то члены общества с ним не согласны, то могут либо законными способами начать политическую борьбу, либо сменить общество на другое.

Хотя Конституция РФ использует термин «конституционный строй», представляется, что каких-либо принципиальных различий между «общественным строем» и «конституционным строем» не имеется (такую точку зрения выражает профессор Авакьян С.А. в учебнике «Конституционное право России»). Категория «общественный строй» несет более ориентированную социальную нагрузку. «Конституционный строй государства» более четко охватывает структурную характеристику государства не только как символа власти, но и как социального института, предназначенного для выполнения общественно-значимых функций.

Конечно, любая конституция представляет собой основной закон государства, как правило, нормативный правовой акт (иногда несколько различных источников права, как в Великобритании), имеющий высшую юридическую силу. С точки зрения договорной теории происхождения государства и права конституцию можно определить как договор между государством (более четко, политической элитой) и обществом, который определяет порядок общественных отношений в рамках экономической, политической, социальной и духовно-культурной сфер общественной жизни. Согласно известному философу Ф. Лассалю, чью точку зрения впоследствии поддерживал Арбузкин А.М., сущность конституции состоит в том, что она выражает соотношение сил, сложившееся на момент ее принятия.

Учредительная функция конституций заключается в формировании основы для дальнейшего развития общества и государства. Организаторская функция заключается в том, что конституции предусматривают структуру органов и их основные полномочия для обеспечения развития общества. Гуманистическая функция закрепляет ценности и ценностные ориентиры, формирует мировоззрение общества, а юридическая предусматривает наличие правовых механизмов для функционирования общества и государства.

Конституция РФ является законом прямого действия -- это означает, что для применения содержащихся в ней норм не нужно дополнительно издавать никакие нормативные акты. Поскольку в Конституции РФ большинство норм декларативны и не имеют четкого механизма применения, то для их детализации принимаются нормативные акты, которые не должны противоречить Конституции РФ. Вопрос соответствия принятых нормативных актов, а также международных договоров и договоров РФ с субъектами РФ решает Конституционный Суд РФ. Более того, решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров РФ, противоречащие Конституции РФ, не подлежат исполнению.

Глава 1 Конституции РФ устанавливает, что основами конституционного строя являются: (1) народовластие (народный суверенитет); (2) наличие российского государства как организации всего народа; (3) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; (4) демократия как государственный режим; (5) идеологическое многообразие и политический плюрализм; (6) свобода хозяйствования и многообразие форм собственности. Конституционный строй РФ базируется на том, что единственной организацией, которая может быть названа организацией всего многонационального (то есть полиэтничного) народа (общества), является государство – Российская Федерация. Отдельные субъекты Российской Федерации или автономии не являются организацией всего общества.

Важной составляющей конституционного строя России является то, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (статья 2 Конституции РФ). Президент РФ – как гарант Конституции РФ – обеспечивает неуклонное выполнение положений Конституции РФ, особенно, положений об основах конституционного строя. Важной составляющей общественного строя в России должна стать минимизация неравенства с усреднением вверх. Такое уменьшение неравенства за счет социальных лифтов должно способствовать достижению существенной цели -- преодолению демографического кризиса в России.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что можно было бы поставить вопрос о том, соответствует ли предусмотренный Конституцией РФ конституционный строй запросу российского общества? Ответ может быть позитивным. Так, преамбула и статья 1 Конституции РФ называют Россию демократическим государством. Однако современный политический режим в России следует определить как мягкую форму электорального авторитаризма. Такой подход к политическому режиму, как и приоритет Конституции РФ над международным правом был подтверждён одобрением российского общества изменений в Конституции РФ в 2020 году.

Чтобы избежать трансформации российского электорального авторитаризма в более жесткую форму, необходимо разработать исторически и культурно приемлемый механизм передачи власти, обеспечив сменяемость персоналий и стабильность государственной власти. Стабильность власти позволит обеспечить прогрессивное развитие государства и общества – решить проблемы (1) демографического роста (начав с запрета продажи крепкого алкоголя в жилых домах), (2) источников финансирования экономики (прежде всего, за счет запрета вывоза капитала за рубеж), (3) научно-технического прогресса; (4) разницы в доходах между обеспеченными и нуждающимися. Важной характеристикой должно стать образованность российского общества, его осознанное воспитание в контексте человекосберегающих ценностей, а не ценностей тоталитарного либерализма и трансгуманизма.
3. Примеры из практики
Я знаю, что в некоторых странах конституционный строй может быть построен не на основе суверенитета народа, а с учетом международного контроля -- веттинг-контроля. Этот термин обозначает, например, дополнительную проверку судей и кандидатов на пост судьи со стороны неправительственных организаций и представителей посольств «стран-партнеров» (в первую очередь, США и Великобритании). Попытка такого контроля в 2024 году была навязана Грузии, на что премьер И. Кобахидзе заявил: «Такая инициатива противоречит не только Конституции Грузии, но и в целом конституционно-правовым принципам» и является одним из инструментов неоколониальной политики.
4. С чем не следует путать
Конституционный строй не следует путать с политическим (или государственным) режимом -- совокупностью (1) способов, приемов и средств осуществления государственной власти, отражающих (2) характер и степень участия общества в осуществлении власти, прежде всего, при проведении выборов. Политический режим является разновидностью формы государства вместе с формой правления и формой государственного устройства. По критерию участия общества в осуществлении власти политические режимы делятся на демократические и недемократические. По сути, фиксация политического режима в конституции – одна из составляющих конституционного строя.
5. История развития, теории происхождения
В 1730 году при вхождении Анны Иоановны на престол Российской Империи были подписаны «кондиции», которые можно рассматривать в качестве прообраза конституции. Настоящая конституция в Российской Империи появилась в 1809 году как конституция Великого княжества Финляндского. Затем в 1815 году конституцию в рамках Российской Империи получило Царство Польское.

«Конституцией» назывался программный документ Северного общества декабристов, подготовленный Муравьевым А.Н. В 1918 году была принята Конституция РСФСР, затем -- Конституции СССР 1924, 1936, 1977 годов. Наконец, 12 декабря 1993 года на всеобщем референдуме была принята Конституция РФ, которая с несколькими изменениями действует на настоящий момент.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/4b71eb58162652615b999cd5e49a9ed7/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Право»