Темы

Подзаконный нормативный правовой акт: понятие и виды. Федеральные законы РФ и законы субъектов РФ


Вернуться назад


1.Общее – простые факты из ЕГЭ:
основа:
  1. определение;
  2. объективное или субъективное понимание;
  3. источник правоотношения;
  4. структура: субъект и объект;
  5. содержание: субъективные прав и юридические обязанности;
  6. предмет и метод регулирования;
  7. норма, институт, подотрасль, отрасль;
  8. источник права.
Законы и подзаконные нормативные акты являются разновидностями нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт — это юридический (1) документ, издаваемый (2) органом государственной (или иной публичной власти, например, орган местного самоуправления) власти (3) в установленном порядке и (4) содержащий общеобязательные правила поведения (нормы права). Законы имеют высшую юридическую силу, а подзаконные акты издаются на основании и во исполнение закона. По своей сути законы и подзаконные акты являются источниками права, то есть способами закрепления и выражения правовых норм, посредством которых нормы приобретает общеобязательный характер.

Подзаконные нормативные правовые акты можно классифицировать по отраслям права, например, на конституционные, административные, уголовные, гражданские и иные. Поскольку Россия является федеративным государством, то подзаконные нормативные акты также делятся на федеральные и акты субъектов федерации. По территории действия подзаконные нормативные правовые акты можно разделить на общегосударственные, региональные и местные. По субъектам, принимающим нормативные акты, можно выделить акты главы государства – указы Президента РФ, акты парламента – постановления Государственной Думы РФ, акты правительства – постановления Правительства РФ, акты иных органов власти – приказы министерств, ведомств и служб.

Важно, что подзаконные нормативные правовые должны конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Саму иерархию законов в России можно представить так: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы (в том числе, кодексы), законы РФ (принятые до Конституции РФ), законы субъектов РФ. Законы РФ и субъектов РФ принимаются по наиболее важным вопросам в пределах компетенции и полномочий, предусмотренных Конституцией РФ.

Конституция РФ предусматривает три сферы ведения: (1) сфера исключительного ведения РФ; (2) сфера совместного ведения и (3) сфера исключительного ведения субъектов РФ. Так, в рамках исключительного ведения РФ могут приниматься только федеральные конституционные или федеральные законы, например, ФКЗ «О Правительстве РФ» или ФЗ «О защите конкуренции». В рамках же исключительной компетенции субъектов РФ принимаются только законы субъектов РФ – например, вопросы охраны региональных животных и растений.

Далее, в рамках сферы совместного ведения, куда входят вопросы, например, местного самоуправления, недропользования, трудового и семейного права, могут приниматься как федеральные, так и региональные законы. При этом учитываются два принципа: (1) принцип дополнительной компетенции и (2) принцип конкурирующей компетенции. Суть первого состоит в том, что РФ по предметам совместного ведения издает основополагающие акты в форме федеральных законов, а субъекты РФ принимают правовые акты, детализирующие (дополняющие) федеральное регулирование.

Суть второго принципа состоит в том, что в том, что субъекты РФ могут самостоятельно регулировать отношения в сфере совместного ведения в части, не урегулированной федеральными законами. В случае издания последних акты субъектов РФ приводятся в соответствие с ними. Данный принцип закрепляется в ФЗ «Об органах власти субъектов РФ».
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что разумное и справедливое распределение полномочий между РФ и субъектами РФ, что проявляется в издании соответствующих законов, является важным фактором стабилизации общественных отношений и устойчивости государства. При определенных исторических обстоятельствах – необходимость укрепления вертикали власти или, наоборот, предоставления большей автономии регионов, вопросы компетенции вполне могут и должны пересматриваться. Важно, чтобы целью таких пересмотров было повышение благосостояния общества.

Я убежден, что законы следует рассматривать как эффективный инструмент регулирования сфер общественной жизни. Субъекты РФ должны заниматься активным регулированием вопросов, относящихся их ведению, прежде всего, в социальной сфере и относительно человеческого капитал и научно-технического прогресса. Так, они уже сейчас активно регулируют сферу демографии и трудовой миграции. Уверен, что для преодоления демографического кризиса, для понижения смертности субъекты РФ могут самостоятельно принимать акты о (1) запрете продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрете продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установлении высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов.
3. Примеры из практики
Известный российский экономист А.А. Аузан указывает на то, что необходимо избегать в законах «коррупционных ловушек». Это ситуации, когда закон можно не исполнять, заплатив, например, небольшой штраф. На наличие коррупционных ловушек нужно особенно проверять региональные законы в области социальной политики. Дело в том, что неисполнение таких законов взамен на коррупционные действия существенно замедляет решение проблем незаконной трудовой миграции, демографического кризиса и научно-технического прогресса.
4. С чем не стоит путать
Законы и подзаконные акты также отличаются (1) от иных источников права и (2) от источников иных видов социальных норм. Так, иными источниками права являются юридический прецедент, правовой обычай, нормативный договор, коллективный договор, религиозные источники, правовая доктрина и общепризнанные принципы и нормы международного права. Источниками иных видов социальных норм являются обычаи, традиции, ритуалы, обряды, религиозные нормы, догмы, нормы морали и этики, корпоративные и политические нормы. Социальные нормы не являются обязательными для всего общества, и их исполнение не подтверждено возможностью государственного принуждения.

Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, акты применения права и акты локального характера, не исходящие от органов государственной власти. Указанные виды актов не содержат общеобязательных для всех субъектов права предписаний. Так, в рамках гражданского права часто используются уставы различных юридических лиц или их внутренние регламенты. Они обязательны лишь для тех, кто их принял соответствующие акты или входит в состав органов управления юридических лиц.

Источники права следует отличать от источников правоотношения. Источниками правоотношения являются не способы закрепления правовых норм, а конкретные жизненные обстоятельства, в связи с наступление которых правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Так, международные договоры между публично-правовыми образованиями являются источником права. Между тем гражданско-правовые договоры, стороной которых также могут быть публично-правовые образования, являются источниками гражданских правоотношений, но не источниками права.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/7d344d286a82539edf0e6ba9f850a54d/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-10-07 00:46 Разбор эссе прошлых лет