Темы

Социальные отношения и взаимодействия


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  7. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Что это?Общественные отношения — это многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них между отдельными людьми. Общественные отношения являются специфическим признаком человеческого общества. Так, по мнению известных социологов М. Вебера и Т. Парсонса именно постоянные отношения, взаимодействия людей формируют человеческое общество. Общественные отношения также придают обществу качество динамической системы, а не просто структуры. Динамика общества как системы заключается в установлении, изменении и прекращении связей (отношений) между субъектами общества в пространстве и времени.

Специфика общественных отношений заключается в том, что люди не просто встречаются друг с другом и выстраивают связи на основе симпатий или антипатий, но формируют социальные отношения на базе социального статуса. Социальный статус определяет текущее положение, состояние человека в социальной структуре в разрезе таких критериев, как (1) власть, (2) богатство, (3) образование и (4) престиж. Повышение статуса становится возможным благодаря социальной мобильности (прежде всего, вертикальной) и использованию социальных лифтов -- механизмов, которые позволяют людям перемещаться вверх или вниз по социальной иерархии. В таком контексте получается, что сущность общественных отношений состоит не во взаимодействии конкретных людей, а во взаимосвязи выполняемых людьми социальных ролей – то есть моделей поведения, которые общество признает нормальным, ожидаемым для обладателя определенного социального статуса.

Структуру общественных отношений формируют субъекты и объекты. Субъектами общественных отношений могут быть (1) отдельные личности, (2) социальные группы или (3) общество в целом. Объектами общественных отношений являются (1) предметы материального мира (имущество), (2) идеи, убеждения (духовные ценности, образ жизни), (3) потребности и интересы (политическая власть, этническая идентичность). Содержание общественных отношений составляют социальное поведение и взаимодействия людей.

Социальное поведение и взаимодействия могут быть (1) позитивными – сотрудничеством, симпатией; (2) нейтральными – обычное поведение; или (3) негативными – конфликтами, антипатией. Так, позитивное и нейтральное являются социально приемлемым поведением, то есть соответствующим сложившемуся менталитету общества – мировоззрению, ценностным ориентирам, социальным нормам. При это социальное приемлемым может считаться как (1) социально значимое поведение, которое направлено на повышение благосостояния общества и использует для этого конструктивные способы (созидательный труд), так и (2) социально безразличное (удовлетворение только личных потребностей).

Негативное социальное поведение часто называют отклоняющимся (девиантным) поведением. Оно представляет собой такие действия и поступки, которые отклоняются от распространённых в соответствующем обществе правовых, социальных или иных регулирующих норм поведения, в том числе от норм морали, традиций, обычаев. Девиацией в узком смысле является отклонение в негативную сторону от стандартного для большинства членов общества поведения (алкоголизм, наркомания, преступность). Из девиантного поведения можно выделить делинквентное поведение, то есть поведение, которое считается противоправным. Такое поведение нарушает не просто установленные социальные и иные нормы поведения, но нормы права и выражается (1) в преступлениях (нарушениях уголовного закона) и (2) иных противоправных действиях (проступках).

Взаимодействия социальных субъектов могут быть позитивными – сотрудничеством, и негативными – конфликтами. Сотрудничество, социальная кооперация – это форма уважительного отношения к человекосберегающим ценностям, культурным и религиозным особенностям этносов и народов, а также взаимопомощи на безвозмездной основе. Социальный конфликт -- это форма межличностного или межгруппового противоборства, а также противоречия на уровне общества или между обществами.

Если взять за основу классификации сферы общественной жизни, то можно выделить экономические, социальные, духовно-культурные и политические отношения. Они, как и сферы жизни, не изолированы, а взаимосвязаны друг с другом и взаимно влияют друг на друга. Так, государственная политика по смягчению социального и, как следствие, экономического неравенства направлена на формирование из населения страны именно общества и на усиление его единства. Именно такая политика, влияющая на социальные отношения во всех сферах общественной жизни, по мнению историка Е. Норина, исследующего Чеченские войны, предотвращает религиозный фундаментализм и терроризм на Северном Кавказе, выбивает основу из этнического и национального сепаратизма, уменьшает количество преступлений.

Для чего? Изучение социальных отношений осуществляется для формулирования средств и способов повышения благосостояния общества. Для решения поставленной задачи важно понимать, какие существуют проблемы в рамках различных социальных отношений, в чем их причины, какие существуют наиболее эффективные инструменты решения проблем. Изучение социальных отношений дает возможность сделать прогноз о том, эволюционно или революционно будет развиваться общество. Также важным фактором является определение причин социальных конфликтов (социальное неравенство, депортации, нарушение культурных или религиозных норм), возможностей их предотвращения или минимизации негативных последствий.

Регулирование? Регулирование общественных отношений осуществляется социальными нормами – неправовыми (обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью) и правовыми. Систему общественных отношений, сложившихся во всех сферах жизнедеятельности общества на том или ином конкретном историческом этапе, обусловленную уровнем развития производства, распределения, обмена и потребления с определенными формами социальной организации, называют общественным строем. Он регулируется правовыми нормами – в России, прежде всего, Конституцией РФ, федеральными и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я полагаю, что социальные отношения в России могут не только регулироваться, но и корректироваться государством на основе четкой идеи – повышения благополучия и осознания преимуществ взаимного проживания народов и этносов. Для этого, государство, по мнению известного экономического географа Зубаревич Н.В., должно уменьшать социальное (то есть обеспечивать доступность, прежде всего, образования, медицинского обслуживания, социальной мобильности) и экономическое неравенство. В этой связи образование должно стать базисом развития общества, а экономической основой – развитие промышленного сектора на основе научно-технического прогресса, создание внутреннего спроса и предложения на отечественные товары, а не таргетирование инфляции.

Важной мерой предотвращения социальных конфликтов является необходимость обучать детей и молодежь важности этно-культурных и национальных, а не только экономических отношений. Так, в ситуации экономического благополучия не нужно навязывать этническим общностям нехарактерные для них этно-культурные ценности. В целом, национальная политика должна проявляться в уважительном отношении к конструктивным традициям этнических общностей и в проведении политики примирения после конфликтов. Таким примером политики примирения может являться указ Президента РФ «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития».

Критически важной задачей для России является создание привычки полноценного участия в политических отношениях. Такое разумное участие способно предотвратить возможные мятежи, революции и гражданские войны. В этом же ключе важна выработка исторически и культурно приемлемого для нашего общества механизма сменяемости и преемственности президентской власти. Сменяемость Президента РФ, периодическая ротация личностей, занимающих должность Президента РФ способна предотвратить зашоренность, ограниченность и догматичность в вопросах управления государством (например, в сфере экономики) и избежать социального конфликта на уровне политических элит.
3. С чем не путать
От социальных отличаются межличностные роли в виде моделей поведения не на уровне общества, а между несколькими определенными людьми. В межличностных отношениях каждый человек выступает в каком-то амплуа типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Такими образами могут быть образ лидера, подчиненного, оптимиста, пессимиста, бытового философа, недовольного, непризнанного гения.
4. История развития
На научной основе социальные отношения стали изучаться в рамках социологии. Социология была создана в 19 веке работами О. Конта, который считал, что социальные науки должны использовать методы естественных наук. Г. Спенсер в развитие идей О. Конта и Ч. Дарвина полагал, что социальные структуры можно уподобить биологическим, а известный социолог Э. Дюркгейм дал определение «социальному», социальным институтам и отношениям как объекту социологии.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/abd29d9bd766d085180cd882d99826be/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Социальная сфера Разбор эссе прошлых лет