Темы

Природа человека


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Природа человекафилософское понятие, которое обозначает особенности человека, отличающие его от иных субъектов и живых существ, прежде всего, высших приматов. Природу человека изучают философия антропологии, биология, социология, психология и, в целом, многие иные науки социально-гуманитарного направления. Существует пять основных подходов к природе человека: (1) биологизм, (2) социологизм, (3) спиритуализм (от спиритус, то есть дух), (4) онтологический рационализм (антропоцентрический панлогизм) и (5) экзистенциализм.

С точки зрения биологизма, человек – это усовершенствованное животное, биологический вид, в результате естественного отбора эволюционировавший из гоминидной обезьяны (проконсула). Так, по мнению известного антрополога Дробышевского С.В., человека от других млекопитающих отличает гоминидная триада — совокупность трёх признаков, присущих только человеку. В гоминидную триаду входят (1) абсолютное прямохождение (бипедальная локомоция), (2) большой головной мозг с развитым интеллектом (способностью решать пласты новых комплексных задач нестандартными способами) и (3) рабочая кисть. В рамках этого подхода человек -- это индивид, отдельный представитель человеческого рода, безотносительно его физиологических, психологических и социальных характеристик.

С точки зрения социологизма человек должен сводиться, прежде всего, к своей социальной организации, являясь продуктом среды, общества, историко-культурной реальности. По мнению известного экономиста К. Маркса, человек выражается в совокупности общественных отношений. В этом понимании человек сначала представляется как индивидуальность – это совокупность биологических, психологических и социальных свойств, составляющих своеобразие индивида. А в процессе взаимодействия в социальных отношениях человек может сформироваться в личность, которую определяют, прежде всего, социальные (в дополнение к ним духовные) качества и поступки индивида.

Суть спиритуализма заключается в том, что человек создан по образу и подобию Бога. Так, в христианской, исламской и иудейской антропологиях основной является позиция, что человек состоит из двух компонент: материального (тело / плоть) и духовного (душа / дух) – дихотомизм. В христианстве также существует также точка зрения о трихотомизме, что люди состоят из трех различных компонентов: тела или плоти, души и духа. Интересно, что в буддизме не существует идеи о природе человека, поскольку в буддизме не существует индивидуального «я», а человек – это поток текущих состояний, страданий. Смысл жизни человека как потока состояний – в достижении нирваны и в просветлении, чтобы прекратить страдания.

Подход отнологического рационализма заключается в объективном существовании безличностного мирового разума, и человеческое сознание является проявлением такого разума. В этом подходе именно сознание человека, в конечном, счете является его отличительной характеристикой. Их этого вытекает творческое начало, то есть способностью неординарно мыслить, которое известные философы М. Фуко и Н. Хомски считали определяющим для природы человека.

Экзистенциализм (Достоевский Ф.М. и Ф. Ницше) указывает, что само существование человека предшествует его природе. То есть человек не рождается кем-то, по факту рождения он не имеет сущности. Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие.

Я считаю, что изучение природы человека имеет важное прикладное знание в социальном контексте. Дело в том, что в основе функционирования любого общества лежат присущие ему ценности, направленные на защиту человека -- человекосберегающие ценности. Но дать определение человекосберегающих ценностей возможно только через определение того, что такое человек, какова его природа – биологическая, социальная, духовно-культурная. Ответ на вопрос о природе человека будет означать, какую социальную среду сформирует общество – будет ли это общество ответственных личностей или продвинутых потребителей, будет ли осуществляться сегрегация на сверх- и недолюдей, будут ли культивироваться идеи превосходства, тоталитарного либерализма и толерантной мультикультурности или традиционные (светские и религиозные) ценности.

Социальные нормы и правовое регулирование являются во многом следствие того, что считать человеком. Это непосредственно выводится из природы человека. Если иной, чем человек, субъект будет претендовать на сходство с человеком, например, приобретет сознание, схожее с человеческим, такой субъект может претендовать на схожую с человеком защиту прав. Так, уже несколько лет существуют антропоморфные роботы – типа iCub, созданные для исследования искусственного интеллекта и переживания ощущений, сходных с ощущениями человека – вплоть до ощущения смерти. В этом контексте -- к каким правовым последствиям это приведет, нужно ли будет распространить на таких существа «концепцию человека» и защищать их права?
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что человек является продуктом биологической, социальной и духовно-культурной эволюции. Соответственно, любые цели и средства достижения для существования и эволюционного развития общества должны учитывать всю совокупность характеристик человека. В частности, через призму такой комплексной эволюции человека и, соответственно, комплексной природы человека должны формулироваться человекосберегающие ценности – как основа общества.

Так, в частности основной целью общеобразовательной школы в нашем обществе должно стать формирование у учеников осознания важности и практической применимости человекосберегающих ценностей (полноценная жизнь, ответственная свобода, взаимопомощь и поддержка, служение Отечеству, крепкая семья, созидательный труд), важность государства и эволюционного, а не революционного развития общества. Такая сформированная личность должна быть способна равноценно удовлетворять материальные и духовные потребности. Соответственно, политика нашего государства и общества во всех сферах жизни должна быть направлена на воспроизводства человека, улучшения условий формирования личности.

По сути, человекосберегающие ценности помогут создать общество справедливого минимального неравенства с усреднением вверх, а не вниз. Для этого необходимо повышать реальные располагаемые доходы семей с детьми, а также обеспечить доступ к реально функционирующим социальным лифтам – за счет доступного среднетехнического и высшего образования. Необходимы дополнительные гарантии для молодых, многодетных и приёмных семей – бесплатное медицинское обслуживание всей семье, в том числе высокотехнологичное, гарантированное поступление в выбранные высшие учебные заведения, существенные льготы при приобретении жилья и земельных участков. Очевидно, что социальное неравенство можно уменьшать только, если будет существенно ограничен вывод капитала из страны (а также спекулятивные операции банков) и обеспечена репатриация валюты – что станет важным источником финансирования инфраструктурных и научно-технических проектов.
3. С чем не следует путать
В отличие от человека, в понятие «индивид» часто вкладываться биологический смысл. При этом само понятие «человек» является наиболее обобщённым, поэтому этим словом можно обозначить как вполне конкретного человека, так и абстрактного. Индивидуальность – это совокупность биологических, психологических и социальных свойств, составляющих своеобразие индивида. Составляющими индивидуальности являются темперамент, характер, интеллект, мировоззрение, накопленные знания и жизненный опыт.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/0f6c0d9cefce2fa1ef523d1d97e70540/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество