Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль
Сознание человека, в целом, (1) является высшей формой отражения окружающей реальности, (2) определяет цели и мотивы деятельности, которая (3) свойственна общественно развитому человеку и (4) связана с речью. Мифологическое сознание – это форма человеческого сознания, которая характеризуется использованием мифов, легенд, символов и образов для объяснения явлений окружающей реальности. Термин «мифологическое сознание» начали использовать известный психиатр Юнг К., а русский философ Лосев А.Ф. в работе «Диалектика мифа» использовал термин «мифическое сознание».
Предметом мифологического сознание является миф – «дополненная реальность», особый вид нарратива или рассказа, который содержит символические образы и представления о мире, богах и героях, происхождении государства, права, общества, этноса, гендера. Главным объектом мифологического познания является символ, через призму которого происходит осмысление всего мира (Фромм Э. «Забытый язык: введение в науку понимания снов, сказок, мифов»). Все мировоззрение и ценностные ориентиры в рамках мифологического сознания объясняются через сведение к символу из мифа.
В отличие от сказки миф связан и переплетен с реальностью, сказка же – это опосредованный образ, идеальная модель, в которой чудо, волшебство происходит не в реальности (Пропп В.Я. «Морфология волшебной сказки»). Миф отражает реальность жизни человека и сверхъестественных сил, что определится как синкретизм – слияние, смешение природы, сверхъестественных сил, человека и окружающей реальности, часто во сне. Важность духов, богов, сверхъестественных сил для мифологического сознания позволяет ставить вопрос не «почему» произошло какое-то явление, а «кто» его совершил или «по чьей воле» оно произошло.
Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где с помощью мифов описывается весь мир. В книге антрополога Леви-Брюля Л. «Первобытный менталитет» указывается, что сознание первобытных людей существенно отличается от сознания современных европейцев, с одной стороны, образностью, живым воображением, с другой -- конкретностью, отсутствием абстрактного мышления. В их сознании существуют «пред-связи», которые «… имеют не меньшую силу, чем наша потребность связывать любое явление с его причинами. В тот самый момент, когда первобытный человек воспринимает то, что явлено его чувствам, он представляет себе мистическую силу, которая таким образом проявляется». В итоге, можно сказать, что окружающий мир — это язык, на котором духи говорят с сознанием древнего человека.
Далее, известный культурный антрополог Леви-Строс К. в книге «Первобытное мышление» показал, что миф – это логика и рациональность первобытной стадии развития человечества. Он указал, что мифологическое сознание древнего человека не обладало причинно-следственной логикой Аристотеля (так, древний человек мог считать причиной болезни родственников встреченную ранее змею), но было достаточно рациональным, чтобы привести к «неолитической революции» -- переходу человечества от присваивающей к производящей экономике. Миф стал попыткой объяснить природу не объективно существующими физическими законами, а объективно существующими богами, духами, их способностями.
Мифологическое сознание древнего человека формировало мировоззрение не оторванного от природы человека. Такое мировоззрение поддерживалось длительное время в том числе из-за ограниченности способов и институтов социализации – было доступно обучение только в рамках рода и племени, отсутствовала сравнимая с современной системой образования, наука и культурная среда. Считается, что мифологическое сознание полностью доминировало вплоть до 8-2 веков до н.э., когда по мнению известного философа К. Ясперса («Смысл и назначение истории») началось «осевое время». В этом период появляются первые философские и религиозные направления, человек начинает отождествлять себя и свою деятельность в отрыве от природы, богов и духов, формируется осознание отдельной деятельности человека. В итоге, первичное рациональное мышление начинает существовать параллельно с мифологическим.
Большинство ученых-социологов, например, Конт О. и Спенсер Г., рассматривали миф как проявление первобытной науки. В контраст им Лосев А.Ф. полагал, что первобытное мифологическое сознание не должно мыслиться как примитивно-научное построение. Он полагал, что уже на первобытной ступени своего развития наука развивала собственные методы познания, хотя, в силу исторической обстановки, была мифологически окрашенной. В целом, можно утверждать, что мифы и мифологическое сознание если и не предвосхищали развитие науки, то стремились оптимизировать объяснение многих явлений окружающего мира, а за счет узнаваемых символов в мифах поддерживать единство в роде и племени, союзе племен.
Предметом мифологического сознание является миф – «дополненная реальность», особый вид нарратива или рассказа, который содержит символические образы и представления о мире, богах и героях, происхождении государства, права, общества, этноса, гендера. Главным объектом мифологического познания является символ, через призму которого происходит осмысление всего мира (Фромм Э. «Забытый язык: введение в науку понимания снов, сказок, мифов»). Все мировоззрение и ценностные ориентиры в рамках мифологического сознания объясняются через сведение к символу из мифа.
В отличие от сказки миф связан и переплетен с реальностью, сказка же – это опосредованный образ, идеальная модель, в которой чудо, волшебство происходит не в реальности (Пропп В.Я. «Морфология волшебной сказки»). Миф отражает реальность жизни человека и сверхъестественных сил, что определится как синкретизм – слияние, смешение природы, сверхъестественных сил, человека и окружающей реальности, часто во сне. Важность духов, богов, сверхъестественных сил для мифологического сознания позволяет ставить вопрос не «почему» произошло какое-то явление, а «кто» его совершил или «по чьей воле» оно произошло.
Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где с помощью мифов описывается весь мир. В книге антрополога Леви-Брюля Л. «Первобытный менталитет» указывается, что сознание первобытных людей существенно отличается от сознания современных европейцев, с одной стороны, образностью, живым воображением, с другой -- конкретностью, отсутствием абстрактного мышления. В их сознании существуют «пред-связи», которые «… имеют не меньшую силу, чем наша потребность связывать любое явление с его причинами. В тот самый момент, когда первобытный человек воспринимает то, что явлено его чувствам, он представляет себе мистическую силу, которая таким образом проявляется». В итоге, можно сказать, что окружающий мир — это язык, на котором духи говорят с сознанием древнего человека.
Далее, известный культурный антрополог Леви-Строс К. в книге «Первобытное мышление» показал, что миф – это логика и рациональность первобытной стадии развития человечества. Он указал, что мифологическое сознание древнего человека не обладало причинно-следственной логикой Аристотеля (так, древний человек мог считать причиной болезни родственников встреченную ранее змею), но было достаточно рациональным, чтобы привести к «неолитической революции» -- переходу человечества от присваивающей к производящей экономике. Миф стал попыткой объяснить природу не объективно существующими физическими законами, а объективно существующими богами, духами, их способностями.
Мифологическое сознание древнего человека формировало мировоззрение не оторванного от природы человека. Такое мировоззрение поддерживалось длительное время в том числе из-за ограниченности способов и институтов социализации – было доступно обучение только в рамках рода и племени, отсутствовала сравнимая с современной системой образования, наука и культурная среда. Считается, что мифологическое сознание полностью доминировало вплоть до 8-2 веков до н.э., когда по мнению известного философа К. Ясперса («Смысл и назначение истории») началось «осевое время». В этом период появляются первые философские и религиозные направления, человек начинает отождествлять себя и свою деятельность в отрыве от природы, богов и духов, формируется осознание отдельной деятельности человека. В итоге, первичное рациональное мышление начинает существовать параллельно с мифологическим.
Большинство ученых-социологов, например, Конт О. и Спенсер Г., рассматривали миф как проявление первобытной науки. В контраст им Лосев А.Ф. полагал, что первобытное мифологическое сознание не должно мыслиться как примитивно-научное построение. Он полагал, что уже на первобытной ступени своего развития наука развивала собственные методы познания, хотя, в силу исторической обстановки, была мифологически окрашенной. В целом, можно утверждать, что мифы и мифологическое сознание если и не предвосхищали развитие науки, то стремились оптимизировать объяснение многих явлений окружающего мира, а за счет узнаваемых символов в мифах поддерживать единство в роде и племени, союзе племен.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, что в современных обществах постоянно присутствует миф о социальной действительности или прошлом, задавая основания для деятельности обществ. Обладающие мифологическим сознанием общества склонны верить не в объективную реальность, а в ту, которая сконструирована для них средствами массовой информации, речами политиков. Это становится возможным, как указал нобелевский лауреат Р. Талер («Новая поведенческая экономика»), потому, что мотивы деятельности человека нерациональны. В целом, сконструированная, мифологическая реальность -- это не только фактор единства, но и способ манипулирования обществом, основа деструктивной деятельности – войн, ненависть к иным этническим или национальным общностям (как это было в нацистской Германии и ее союзниках, в настоящее время – миф о США как о незаменимой нации).
Важно, что мифы составляют основу духовной культуры на протяжении тысячелетий. Так, известный социолог Дугин А.Г. в книге «Ноомахия: войны ума. Геософия: горизонты и цивилизации» обосновывает значение мифа для определения понятий «культура» и «цивилизация», выявления содержания понятий и определения их географических границ. Он рассматривает мифы как ключ к пониманию культур и цивилизаций, поскольку мифы отражают глубинные формы осмысления человеком себя самого, мира и событий, происходящих по его или помимо его воли. Изучение мифов и мифологического сознания при такой постановке вопроса помогают (1) выделить цивилизации как неиерархичные суверенные субъекты (взамен государств или открытому обществу) нового многополярного мира, (2) определить их позитивные ценностные ориентиры (в том числе, ценностные ориентиры русской цивилизации) и (3) определить пределы сотрудничества.
Также хочу обратить внимание, что формирование общественного дискурса в России, в том числе направленного на мифологическое сознание людей, основывается на статье 13 Конституции РФ, которая признает идеологическое многообразие – плюрализм. При этом экстремистские призывы в рамках такого дискурса запрещены ФЗ «О противодействии экстремизму» и наказуемы в соответствии с УК РФ. К таким экстремистским высказываниям следует относить попытки преднамеренной фальсификации истории России, в том числе исторического мифа о Великой Отечественной войне. Такие попытки фальсификации, как предусмотрено Указом Президента РФ от 8 мая 2024 года об историческом просвещении, могут использоваться в качестве оружия в информационной войне.
Важно, что мифы составляют основу духовной культуры на протяжении тысячелетий. Так, известный социолог Дугин А.Г. в книге «Ноомахия: войны ума. Геософия: горизонты и цивилизации» обосновывает значение мифа для определения понятий «культура» и «цивилизация», выявления содержания понятий и определения их географических границ. Он рассматривает мифы как ключ к пониманию культур и цивилизаций, поскольку мифы отражают глубинные формы осмысления человеком себя самого, мира и событий, происходящих по его или помимо его воли. Изучение мифов и мифологического сознания при такой постановке вопроса помогают (1) выделить цивилизации как неиерархичные суверенные субъекты (взамен государств или открытому обществу) нового многополярного мира, (2) определить их позитивные ценностные ориентиры (в том числе, ценностные ориентиры русской цивилизации) и (3) определить пределы сотрудничества.
Также хочу обратить внимание, что формирование общественного дискурса в России, в том числе направленного на мифологическое сознание людей, основывается на статье 13 Конституции РФ, которая признает идеологическое многообразие – плюрализм. При этом экстремистские призывы в рамках такого дискурса запрещены ФЗ «О противодействии экстремизму» и наказуемы в соответствии с УК РФ. К таким экстремистским высказываниям следует относить попытки преднамеренной фальсификации истории России, в том числе исторического мифа о Великой Отечественной войне. Такие попытки фальсификации, как предусмотрено Указом Президента РФ от 8 мая 2024 года об историческом просвещении, могут использоваться в качестве оружия в информационной войне.
3. С чем не путать
Мифологическому противостоит рациональное сознание – это способность (1) оценивать достоверность источников информации, (2) распознавать логические ошибки, (3) изучать альтернативные мнения и (4) отбрасывать субъективные, чувственные предубеждения. Также существует магическое сознание, которое предполагает, что посредством символических действий, магических пасов или заклинаний можно воздействовать на духов (мифологическое же мышление предполагает, что магические пассы не могут заставить духов или богов совершить действие). Далее, существует религиозное сознание, где важна сама по себе вера в существование сверхъестественных сил и отсутствует возможность объективной опытной проверки знания.
4. История развития
Исторически первыми появились на рубеже 4-3 тысячелетия до н.э. появились древнегреческие мифы. По мнению известного историка, исследователя мифов Березкина Ю.Е. самыми древними мифами являются мифы о смерти. В рамках них мифологическое сознание объясняло важную для древнего человека вопрос о происхождении смерти. Суть мифа сводится к тому, что змея или иное животное должно было сообщить людям о необходимости «смены кожи как условия бессмертия», но другое животное опередило змею, принесло людям «ложную весть», из-за чего люди стали смертными.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/3792a28a51026e17b2ddda10667f185d/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/