Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Цель и смысл жизни человека — это философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению предназначения человека как индивидуума. Так, известный философ Ильин И.А. определил это как предстояние, то есть неосознанная подготовка человека к чему-то значимому в жизни, что он не осознавал. В контексте проблемы цели и смысла жизни человек мыслится как продукт биологической, социальной и духовно-культурной эволюции. При этом жизнь, в том числе конкретного человека, можно определить как самоподдерживающуюся химическую систему, способную к дарвиновской эволюции.
Вопрос о смысле жизни – это экзистенциальный (то есть важный для самого существования) вопрос для человека. Это субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям. Это понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Наиболее частыми вопросами о целях и смысле жизни могут стать: «Зачем (для чего, ради кого) жить?» и «В чём состоят жизненные ценности?»
Представления о целях и смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального статуса, образа жизни, конкретной исторической ситуации. Сформированное в раках процесса социализации мировоззрение (как социально-гуманитарное, так и естественно-научное) и ценностные ориентиры, существующие в обществе, и даже тип общества (консервативное или общество потребления) влияют на формирование смысла жизни. Разумно здоровый человек, живущий в современном обществе в благоприятных условиях, может видеть смысл своей жизни в одном. В то же время человек с ограниченными возможностями (инвалид) или человек, находящийся в чрезвычайных обстоятельствах (например, на войне), будет формулировать цель и смысл своей жизни существенно отличным образом.
Очевидно, что естественные (точные) науки не в состоянии ответить на вопрос «В чём (что является) цель (смысл) жизни?», который пытаются осмыслить в рамках социально-гуманитарного знания -- философии и теологии. Далее, в христианстве смысл человеческой жизни заключается в уподоблении Богу, цель — в познании Бога. Смысл же жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему. Цель буддизма – достижение нирваны, то есть состояния полного отсутствия желаний, а значит и отсутствия страдания. Наконец, в иудаизме представлены различные варианты осмысления жизни: познание Бога; любовь к Богу; праведная жизнь, соблюдение заповедей.
Древнегреческий философ Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. По Аристотелю счастье для человека состоит в мышлении и познании, в занятии искусством — то есть в добродетелях, которые достигаются через подчинение страстей разуму. Далее, известный психолог З. Фрейд считал, что смысл жизни человека – в получении удовольствия и реализации желаний, которые подавляются разумом. Другой известный психолог А. Адлер считал, все поступки человека направлены на достижение власти и превосходства над другими людьми.
Очень интересную концепцию сформулировал еще один известный психолог В. Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла». В отличие от Аристотеля и З. Фрейда, В. Франкл считал, что стремление к счастью не может быть целью и смыслом жизни человека. Дело в том, что состояние счастья наступает, когда человек достигает каких-либо проявлений ценностных ориентиров, к которым стремится. Поэтому именно формирование персональных для человека ценностей (ценностных ориентиров) – возвышенных (поиск лекарства от старения) или бытовых (обучение игре на гитаре) – и стремление к их реализации может стать целью и смыслом жизни человека.
Наличие целей и смысла жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности, то есть совокупности социальных качеств (соотношения свободы и ответственности) индивида, которые он реализует в своей общественной (но не личной) жизни. Цель и смысл жизни расширяют горизонты возможностей человека, позволяет ему изменяться в течение жизни – менять направления деятельности, взгляды, а не утихать и прозябать, не понимая, в чем смысл его существования (например, безболезненно проходить «кризис среднего возраста»). Существуют исследования, которые показывают, что люди, старающиеся жить со смыслом, чаще сохраняют живость ума в старости, здоровее психически и даже живут дольше, чем те, кто не имели особых целей в жизни.
Цель и смысл жизни человека сами по себе не подлежат регулированию, но связаны с ценностными ориентирами, которые регулируются социальными нормами -- обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью. Социальные нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. Далее, отдельное регулирование духовных ценностей в РФ уставлено указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который выделяет следующие основные традиционные ценности: (1) служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (2) крепкую семью, (3) созидательный труд, (4) приоритет духовного над материальным, (5) справедливость, (6) историческую память и преемственность поколений.
Вопрос о смысле жизни – это экзистенциальный (то есть важный для самого существования) вопрос для человека. Это субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям. Это понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. Наиболее частыми вопросами о целях и смысле жизни могут стать: «Зачем (для чего, ради кого) жить?» и «В чём состоят жизненные ценности?»
Представления о целях и смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального статуса, образа жизни, конкретной исторической ситуации. Сформированное в раках процесса социализации мировоззрение (как социально-гуманитарное, так и естественно-научное) и ценностные ориентиры, существующие в обществе, и даже тип общества (консервативное или общество потребления) влияют на формирование смысла жизни. Разумно здоровый человек, живущий в современном обществе в благоприятных условиях, может видеть смысл своей жизни в одном. В то же время человек с ограниченными возможностями (инвалид) или человек, находящийся в чрезвычайных обстоятельствах (например, на войне), будет формулировать цель и смысл своей жизни существенно отличным образом.
Очевидно, что естественные (точные) науки не в состоянии ответить на вопрос «В чём (что является) цель (смысл) жизни?», который пытаются осмыслить в рамках социально-гуманитарного знания -- философии и теологии. Далее, в христианстве смысл человеческой жизни заключается в уподоблении Богу, цель — в познании Бога. Смысл же жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему. Цель буддизма – достижение нирваны, то есть состояния полного отсутствия желаний, а значит и отсутствия страдания. Наконец, в иудаизме представлены различные варианты осмысления жизни: познание Бога; любовь к Богу; праведная жизнь, соблюдение заповедей.
Древнегреческий философ Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении сущности человека. По Аристотелю счастье для человека состоит в мышлении и познании, в занятии искусством — то есть в добродетелях, которые достигаются через подчинение страстей разуму. Далее, известный психолог З. Фрейд считал, что смысл жизни человека – в получении удовольствия и реализации желаний, которые подавляются разумом. Другой известный психолог А. Адлер считал, все поступки человека направлены на достижение власти и превосходства над другими людьми.
Очень интересную концепцию сформулировал еще один известный психолог В. Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла». В отличие от Аристотеля и З. Фрейда, В. Франкл считал, что стремление к счастью не может быть целью и смыслом жизни человека. Дело в том, что состояние счастья наступает, когда человек достигает каких-либо проявлений ценностных ориентиров, к которым стремится. Поэтому именно формирование персональных для человека ценностей (ценностных ориентиров) – возвышенных (поиск лекарства от старения) или бытовых (обучение игре на гитаре) – и стремление к их реализации может стать целью и смыслом жизни человека.
Наличие целей и смысла жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности, то есть совокупности социальных качеств (соотношения свободы и ответственности) индивида, которые он реализует в своей общественной (но не личной) жизни. Цель и смысл жизни расширяют горизонты возможностей человека, позволяет ему изменяться в течение жизни – менять направления деятельности, взгляды, а не утихать и прозябать, не понимая, в чем смысл его существования (например, безболезненно проходить «кризис среднего возраста»). Существуют исследования, которые показывают, что люди, старающиеся жить со смыслом, чаще сохраняют живость ума в старости, здоровее психически и даже живут дольше, чем те, кто не имели особых целей в жизни.
Цель и смысл жизни человека сами по себе не подлежат регулированию, но связаны с ценностными ориентирами, которые регулируются социальными нормами -- обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью. Социальные нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. Далее, отдельное регулирование духовных ценностей в РФ уставлено указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который выделяет следующие основные традиционные ценности: (1) служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (2) крепкую семью, (3) созидательный труд, (4) приоритет духовного над материальным, (5) справедливость, (6) историческую память и преемственность поколений.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я полагаю, человеку нельзя за каждого отдельного человека сформировать цель и смысл жизни, поскольку не существует общечеловеческих, фундаментальных смысла и целей жизни. Человек может сформулировать цель и смысл самостоятельно. Конечно, многие люди в определенные моменты жизни могут не обладать целями и смыслом. В такие моменты им можно и нужно помочь, поддержать, чтобы они самостоятельно сформулировали их для себя.
Я считаю, что общество может помочь в формулировании смысла и целей жизни, только если в таком обществе будут существовать человекосберегающие ценности. Очевидно, что в обществе с неиндивидуалистическими ценностями, не в обществе потребления, а в обществе с целями воспитания полноценной личности, созидательного труда человеку легче сформулировать собственные смысл и цели жизни. Для этого важно также обучать молодежь использованию свободы в контексте традиционных духовных ценностей (служению Отечеству и ответственности за его судьбу, крепкой семье, созидательному труду, милосердию) и обеспечить достойную заработную плату и самую высокую значимость профессии педагога-учителя. Важно также создавать доступные инфраструктурные условия для досуга и самореализации – в образовании, науке, творчестве, спорте, при осуществлении физического или интеллектуального труда и отдыха.
Я считаю, что общество может помочь в формулировании смысла и целей жизни, только если в таком обществе будут существовать человекосберегающие ценности. Очевидно, что в обществе с неиндивидуалистическими ценностями, не в обществе потребления, а в обществе с целями воспитания полноценной личности, созидательного труда человеку легче сформулировать собственные смысл и цели жизни. Для этого важно также обучать молодежь использованию свободы в контексте традиционных духовных ценностей (служению Отечеству и ответственности за его судьбу, крепкой семье, созидательному труду, милосердию) и обеспечить достойную заработную плату и самую высокую значимость профессии педагога-учителя. Важно также создавать доступные инфраструктурные условия для досуга и самореализации – в образовании, науке, творчестве, спорте, при осуществлении физического или интеллектуального труда и отдыха.
3. Примеры из практики
В качестве примера я знаю историю А. Талая – белорусского паралимпийца, который в юношеском возрасте подорвался на мине, потерял руки и ноги. Несмотря на свои увечья, он смог найти цель и смысл для активной жизни: создал семью, смог тренировать молодых ребят, сам выиграл олимпийскую медаль по плаванию, вступает перед участниками СВО, потерявшими конечности. Он стал полноценной личностью – смог приносить пользу не только себе, но и обществу в целом.
4. С чем не следует путать
Цель и смысл одного человека следует не путать со смыслом существования общества и государства. Так, цель и смысл жизни здорового государства и общества – обеспечить существование и эволюционное развитие общества, повышение благосостояния его членов во всех сферах общественной жизни, при создании условий для формирования из каждого человека личности, которая понимаем важность равноценного удовлетворения материальных и духовных потребностей. Для этого государство может использовать различные социальные институты – прежде всего, систему образования, направленную на обучение и воспитание полноценной личности, и идеологию – объяснять важность профессии педагога-учителя, агитировать за человекосберегающие ценностные ориентиры.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/9f5e08cb6b7a66250d09ad952eaa9651/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/