Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Что это? Президент – это выборная, высшая или одна из высших государственных должностей, а также лицо, занимающее эту должность. Президентство является важным политико-правовым институтом. Президент часто является главой государства, форма правления которого является республика. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим президент часто не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции между органами власти.
В зависимости от поддержки политических элит государства президентов можно разделить на сильных, харизматичных (Путин В.В.) и слабых, нехаризматичных (Ельцин Б.Н.) Существенно отличаются президенты в президентских и парламентских республиках. Так, в президентской республике президент – это глава государства, который обладает широкими полномочиями во всех сферах; а в парламентской республике президент не является главой (в таких республиках главой является глава правительства – премьер (Венгрия), канцлер (Германия)) и осуществляет минимальные, церемониальные полномочия.
Полномочия и функции президента могут отличаться в федерациях и унитарных государствах. Так, в федерациях глава субъекта федерации (в зависимости от объема полномочий такого субъекта) может называться президентом соответствующего субъекта, стремясь реализовывать как можно больше полномочий, что может являться основой для политического конфликта. Например, в России только с 6 февраля 2023 года в последнем субъекте федерации – Татарстане – глава субъекта перестал именоваться президентом.
В унитарных государствах должность президента одна, и его полномочия не оспариваются главами административно-территориальных образований. Отдельно следует обратить внимание на ограничение полномочий президентов в теократических республиках (в Иране) и некоторых постсоветских государствах (в Казахстане). Так, в Иране функции президента ограничены полномочиями аятоллы как верховного лидера, который объявляет войну и мир. В Казахстане же полномочиями президента были существенно ограничены полномочиями елбасы, «главы нации», которые, однако, были отменены в результате референдума в апреле 2022 года.
По критерию народной поддержки президентов можно разделить на легитимных и нелегитимных. Так, легитимность, в точки зрения политологии, часто определяют как (1) свойство власти, которое показывает наличие у неё народной поддержки, и (2) как признание населением правомерности власти управлять и согласие населения подчиняться. Соответственно, легитимные президенты имеют существенную поддержку народа (Путин В.В., Трамп Д), а нелегитимные не имею (президент Молдавии Санду М., поскольку в 2024 году внутри Молдавии за нее проголосовало подавляющее меньшинство, а голоса в поддержку были получены на избирательных участках за пределами страны). Далее, президенты делятся на избранных (которые победили не выборах, но не принесли еще присяги) и действующих (еще не сложивших полномочия).
Для чего? Важным свойством должности президента является выборность, которая отражает социальную справедливость и теоретичную доступность должности для любого гражданина страны. Периодическая ротация личности на должности президента должна обеспечивать возможность легальной замены личности, если она не устраивает избирателей. Это также минимизирует конфликты в политической элите, которая осознает возможность провести своего кандидата на должность президента легальным путем. Периодическая ротация в должности также направлена на предотвращение узурпации власти как условия для стабильного, эволюционного развития страны.
Президенты, являясь главами государств, выполняют исключительно важные, государствообразующие функции в различных сферах общественной жизни. Так, в соответствии со статьей 80 Конституцией РФ Президент РФ является гарантом исполнения Конституции РФ, а также соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ организует и во многом формирует органы государственной власти (назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; представляет Совету Федерации кандидатуры
на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ и его заместителей; назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; назначает судей федеральных судов; формирует Совета Безопасности РФ; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ). Обладает законотворческой инициативой, подписывает законы и обладает правом отлагательного вето. В сфере внешней политики Президент РФ ведет международные переговоры, подписывает международные договоры, а в военной сфере является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ, утверждает военную доктрину.
Регулирование? Нормативно-правовую основу выборов и требований к кандидатам составляют Конституция РФ и ФЗ «О выборах Президента РФ». Так, Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Важно обратить внимание, что в отличии от ФКЗ «О Правительстве РФ» не существует отдельного ФКЗ «О Президенте РФ».
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, не имевший иностранного гражданства ли вида на жительство. Также устанавливается возрастной ценз -- достижение 35 лет, и ценз оседлости – постоянное проживание в России не менее 10 лет, а также обладание избирательными правами (то есть наличие дееспособности). Существует также имущественный ценз: у кандидата на пост президента не должно быть открытых счетов и вкладов в банках других, чем Россия, стран.
Президент РФ (в том числе прекративший полномочия) обладает неприкосновенностью, то есть не подлежит уголовному преследованию в период нахождения в должности. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации РФ только на основании выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это должно подтверждаться (1) заключением Верховного Суда РФ о наличии признаков преступления и (2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении порядка выдвижения обвинения.
В зависимости от поддержки политических элит государства президентов можно разделить на сильных, харизматичных (Путин В.В.) и слабых, нехаризматичных (Ельцин Б.Н.) Существенно отличаются президенты в президентских и парламентских республиках. Так, в президентской республике президент – это глава государства, который обладает широкими полномочиями во всех сферах; а в парламентской республике президент не является главой (в таких республиках главой является глава правительства – премьер (Венгрия), канцлер (Германия)) и осуществляет минимальные, церемониальные полномочия.
Полномочия и функции президента могут отличаться в федерациях и унитарных государствах. Так, в федерациях глава субъекта федерации (в зависимости от объема полномочий такого субъекта) может называться президентом соответствующего субъекта, стремясь реализовывать как можно больше полномочий, что может являться основой для политического конфликта. Например, в России только с 6 февраля 2023 года в последнем субъекте федерации – Татарстане – глава субъекта перестал именоваться президентом.
В унитарных государствах должность президента одна, и его полномочия не оспариваются главами административно-территориальных образований. Отдельно следует обратить внимание на ограничение полномочий президентов в теократических республиках (в Иране) и некоторых постсоветских государствах (в Казахстане). Так, в Иране функции президента ограничены полномочиями аятоллы как верховного лидера, который объявляет войну и мир. В Казахстане же полномочиями президента были существенно ограничены полномочиями елбасы, «главы нации», которые, однако, были отменены в результате референдума в апреле 2022 года.
По критерию народной поддержки президентов можно разделить на легитимных и нелегитимных. Так, легитимность, в точки зрения политологии, часто определяют как (1) свойство власти, которое показывает наличие у неё народной поддержки, и (2) как признание населением правомерности власти управлять и согласие населения подчиняться. Соответственно, легитимные президенты имеют существенную поддержку народа (Путин В.В., Трамп Д), а нелегитимные не имею (президент Молдавии Санду М., поскольку в 2024 году внутри Молдавии за нее проголосовало подавляющее меньшинство, а голоса в поддержку были получены на избирательных участках за пределами страны). Далее, президенты делятся на избранных (которые победили не выборах, но не принесли еще присяги) и действующих (еще не сложивших полномочия).
Для чего? Важным свойством должности президента является выборность, которая отражает социальную справедливость и теоретичную доступность должности для любого гражданина страны. Периодическая ротация личности на должности президента должна обеспечивать возможность легальной замены личности, если она не устраивает избирателей. Это также минимизирует конфликты в политической элите, которая осознает возможность провести своего кандидата на должность президента легальным путем. Периодическая ротация в должности также направлена на предотвращение узурпации власти как условия для стабильного, эволюционного развития страны.
Президенты, являясь главами государств, выполняют исключительно важные, государствообразующие функции в различных сферах общественной жизни. Так, в соответствии со статьей 80 Конституцией РФ Президент РФ является гарантом исполнения Конституции РФ, а также соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ организует и во многом формирует органы государственной власти (назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; представляет Совету Федерации кандидатуры
на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ и его заместителей; назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; назначает судей федеральных судов; формирует Совета Безопасности РФ; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ). Обладает законотворческой инициативой, подписывает законы и обладает правом отлагательного вето. В сфере внешней политики Президент РФ ведет международные переговоры, подписывает международные договоры, а в военной сфере является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ, утверждает военную доктрину.
Регулирование? Нормативно-правовую основу выборов и требований к кандидатам составляют Конституция РФ и ФЗ «О выборах Президента РФ». Так, Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Важно обратить внимание, что в отличии от ФКЗ «О Правительстве РФ» не существует отдельного ФКЗ «О Президенте РФ».
Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, не имевший иностранного гражданства ли вида на жительство. Также устанавливается возрастной ценз -- достижение 35 лет, и ценз оседлости – постоянное проживание в России не менее 10 лет, а также обладание избирательными правами (то есть наличие дееспособности). Существует также имущественный ценз: у кандидата на пост президента не должно быть открытых счетов и вкладов в банках других, чем Россия, стран.
Президент РФ (в том числе прекративший полномочия) обладает неприкосновенностью, то есть не подлежит уголовному преследованию в период нахождения в должности. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации РФ только на основании выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это должно подтверждаться (1) заключением Верховного Суда РФ о наличии признаков преступления и (2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении порядка выдвижения обвинения.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
- социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
- духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
- политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я считаю, что в России принципиально важной задачей является выработка исторически и культурно приемлемого для нашего общества механизма сменяемости и преемственности президентской власти. Сменяемость Президента РФ, периодическая ротация личностей, занимающих должность Президента РФ, предотвратит зашоренность, ограниченность и догматичность (например, в сфере экономики) по вопросам управления государством. Механизм преемственности президентской власти между новым и сменяемым президентом, а также между новой и старой политической элитой поможет избежать социального конфликта на уровне элит, предотвращает мятежи и гражданские войны.
Видится, что для выработки механизма сменяемости и преемственности президентской власти было бы разумным на экспертном уровне инициировать не просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе, а вопроса, должен ли Президент РФ с учетом сформированного конституционного обычая готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей. Такой механизм представляется возможным и исторически приемлемым потому, что политический режим в России можно считать электоральным авторитаризмом. Такой режим характеризуется не столько неразработанностью институтов политического плюрализма и сменяемости президентской власти, сколько отсутствием традиции, наработанной привычки системной передачи власти и выстраивания бесконфликтных отношений между политическими элитами. Отсутствие такой традиции следует заменить выработанным и законодательно оформленным механизмом сменяемости и преемственности.
Видится, что для выработки механизма сменяемости и преемственности президентской власти было бы разумным на экспертном уровне инициировать не просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе, а вопроса, должен ли Президент РФ с учетом сформированного конституционного обычая готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей. Такой механизм представляется возможным и исторически приемлемым потому, что политический режим в России можно считать электоральным авторитаризмом. Такой режим характеризуется не столько неразработанностью институтов политического плюрализма и сменяемости президентской власти, сколько отсутствием традиции, наработанной привычки системной передачи власти и выстраивания бесконфликтных отношений между политическими элитами. Отсутствие такой традиции следует заменить выработанным и законодательно оформленным механизмом сменяемости и преемственности.
3. С чем не стоит путать
Президента следует отличать от монарха — наследственного или (реже) выборного главы государства (царя, короля, императора, шаха). От президента отличается диктатор – единоличный правитель, обладающий неограниченной властью и стоящий над законом. Далее, президент отличается от узурпатора -- человека, незаконно захватившего власть.
4. История развития
Впервые в мире президент как глава государства появился в США, где по Конституции США 1787 года исполнительная власть предоставлялась президенту США. В нашей истории первым президентом стал Горбачев М.С., которого в 1990 году избрали Президентом СССР. Первым же Президентом РСФСР стал Ельцин Б.Н. 12 июня 1991 года.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/07b5815b0b81a611d0f57809f0c3bf68/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/