Темы

Цели и средства политической деятельности


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Что это? Политическая деятельность, по мнению Соловьева А.И., высказанному в учебнике «Введение в политологию», — это совокупность действий всех субъектов политической системы по осуществлению их функцийв сфере власти. Содержанием политической деятельности являются отношения господства и подчинения, в которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действиями других лиц (подвластных). Структуру политической деятельности составляют ее (1) субъекты, (2) объекты, (3) средства (ресурсы) и (4) политический процесс (процесс властвования), то есть осуществление доминирования. При этом субъект (актор) – это активное начало политической деятельности, которым в реальности может быть отдельный человек, организация, общность людей, народ, политическая партия, государство. Объект выполняет функцию подчинения по отношению к субъекту (например, если элиты – субъект политической деятельности, то оставшиеся члены общества -- объекты).

Средства политической деятельности (применительно к государственной власти – ресурсы власти) – это методы, механизмы, ресурсы, которые обеспечивают влияние субъекта на объект политической деятельности. Используемые средства можно поделить на (1) утилитарные, (2) принудительные и (3) нормативные. Утилитарные средства – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей (они используются как для поощрения – индексация пенсий, так и для наказания – усложнение процедуры получение гражданства). В качестве принудительных средств обычно выступают меры административного наказания (судебное преследование участников несанкционированных митингов). Нормативные средства воздействия на духовный, внутренний мир, мировоззрение, ценностные ориентиры и нормы поведения человека призваны убедить подчиненных объектов власти в одобрении ее действий (СМИ, культурные программы, стандарты образования и поддерживаемые государством способы воспитания юношей и молодежи).

Средства политической деятельности можно классифицировать в соответствии со сферами жизнедеятельности на (1) экономические, (2) социальные, (3) культурно-информационные и (4) принудительные. Экономические средства – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления (деньги, техника, плодородные земли, полезные ископаемые). Социальные средства – это способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Ими могут быть предоставление социальны льгот в рамках политической деятельности – продвижение по должности, премии, квалифицированная медицинская помощь, повышенная пенсия.

Культурно-информационные средства – это знания и информация, а также способы их получения и распространения: институты науки и образования, массовая культура, религия, средства массовой информации. Принудительные (силовые) средства – это оружие и аппарат физического принуждения, армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами. Если в долгосрочной перспективе эффективными являются культурно-информационные средства, то для достижения краткосрочных целей могут использоваться принудительные средства. Эту ситуацию хорошо характеризует афоризм: «К власти легко прийти на штыках, но очень неудобно на них сидеть».

Для чего? Целями политической деятельности являются те задачи, ориентиры, к достижению которых стремится власть, политическая партия или движение. Это могут быть глобальные цели, связанные с развитием всего общества, например, посторенние коммунизма, рыночной экономики или общества справедливого неравенства. Цели также могут быть более локальными – в рамках определенного вида жизнедеятельности: решение демографического кризиса; ограничение вывода капитала из России за рубеж; стимулирование созидательного труда, а не спекуляций; поддержка учителей в качестве самой важной профессии в обществе; развитие светских, человекосберегающих духовно-нравственных ценностей у молодежи; выработка приемлемого для общества механизма сменяемости и преемственности президентской власти.

Выбор конкретных средств, которые использует власть для достижения поставленных целей, во многом говорит о ее легитимности (поддержки со стороны общества), а также о позитивной или негативной деятельности представителей власти для общества. Так, цели власти могут быть (и почти всегда заявляются) социально значимыми, но если для их достижения используются человеко- и обществоразрушающие средства, направленные на причинение страданий, обмана, уничижения, превосходства, то такая политическая деятельность деструктивна и частую нелегитимна. Например, противоречивое отношение к Сталину И.В. в современном российском обществе связано с тем, что для достижения масштабных позитивных социально значимыми целями им использовались жесткие, даже жестокие средства.

У разных субъектов политической системы могут быть разные цели. Так, целью государства и политической элиты является удержание власти и бесконфликтное развитие общества во всех сферах. Целями политических партий являются завладение и удержание власти, а факультативными целями – бесконфликтное развитие общества. Целью политической деятельности отдельных граждан может стать удовлетворение социальной потребности (например, защита приемлемого образа жизни) или формирование смысл жизни (как было у известного политика Жириновского В.В.)

Регулирование? Использование в России законных средств политической деятельности регулируется Конституцией РФ, а также специальными федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Так, Конституция РФ устанавливает полномочия высших должностных лиц, в пределах которых они вправе использовать ресурсы власти, а ФЗ «О полиции» устанавливает случаи и пределы использования силовых ресурсов МВД РФ. Цели политической деятельности указываются в программных документах – ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, программах политических партий и движений.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я считаю, что в политической деятельности должны использоваться средства, которые в средне- и долгосрочной перспективе приведут к цели повышения благополучия нашего общества. Так, по мнению известного социолога Зиновьева А.А., высказанному в книге «Русская трагедия», в настоящее время базисом государства является не экономика, а система образования, формирующая человеческий капитала. Именно знания, а особенно социально-гуманитарные знания, становятся важнейшими средствами политической деятельности и ресурсом власти. В постиндустриальных странах знания, в силу своих преимуществ – бесконечности, общедоступности, демократичности, а также влияния на умы общества, его менталитет, общественное сознание – подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором благополучного, эволюционного и бесконфликтного развития обществ.

Я также считаю, что целью политической деятельности не должна быть защита личных бизнес интересов. Важно, чтобы политической деятельностью в России занималась национально ориентированная политическая элита, лояльная нашему обществу, имеющая светское или религиозное образование, полученное в нашей системе образования. Ведь как замечал первый премьер-министр независимой Индии Дж. Неру: «Нет больших врагов собственного народа, чем воспитанная колонизаторами интеллигенция».
3. С чем не путать
От средств политической деятельности следует отличать политический (или государственный) режим -- совокупность (1) способов, приемов и средств осуществления государственной власти, отражающих (2) характер и степень участия общества в осуществлении власти, прежде всего, при проведении выборов. Фактически политический режим означает, какие средства используются властью для регулирования конкретного общества. В демократических режимах и в электоральном авторитаризме используется минимум силовых средств; в жестком авторитаризме и тоталитаризме (в том числе либеральном) -- максимум.
4. История развития
Цели политической деятельности по Платону заключалась в создании государства для предотвращения социальных конфликтов. Аристотель же считал целями политической деятельности создание государства «общественного блага и справедливости». Вопрос о средствах политической деятельности и отсутствии моральных ограничений в политике впервые активно разрабатывались политическим деятелем эпохи Возрождения Н. Макиавелли.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/ca43e8b6acb0a9044c5550d1bea384c2/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Разбор эссе прошлых лет