Темы

Познание и знание


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Познание -- это процесс получения знаний о природе, обществе, культуре и человеке. Это активный процесс, основывающийся на взаимодействии различных когнитивных процессов: (1) понимании – как запоминании фактов, и (2) осознании – возможности использовать, осмысленно передать, предсказать области нового знания. Знание – это результат процесса познания в виде сформированных убеждений, фактов, информации или навыков, которыми обладает человек или сообщество. В рамках социокультурного подхода знание -- это продукт общественных и культурных норм и ценностей, который формируются через общение с другими людьми, обучение и социальные практики. Несистемное и поверхностное знание называется информированностью.

Источники знания -- это различные способы, с помощью которых мы получаем информацию и формируем наши убеждения. Источниками бытового знания может быть опыт и интуиция как способность понимать или осознавать что-то без явного логического рассуждения; научного – наблюдение, эксперимент, логические рассуждения; религиозного – откровения. Важным способом получения знания является обучение – системный процесс, направленный на освоение новых знаний и навыков. Обучение происходит в таких важны социальных институтах, как семья и школа, при этом методом обучения может быть как ссылка на авторитет обладателя знания (известного ученого – Ломоносова М.В. или философа – Зиновьева А.А.), так и дискуссии («метод Сократа»).

Для человека характерны три основные вида познания, которые во многом отличаются методом познания и способами восприятия получаемого знания. Так, наука – полностью рациональна; религия (вера) -- предмет познания и где-то превышает науку (пытается понять трансцендентное), воздействует на чувства и на разум (смотри трактат И. Канта «Религия в пределах только разума»), основной метод познания – претерпевание субъективного опыта общения с Богом; искусство -- воздействует на чувства. Указанные формы познания формируют мировоззрение человека, то есть (1) знания и убеждения, (2) ценности и ценностные ориентиры и определяют (3) действия на основе знаний и ценностных ориентиров.

Обычно выделяют два основных уровня познания – (1) чувственное (с помощью органов чувств) и (2) рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Так, чувственное познание основано на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Именно чувственное познание является важнейшим элементом познания культуры и искусства, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств, воспринимаются им как соответствующие его действительности – субъективной реальности. При этом полноценное познание мира неотделимо от рационального познания (от латинского «ratio» — разум) — особого способа получения информации, особенностью которого является (1) использование логики, (2) причинно-следственных связей и (3) стремление к наиболее оптимальному результату.

Познание и знание может быть истинным и ложным. Объективно (абсолютно) истинное знание не зависит от человеческих представлений или суждений; субъективно (относительная) истинное -- связано с личным опытом, мнениями и убеждениями индивида, чувственным восприятием (эмоциональным интеллектом). При этом зачастую в обыденной жизни люди пользуются субъективно истинным знанием, которые формируют субъективную реальность – действительность. В контексте социальных мифов сконструированная реальность позволяет манипулировать обществом.

Знание также делится на естественно научное и социально-гуманитарное. Предметом естественно-научного знания является природа, а предметом социально-гуманитарного -- (1) общество, (2) социальные институты (в том числе государство и право), (3) общественные отношения, (4) человек с точки зрения социальной и духовно-культурной, но не биологической, составляющих, и (5) ценности как неформальные социальные институты общества. В рамках естественного знания, как правило, существует один правильный ответ и много неправильных ответов на вопросы; а в социально-гуманитарном – существует более одного правильного ответа и много неправильных ответов на вопросы. Более того, если естественно-научное знание достигается, прежде всего, за счет методаэксперимента, то в социально-гуманитарном знании иные методы – сравнения, анализа и синтеза.

Важная цель познания -- формирование мировоззрения, то есть целостной системы (1) взглядов, оценок и представлений о мире (природе), обществе, культуре, а также (2) ценностей, идей и идеалов, которые циркулируют в обществе в целом и внутри отдельного человека. Мировоззрение и окружающая обстановка влияют на контекстуальное познание, когда одни и те же факты и явления могут по-разному восприниматься в разной обстановке (к одних культурах белый цвет – радость, в других -- печаль). Вне сформированного мировоззрения новое знание становится фрагментарным, непоследовательным, неассоциативным, в итоге, опасным для общества.

Познание может иметь как утилитарные, так и неутилитарные цели. С социальной точки зрения важной целью любого познания должно быть повышение уровня благосостояния общества во всех сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Неутилитарной целью познания может считаться удовлетворение такой потребности, как любопытство, или стремление ответить на фундаментальные вопросы о смысле существования, о трансцендентном начале.

Мне очевидно, что самыми важными взаимосвязанными социальными институтами, в рамках которых осуществляется познание и передается знание, являются наука и образование. Так, наука предоставляет знания и методы, которые используются в образовании, а образование, в свою очередь, помогает распространять научные знания, навыки и ценностные ориентиры в обществе. Важное правовое регулирование науки и образования содержится в Конституции РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» и ФЗ «О науке и научно-технической политике». Нормы об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования содержатся в СК РФ, а положения о дополнительном образовании для работников -- в ТК РФ.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что системное распространение знания осуществляется, прежде всего, школой. В связи с этим наше государство и общество должны признать особую важность профессии учителя не как продавца услуг по обучению, а как педагога и воспитателя. Уважение к обычному педагогу-учителю как со стороны учеников, так и со стороны родителей должен быть такое же, как к известным педагогам Макаренко А.С. и Сухомлинскому В.А. Для достижения такой цели, кроме идеологической работы, необходимо сделать учителям достойные заработные платы, гарантированные не на региональном, а на федеральном уровне. Повышенное вознаграждение должно быть у сельских учителей.

В связи с указанным выше считаю, что основной целью познания, как процесса передачи знания, в школе должно стать формирование фундамента личности, осознающей важность и практическую применимость человекосберегающих ценностей (таких как полноценная жизнь, ответственная свобода, стремление к счастью, служение Отечеству, крепкая семья, созидательный труд), важность государства и эволюционного, а не революционного развития общества. Такая личность должна быть способна равноценно удовлетворять материальные и духовные потребности. Для достижение этой цели необходима большая дисциплина в школе, большие полномочия директорам и учителям по влиянию на поведение детей, ответственность родителей за вызывающее поведение учеников.

Особенно важно развивать недогматизированное социально-гуманитарное знание. Обучение такому знанию поможет осознать отличие населения от общества и поможет предотвратить многие социальные конфликты. Так, население становится обществом, когда начинает разделять общие ценностные ориентиры. В любых культурных, конфессиональных, этнических и национальных общностях, проживающих на территории России, должны быть вычленены общие для нашего общества человекосебрегающие ценности, которые станут основой для признаваемых всеми правил совместного общежития.
3. Примеры из практики
Профессиональные юристы, занимающиеся корпоративным правом, сталкиваются в договорах с такими понятиями, как «фактическое знание», «имплицитное знание», «подразумеваемое знание». Фактическое знание – означает то, что в действительности знает субъект, например, директор; имплицитное – то, что он должен знать в силу обязанностей, а подразумеваемое – что он или профессиональные консультанты должны были знать, если бы провели проверку. Такие положения о знании включаются в договоры и в случае судебных споров ограничивают или увеличивают размер гражданско-правовой ответственности.
4. С чем не следует путать
От познания, как направленного на получение знания процесса, следует отличать откровение. Так, откровение -- это концепция, которая часто используется в религии и теологии (например, Библия). В результате откровения получается знание, но откровение – ненаправленный процесс (познание и откровение в этом плане схожи со сделкой, как направленным на формирование правоотношения действием, и поступком, как ненаправленным). Также важно обратить внимание, что критерием истинности в познании часто является соответствие фактов объективной реальности; в откровении же – авторитет источника полученных знаний.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/550631796e46541de7a09942873b8db9/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество