Темы

Личность, факторы, влияющие на ее формирование


Вернуться назад


Личность, факторы, влияющие на ее формирование

1. Общее:
  1. понятие;
  2. структура и содержание;
  3. особенность;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции;
  6. факторы возникновения и существования;
  7. последствия;
  8. правовое регулирование в РФ.
Личность – это совокупность социальных качеств индивида, которые он реализует в своей общественной (но не личной) жизни. Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, отдельно взятый уникальный человек без учета его морфологических, психологических и социальных характеристик. Личность, таким образом, -- не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт.

Основные социальные качества личности: (1) самосознание – способность осознавать себя, оценивать свои поступки и понимать, как их оценивают другие;

(2) самооценка – комплексная характеристика, показывающая, как личность воспринимает свои способности, возможности и прочие особенности;

(3) социальная идентификация – отождествление личностью себя с определённой социальной группой; (4) цели жизни – глобальные цели, которые личность воспринимает как своё предназначение. Наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Существуют следующие основные цели: (1) материальные блага и комфорт; (2) развитие и творческая деятельность; (3) власть и уважение; (4) духовное совершенствование.

Ценностные ориентиры – это нечто важное, значимое или полезное для человека или общества, это идеалы и убеждения, управляющие жизнью человека. Ценностные ориентиры через самосознание помогающие принимать правильные решения и оценивать поступки: он поступил хорошо или плохо. Ценностные ориентиры устанавливаются как обществом, так и человеком непосредственно для себя. Система ценностей индивидуальна для каждого человека; она, во многом, формирует его мировоззрение.

В зависимости от того, на чём основана значимость, все ценностные ориентиры делятся на три группы: (1) экзистенциальные (то есть важные для самого существования), (2) нравственные и (3) эстетические. Так, экзистенциальные ориентиры связаны с пониманием смысла жизни, призвания, глобальных задач и целей (например, важность материнства и детства, альтруизм, самопожертвование, способность любить). Нравственные ориентиры, связанные с поведением людей и их взаимоотношениями. Добро, честь, честность, патриотизм, верность – всё это относится к нравственным ориентирам. Эстетические ориентиры связаны не только с пониманием красоты, но и с чувствами – любовью и ненавистью.

Процесс формирования личности, то есть способы и методы формирования мировоззрения человека, называется социализацией. Так, традиционно выделяется направленная и ненаправленная социализация. К числу методов направленной позитивной социализации необходимо отнести воспитание (в семье, детском саду, школе, спортивных секциях и кружках) и обучение, то есть последовательный процесс воздействия на личность в период ее становления и развития для выработки набора ценностей и мировоззрения. Ненаправленная, то есть стихийная социализация, формируемая в условиях ближайшего окружения -- при играх во дворе, общении с новыми знакомыми, просмотре социальных сетей, воздействии массовой культуры.

Обстоятельства и условия, формирующие личность, называют факторами формирования личности. Хотя не существует четкой градации значимости факторов, основным считается (1) наследственность, то есть физические качества, черты характера, задатки способностей, передавшихся генетически от родителей. Далее, (2) социальное окружение и (3) личный опыт, так как в процессе постоянного взаимодействия с обществом, человек приобретает жизненный опыт, формирует свое мировоззрение.

Окружающая человека (4) культурная среда – религия, традиции, верования, уровень образованности, наборы ценностей, норм и эталонов поведения, являются важным фактором. Наконец, (5) природная среда оказывает большое влияние на формирование характера личности и, более общо, всего общества. Более детально этот подход разработан в рамках концепции географического детерминизма.

Социальные характеристики личности, такие как честь и достоинство, подлежат правовой защите. Честь и достоинство являются объектами личных неимущественных прав. Честь – внешнее, общественное признание поступков человека (то есть оценка со стороны других людей); достоинство – то, как человек воспринимает себя сам. Нарушение чести или достоинства может быть восстановлено в суде.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической,
  2. социальной,
  3. духовно-культурной,
  4. политической
Я считаю, что настоящая личность должна осознавать ответственность не только за себя, сколько за своих близких и общество в целом. Действия настоящей личности должны быть подчинены императиву И. Канта – поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. При этом настоящая личность может ответственно проявлять себя в каждой сфере общественной жизни: в социальной сфере – обеспечивая рост демографии (рождение детей, создание семьи); в экономической сфере – через осознание национально-ориентированности экономической деятельности и справедливого распределения накоплений; в культурной и религиозно-духовой сферах – через уважение к традиционным доктринам и ценностям; в политической сфере – через ответственное участие в выборах.

Важно, чтобы полноценные личности в России осознавали наше общество отдельной цивилизацией, а не частью Запада или Востока. Личности в таком обществе должны формулировать собственные идеи и смыслы, а не проявлять вторичность, копируя идеи других обществ. В частности, необходимо оберегать ценности «Русского мира» – как бы ни было сложно нашему обществу, ненависть к другим людям никогда не использовалась как ценность, средство сплочения. В иных обществах другие традиции – как пример, украинцы культивируют ненавистью к русским, евреи – к арабам, палестинцы – к евреям. Ненависть – деструктивная ценность; она с неизбежностью разрушит общество, которое ее культивирует.

Важность формирования личности через воспитание и обучение не подлежит сомнению. Так, Н. Мандела в своей книге «Долгая дорога к свободе» говорил: «Я убежден, что именно воспитание, а не природа, является основным фактором формирования личности». При этом я считаю важным, чтобы воспитание осуществлялось через призму народной культуры. Это должно выражаться в изучении, прежде всего, классической русской литературы и истории России. В связи с этим я полностью согласен с высказыванием Л.Н. Толстого, который утверждал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».
3. Примеры из практики
Я знаю историю А. Талая – белорусского параолимпийца, который в юношеском возрасте подорвался на мине, потерял руки и ноги. Несмотря на свои увечья, он смог продолжить активную жизнь: создал семью, смог тренировать молодых ребят, сам выиграл олимпийскую медаль по плаванию, вступает перед участниками СВО, потерявшими конечности. Он стал полноценной личностью – смог приносить пользу не только себе, но и обществу в целом.
4. С чем не следует путать и какие отличительные критерии – от 5 критериев
В отличие от личности, в понятие «человек» больше вкладываться биологический смысл. При этом само понятие «человек» является наиболее обобщённым, поэтому этим словом можно обозначить как вполне конкретного человека, так и абстрактного. Индивидуальность – это совокупность биологических, психологических и социальных свойств, составляющих своеобразие индивида. Составляющими индивидуальности являются темперамент, характер, интеллект, мировоззрение, накопленные знания и жизненный опыт.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/d075455614112a02f52c49483fed8530/
1. Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Человек и общество