Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Что это? Политическая жизнь, по мнению известного правоведа Арбузкина А.М. -- это сформированная в обществе политическая система и изменяющиеся политические отношения. Так, политической системой является сложная совокупность (1) политических субъектов и объектов, (2) форм взаимодействий между ними (политический процесс), (3) политических правил и традиций применения институтов, осуществляемых в связи с политической властью. Политическое сознание и политическая культура также включаются в политическую систему. Политические отношения определяются как взаимодействия и взаимосвязи между различными политическими организациями, институтами, группами, индивидами по поводу завладения, удержания и осуществления политической (прежде всего государственной) власти. По сути, политическая жизнь является сферой политической жизнедеятельности общества.
В 2025 году политическая система России остается системой электорального авторитаризма, поскольку не сформированными являются традиции политической конкуренции (плюрализма) и сменяемости власти. После начала СВО политическую систему все еще можно считать открытой (активно взаимодействующей с другими политическими системами), но взаимодействие с западноевропейскими система объективно ограничено. По типу политической культуры система остается подданнической, то есть такой, когда граждане политически пассивны, выражают отстраненное отношение к политике, поддерживая при этом политику существующей власти.
Политическая культура общества — неотъемлемая часть общей культуры общества, его мировоззрения и ценностных ориентиров на политику. Так, политическую культуру в России можно охарактеризовать как культуру восточного типа – (1) отношение к политике как к подвижнической деятельности; (2) сакральность власти; (3) аполитичность личности; (4) основная роль в политике элит и государства; (5) поиск харизматического лидера; (6) моральные и правовые нормы в политике уравниваются. Как следствие, в России формируется политическое сознание следующего вида -- этатистское (граждане склонны преувеличивать роль государства во всех сферах жизни), авторитарное (граждане ориентируется на существенные полномочия одного лидера), формирующее частный политический абсентиизм (уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах).
Основой политической идеологии в России являются ценности из указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» – например, крепкая семья, многодетность, приоритет духовных ценностей над материальными, жизнь, идеалы патриотизма, служения Отечеству. Приоритет духовных ценностей над материальными потребностями – духовность нашего общества – может позволить нам создать исторически, социально-экономически и этно-культурно обоснованную политическую идеологию. Такая идеология предполагает учет не только экономических потребностей, но их религиозных, культурных, этнических идентичностей, не любых, а человекосберегающих ценностных ориентиров, которые уменьшают потенциал политической конфликтности в обществе.
В России существует формально многопартийная система, которая предполагает наличие в обществе конкуренции между многими политическими партиями (политического плюрализма), ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Так, парламентскими партия в России в 2025 году являются «Единая Россия», «КПРФ», «Справедливая Россия», «Новые люди». Однако специфика политического участия, основанного на подданнической политической культуре, делает систему фактически однопартийной. В такой системе уже длительное время доминирует одна партия, пользующая поддержкой Президента РФ и формирующая конституционное большинство, – «Единая Россия».
Для чего? Изучение и отслеживание тенденций политической жизни общества показывает срез того, как развивается политическая сфера, существует ли недовольство в обществе, в чем оно заключается, что нужно сделать, чтобы исправить это недовольство. Так, в настоящий момент в России отсутствует активная конструктивная политическая оппозиция. Это вызвано, во-первых, тем, что на фоне проведения СВО российское общество, в том числе элиты, стали консолидированы и не видят существенных возможностей для изменения политической ситуации до окончания СВО. Во-вторых, некоторые представители оппозиции эмигрировали из страны, и не только из-за или в результате уголовного преследования (возможно, обоснованного) со стороны власти (Кара-Мурза В.В., Яшин И.В. – все признаны иностранными агентами), а также, возможно, из-за эгоистических побуждений (Шульман Е.М., Каспаров Г.К., Кац М.Е. – все признаны иностранными агентами), в том числе из-за боязни быть включенными в западные санкционные списки, боязни попасть под запрет на предоставление грантов западными некоммерческими организациями или под блокировку аккаунтов в социальных сетях, которые являются существенными финансовыми источниками для их жизнедеятельности.
Для стабильной эволюции российского общества важно, чтобы российская власть научилась работать с конструктивной критикой со стороны оппозиции, учитывала бы ее при принятии решений. Оппозиция, при этом, должна иметь возможность осуществлять конструктивную критику и не использовать незаконных и очевидно манипулятивных схем. Примерами конструктивной оппозиции могут являться деятельность члена партии «Яблоко» Шлосберга Л.М. (признан иностранным агентом) и бывшего главы партии «Яблоко» Явлинского Г.А. Очевидно неконструктивной, часто нарушающей уголовное российское законодательство даже по экономическим составам (что признается даже другими представителями оппозиции – например, расследование Каца М.Е. (признан иностранным агентом) против «Фонда борьбы с коррупцией» (признан экстремистской организацией)) является деятельность сотрудников «Фонда борьбы с коррупцией» и Ходарковского М.Б. (признан иностранным агентом).
Регулирование? Регулирование политической жизни в России осуществляется Конституцией РФ, особенно статьями 29—33 о политических правах граждан, и федеральными конституционными законами, например, ФЗ «Об общественных объединениях» и ФЗ «О политических партиях». Также важным является регулирование избирательного процесса подотраслью конституционного права -- избирательным правом. Следует заметить, что в России не развиты политические обычаи и традиции, поэтому сложно говорить о регулировании политических отношений неправовыми нормами. При этом политические партии и движения могут устанавливать обязательные, неправовые требования для своих членов.
В 2025 году политическая система России остается системой электорального авторитаризма, поскольку не сформированными являются традиции политической конкуренции (плюрализма) и сменяемости власти. После начала СВО политическую систему все еще можно считать открытой (активно взаимодействующей с другими политическими системами), но взаимодействие с западноевропейскими система объективно ограничено. По типу политической культуры система остается подданнической, то есть такой, когда граждане политически пассивны, выражают отстраненное отношение к политике, поддерживая при этом политику существующей власти.
Политическая культура общества — неотъемлемая часть общей культуры общества, его мировоззрения и ценностных ориентиров на политику. Так, политическую культуру в России можно охарактеризовать как культуру восточного типа – (1) отношение к политике как к подвижнической деятельности; (2) сакральность власти; (3) аполитичность личности; (4) основная роль в политике элит и государства; (5) поиск харизматического лидера; (6) моральные и правовые нормы в политике уравниваются. Как следствие, в России формируется политическое сознание следующего вида -- этатистское (граждане склонны преувеличивать роль государства во всех сферах жизни), авторитарное (граждане ориентируется на существенные полномочия одного лидера), формирующее частный политический абсентиизм (уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах).
Основой политической идеологии в России являются ценности из указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» – например, крепкая семья, многодетность, приоритет духовных ценностей над материальными, жизнь, идеалы патриотизма, служения Отечеству. Приоритет духовных ценностей над материальными потребностями – духовность нашего общества – может позволить нам создать исторически, социально-экономически и этно-культурно обоснованную политическую идеологию. Такая идеология предполагает учет не только экономических потребностей, но их религиозных, культурных, этнических идентичностей, не любых, а человекосберегающих ценностных ориентиров, которые уменьшают потенциал политической конфликтности в обществе.
В России существует формально многопартийная система, которая предполагает наличие в обществе конкуренции между многими политическими партиями (политического плюрализма), ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Так, парламентскими партия в России в 2025 году являются «Единая Россия», «КПРФ», «Справедливая Россия», «Новые люди». Однако специфика политического участия, основанного на подданнической политической культуре, делает систему фактически однопартийной. В такой системе уже длительное время доминирует одна партия, пользующая поддержкой Президента РФ и формирующая конституционное большинство, – «Единая Россия».
Для чего? Изучение и отслеживание тенденций политической жизни общества показывает срез того, как развивается политическая сфера, существует ли недовольство в обществе, в чем оно заключается, что нужно сделать, чтобы исправить это недовольство. Так, в настоящий момент в России отсутствует активная конструктивная политическая оппозиция. Это вызвано, во-первых, тем, что на фоне проведения СВО российское общество, в том числе элиты, стали консолидированы и не видят существенных возможностей для изменения политической ситуации до окончания СВО. Во-вторых, некоторые представители оппозиции эмигрировали из страны, и не только из-за или в результате уголовного преследования (возможно, обоснованного) со стороны власти (Кара-Мурза В.В., Яшин И.В. – все признаны иностранными агентами), а также, возможно, из-за эгоистических побуждений (Шульман Е.М., Каспаров Г.К., Кац М.Е. – все признаны иностранными агентами), в том числе из-за боязни быть включенными в западные санкционные списки, боязни попасть под запрет на предоставление грантов западными некоммерческими организациями или под блокировку аккаунтов в социальных сетях, которые являются существенными финансовыми источниками для их жизнедеятельности.
Для стабильной эволюции российского общества важно, чтобы российская власть научилась работать с конструктивной критикой со стороны оппозиции, учитывала бы ее при принятии решений. Оппозиция, при этом, должна иметь возможность осуществлять конструктивную критику и не использовать незаконных и очевидно манипулятивных схем. Примерами конструктивной оппозиции могут являться деятельность члена партии «Яблоко» Шлосберга Л.М. (признан иностранным агентом) и бывшего главы партии «Яблоко» Явлинского Г.А. Очевидно неконструктивной, часто нарушающей уголовное российское законодательство даже по экономическим составам (что признается даже другими представителями оппозиции – например, расследование Каца М.Е. (признан иностранным агентом) против «Фонда борьбы с коррупцией» (признан экстремистской организацией)) является деятельность сотрудников «Фонда борьбы с коррупцией» и Ходарковского М.Б. (признан иностранным агентом).
Регулирование? Регулирование политической жизни в России осуществляется Конституцией РФ, особенно статьями 29—33 о политических правах граждан, и федеральными конституционными законами, например, ФЗ «Об общественных объединениях» и ФЗ «О политических партиях». Также важным является регулирование избирательного процесса подотраслью конституционного права -- избирательным правом. Следует заметить, что в России не развиты политические обычаи и традиции, поэтому сложно говорить о регулировании политических отношений неправовыми нормами. При этом политические партии и движения могут устанавливать обязательные, неправовые требования для своих членов.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
- социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
- духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
- политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я считаю, что в России принципиально важной задачей является выработка исторически и культурно приемлемого для нашего общества механизма сменяемости и преемственности президентской власти. Сменяемость Президента РФ, периодическая ротация личностей, занимающих должность Президента РФ, предотвратит зашоренность, ограниченность и догматичность (например, в сфере экономики) по вопросам управления государством.
Видится, что для выработки механизма сменяемости и преемственности президентской власти было бы разумным на экспертном уровне инициировать не просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе, а вопроса, должен ли Президент РФ с учетом сформированного конституционного обычая готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей (Мишустина М.В., Медведева Д.А., Кириенко С.В., Дюмина А.Г.)
Я полагаю, что принцип многопартийности как проявление политического плюрализма в России должен применяться с учетом исторической специфики сложившегося политического сознания нашего общества и, в целом, должен быть направлен на повышение благополучия общества. В связи с этим видится правомерным вопрос о разумности многопартийности как о принципе российской партийной системы. Я считаю, что многопартийность должна существовать с определенными ограничениями. В частности, важен уровень поддержки избирателей для прохождения партий в парламент – барьеры для допуска должны существовать (в России в 2025 году – 5%), а сами количественные критерии могут обсуждаться и периодически изменяться. В контексте многопартийности я полагаю, что российские партии могут иметь различные мнения по внутренним вопросам устройства общества и государства, но по внешнеполитическим вопросам у них должно быть принципиальное единое мнение.
Я также полагаю, что действенным способом воздействия на политическую жизнь могут быть политические санкции, которые должны стимулировать образование в нашем обществе национальной политической элиты. Так, на государственную службу или в избираемые должности – депутатов, президента – не должны допускаться лица, чьи дети, внуки, правнуки не имеют российского полного среднего или высшего образования. В таком случае перед потенциальными политиками будет стоять выбор – либо отказаться от политической деятельности в России, либо стимулировать потомков получать российское образование, которое является основой для формирования лояльной нашему обществу личности. Ведь как замечал первый премьер-министр независимой Индии Дж. Неру: «Нет больших врагов собственного народа, чем воспитанная колонизаторами интеллигенция».
Видится, что для выработки механизма сменяемости и преемственности президентской власти было бы разумным на экспертном уровне инициировать не просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе, а вопроса, должен ли Президент РФ с учетом сформированного конституционного обычая готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей (Мишустина М.В., Медведева Д.А., Кириенко С.В., Дюмина А.Г.)
Я полагаю, что принцип многопартийности как проявление политического плюрализма в России должен применяться с учетом исторической специфики сложившегося политического сознания нашего общества и, в целом, должен быть направлен на повышение благополучия общества. В связи с этим видится правомерным вопрос о разумности многопартийности как о принципе российской партийной системы. Я считаю, что многопартийность должна существовать с определенными ограничениями. В частности, важен уровень поддержки избирателей для прохождения партий в парламент – барьеры для допуска должны существовать (в России в 2025 году – 5%), а сами количественные критерии могут обсуждаться и периодически изменяться. В контексте многопартийности я полагаю, что российские партии могут иметь различные мнения по внутренним вопросам устройства общества и государства, но по внешнеполитическим вопросам у них должно быть принципиальное единое мнение.
Я также полагаю, что действенным способом воздействия на политическую жизнь могут быть политические санкции, которые должны стимулировать образование в нашем обществе национальной политической элиты. Так, на государственную службу или в избираемые должности – депутатов, президента – не должны допускаться лица, чьи дети, внуки, правнуки не имеют российского полного среднего или высшего образования. В таком случае перед потенциальными политиками будет стоять выбор – либо отказаться от политической деятельности в России, либо стимулировать потомков получать российское образование, которое является основой для формирования лояльной нашему обществу личности. Ведь как замечал первый премьер-министр независимой Индии Дж. Неру: «Нет больших врагов собственного народа, чем воспитанная колонизаторами интеллигенция».
3. С чем не путать
Содержанием политической жизни в России являются политические отношения. При этом политические отношения в рамках политической сферы жизни следует отличать от политических отношений в рамках иных сфер общественной жизни: экономических, социальных, духовно-культурных. Конечно, почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если она затрагивает интересы всего общества (вопросы войны и мира, запрет абортов). Однако, если большинство неполитических отношений начинают реализовываться в обществе через призму политики, то режим в таких обществах становится жестким авторитарным или тоталитарным (даже если сам заявляется в качестве либеральной демократии).
4. История развития
Современная политическая жизнь заимствует политические институты и явления как из Российской Империи, так и СССР. Так, из Российской Империи в российскую политическую жизнь был введен принцип многопартийности, который появился в результате Революции 1905 года. В то же время из РСФСР, а затем СССР Россия переняла федеративную форму государственного устройства, распределение полномочий, формирование федеральных и региональных политических элит.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/28ec864de34f393c1b61fc6e36a853a9/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
