Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Что это? Политический конфликт -- это разновидность социального конфликта, фундаментальная несовместимость, несогласие по поводу политических интересов. Политический конфликт является проявлением негативного поведения, антипатией в рамках политического процесса, то есть совокупности действий всех субъектов политической системы в контексте власти. В целом, политический конфликт, по мнению Соловьева А.И., высказанному в учебнике «Введение в политологию», — это разновидность конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.
Политическая власть, властные полномочия, ресурсы власти составляют предмет политического конфликта. Участниками (субъектами) политического конфликта являются субъекты политической системы – индивиды, социальные группы и политические организации (например, государство) и группы (например, политические партии). В рамках политического конфликта они могут выступать как (1) непосредственно конфликтующие стороны; (2) свидетели (наблюдают за конфликтом), (3) подстрекатели (подталкивают к конфликту), (4) пособники (содействуют конфликту) и (5) посредники (стремятся предотвратить, остановить конфликт).
Обычно выделяют три основные причины политических конфликтов. Во-первых, несовпадение статусов субъектов политики, интересов и потребностей во власти, чаще всего -- противоречия между правящей элитой и контрэлитой. Во-вторых, расхождения в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий. Так, часто причинами возникновения политических конфликтов является деструктивная политическая мифология, культивирование идей превосходства, исключительности (конфликт США – ЕС в 2025 году), идеи ущемленной национальной идентичности (политический конфликт на базе религиозного раскола на Украине начиная с 2022 года). В-третьих, неудовлетворенные потребности: витальные (защита культурной, национальной, этнической, конфессиональной) и социальные (стремление к власти, к признанию, к повышению социального статуса).
Любой политический конфликт состоит из стадий. На предконфликтной стадии стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся понять причины конфликта, оценивают свои возможности; осуществляют выбор способа воздействия на противника. В стадии непосредственного конфликта осуществляются непосредственные действия, направленные на изменение поведения соперников. На стадии разрешения конфликта осуществляется его завершение, устранение последствий и причин конфликта.
Обычно политические конфликты делят на внешне- (конфликт между Украиной и Россией) и внутриполитические (борьба президента США Д. Трамп против ценностей тоталитарного либерализма). В зависимости от глобальности могут быть цивилизационные, региональные, государственные, локальные политические конфликты. Так, в речи Президента РФ Путина В.В. на Международном дискуссионном клубе «Валдай» в ноябре 2024 года было указано том, что страны Запада стремятся инициировать цивилизационный политический конфликт с Россией. Кроме указанных выше критериев, политические конфликты делятся на долгосрочные и краткосрочные; разовые, затяжные и повторяющиеся; преднамеренные и спонтанные; насильственные и ненасильственные; открытые и закрытые (латентные); конфликты вертикальные (между субъектами различных уровней власти – Испания и Каталония:) и горизонтальные (внутри правящей элиты).
Последствия политических конфликтов могут быть как позитивными – социально-экономические изменения в обществе (проведение требуемых реформ); снятие социальной напряжённости (отставка непопулярного политика); так и отрицательными -- дезорганизация социальной жизни; причинение вреда здоровью людям; гибель людей; разрушение государств. Примерами наиболее жестоких политических конфликтов являются национализм этнического большинства и национализм этнических меньшинств, что может привести к этническим чисткам. Крайней формой этнических чисток является этноцид или геноцид, то есть физическое уничтожение людей на основании факта их социокультурной, религиозной и этнической принадлежности (геноцид народа тутси в Руанде в 1994 году).
Для чего? Выявление причин политических конфликтов может способствовать их урегулированию или разрешению. Урегулирование, в частности, предполагает снятие остроты противоборства сторон, а также стремление избежать наиболее негативных последствий конфликта. Стандартными способами разрешения социальных конфликтов являются компромисс (примирение) — решение проблемы через взаимные уступки сторон; переговоры — мирный диалог обеих сторон по решению проблемы; посредничество — использование третьей стороны для решения проблемы; арбитраж (третейский суд) — обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти (например, Совет Безопасности ООН). При отсутствии мирных способов разрешения конфликта использую принуждение -- экономические санкции или военную силу.
Регулирование? Правовые нормы, как правило, устанавливают процедуры урегулирования или разрешения политических конфликтов. Так, споры о конституционности законов РФ могут решаться Конституционным Судом РФ в соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суд РФ». Менее значимые конфликты, например, обжалование результатов выборов, могут разрешаться с Верховном Суде РФ или верховных судах субъектов РФ.
Политическая власть, властные полномочия, ресурсы власти составляют предмет политического конфликта. Участниками (субъектами) политического конфликта являются субъекты политической системы – индивиды, социальные группы и политические организации (например, государство) и группы (например, политические партии). В рамках политического конфликта они могут выступать как (1) непосредственно конфликтующие стороны; (2) свидетели (наблюдают за конфликтом), (3) подстрекатели (подталкивают к конфликту), (4) пособники (содействуют конфликту) и (5) посредники (стремятся предотвратить, остановить конфликт).
Обычно выделяют три основные причины политических конфликтов. Во-первых, несовпадение статусов субъектов политики, интересов и потребностей во власти, чаще всего -- противоречия между правящей элитой и контрэлитой. Во-вторых, расхождения в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий. Так, часто причинами возникновения политических конфликтов является деструктивная политическая мифология, культивирование идей превосходства, исключительности (конфликт США – ЕС в 2025 году), идеи ущемленной национальной идентичности (политический конфликт на базе религиозного раскола на Украине начиная с 2022 года). В-третьих, неудовлетворенные потребности: витальные (защита культурной, национальной, этнической, конфессиональной) и социальные (стремление к власти, к признанию, к повышению социального статуса).
Любой политический конфликт состоит из стадий. На предконфликтной стадии стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся понять причины конфликта, оценивают свои возможности; осуществляют выбор способа воздействия на противника. В стадии непосредственного конфликта осуществляются непосредственные действия, направленные на изменение поведения соперников. На стадии разрешения конфликта осуществляется его завершение, устранение последствий и причин конфликта.
Обычно политические конфликты делят на внешне- (конфликт между Украиной и Россией) и внутриполитические (борьба президента США Д. Трамп против ценностей тоталитарного либерализма). В зависимости от глобальности могут быть цивилизационные, региональные, государственные, локальные политические конфликты. Так, в речи Президента РФ Путина В.В. на Международном дискуссионном клубе «Валдай» в ноябре 2024 года было указано том, что страны Запада стремятся инициировать цивилизационный политический конфликт с Россией. Кроме указанных выше критериев, политические конфликты делятся на долгосрочные и краткосрочные; разовые, затяжные и повторяющиеся; преднамеренные и спонтанные; насильственные и ненасильственные; открытые и закрытые (латентные); конфликты вертикальные (между субъектами различных уровней власти – Испания и Каталония:) и горизонтальные (внутри правящей элиты).
Последствия политических конфликтов могут быть как позитивными – социально-экономические изменения в обществе (проведение требуемых реформ); снятие социальной напряжённости (отставка непопулярного политика); так и отрицательными -- дезорганизация социальной жизни; причинение вреда здоровью людям; гибель людей; разрушение государств. Примерами наиболее жестоких политических конфликтов являются национализм этнического большинства и национализм этнических меньшинств, что может привести к этническим чисткам. Крайней формой этнических чисток является этноцид или геноцид, то есть физическое уничтожение людей на основании факта их социокультурной, религиозной и этнической принадлежности (геноцид народа тутси в Руанде в 1994 году).
Для чего? Выявление причин политических конфликтов может способствовать их урегулированию или разрешению. Урегулирование, в частности, предполагает снятие остроты противоборства сторон, а также стремление избежать наиболее негативных последствий конфликта. Стандартными способами разрешения социальных конфликтов являются компромисс (примирение) — решение проблемы через взаимные уступки сторон; переговоры — мирный диалог обеих сторон по решению проблемы; посредничество — использование третьей стороны для решения проблемы; арбитраж (третейский суд) — обращение к наделённому специальными полномочиями органу власти (например, Совет Безопасности ООН). При отсутствии мирных способов разрешения конфликта использую принуждение -- экономические санкции или военную силу.
Регулирование? Правовые нормы, как правило, устанавливают процедуры урегулирования или разрешения политических конфликтов. Так, споры о конституционности законов РФ могут решаться Конституционным Судом РФ в соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суд РФ». Менее значимые конфликты, например, обжалование результатов выборов, могут разрешаться с Верховном Суде РФ или верховных судах субъектов РФ.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
- социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
- духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
- политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я полагаю, что важной задачей политического процесса в России является предотвращение политических конфликтов и недопущение политических кризисов. На настоящем этапе развития нашей страны важной задачей является (1) создание действенного механизма сменяемости и преемственности президентской власти, основанного на политической культуре России, и (2) выработка традиции его применения. Такой механизм должен обеспечить отсутствие конфликтов между прежней и новой элитой, которая будет приходить с новым президентом. Механизм и традиция его применения, очевидно, должны предотвратить трансформацию правовой режима российского электорального авторитаризма в более жесткую форму авторитаризма.
Видится, что для выработки механизма сменяемости и преемственности президентской власти было бы разумным на экспертном уровне инициировать просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе. В частности, следует поставить вопроса должен ли Президент РФ готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей (своеобразный аналог вице-президента в США). Такой механизм может существовать в виде конституционного обычая или подлежит прямому включению в Конституцию РФ.
Я также считаю важным, чтобы политические партии или движения не защищали интересы этнических диаспор, землячеств, замещающих мигрантов. Деятельность таких политических партий и движений должна признаваться противоправной, поскольку она направлена на создание политических конфликтов и кризисов в нашем обществе. Дело в том, что представители диаспор, землячеств, а также мигранты и члены их семей зачастую не стремятся инкорпорироваться в наше общество, а стремятся сохранить свою идентичность, что с неизбежностью будет порождать крупные конфликты и деградацию общества.
Видится, что для выработки механизма сменяемости и преемственности президентской власти было бы разумным на экспертном уровне инициировать просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе. В частности, следует поставить вопроса должен ли Президент РФ готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей (своеобразный аналог вице-президента в США). Такой механизм может существовать в виде конституционного обычая или подлежит прямому включению в Конституцию РФ.
Я также считаю важным, чтобы политические партии или движения не защищали интересы этнических диаспор, землячеств, замещающих мигрантов. Деятельность таких политических партий и движений должна признаваться противоправной, поскольку она направлена на создание политических конфликтов и кризисов в нашем обществе. Дело в том, что представители диаспор, землячеств, а также мигранты и члены их семей зачастую не стремятся инкорпорироваться в наше общество, а стремятся сохранить свою идентичность, что с неизбежностью будет порождать крупные конфликты и деградацию общества.
3. С чем не путать
Политический конфликт является одним из возможных проявлений политического процесса. Его антагонистом является ведение консенсусного политического процесса (поддержка политическими партиями кандидата в президенты) или разумная политическая конкуренция. Такие формы политического процесса обеспечивают эволюционное, а не революционное развитие общества.
4. История развития
В историческом контексте наиболее разрушительными для общества политическими конфликтами являются революции и гражданские войны. Так, в России революции 1905 и 1917 годов и последующая гражданская война привели к гибели миллионов людей, первоначальному экономическому и духовному обнищанию общества, уничтожению государства -- Российской Империи. Далее, политическая революция 1991 года также привела к схожим последствиям, с особенностями, что гибель миллионов людей была не в ходе, а в результате революции.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/b93d8883f52f10ba238a873d77bb7f4c/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
