Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Что это? Наука -- это системное изучение (1) природы, (2) культуры, (3) общества и (4) человека. Научное знание определяется специфичностью метода познания (то есть способов и средств получения знания) – (1) системностью, (2) отсутствием критических внутренних противоречий, (3) максимальной объективностью в получении данных, (4) отсутствием субъективных оценок и (5) авторитетного мнения как основы для истинности, (6) прогностической значимостью, (7) точностью и проверяемостью результатов. Этот новый метод был впервые описан в работе Р. Декарта «Рассуждения о методе…»
Все науки (как дисциплины) можно разделить на (1) естественные (точные, или науки о природе) и (2) социально-гуманитарные (науки о обществе (социальные) и науки о человеке (гуманитарные)). Так, для естественных (точных) наук (физики, химии, биологии) предметом познания является природа (человек как биологическое существо), а для социально-гуманитарных -- (1) общество, (2) человек, (3) социальные институты (в том числе государство и право), (4) общественные отношения. Науками об обществе являются социология, юриспруденция, экономика, политология, а науками о человеке -- культурология, этнография, религиоведение. Наукой исключительно о человеке считается антропология, которая состоит из трех разделов: (1) антропогенез (происхождение человека как биологического вида), (2) расоведение и (3) возрастная и конституциональная антропология.
Человек – продукт биологической, социальной и духовной эволюции. В этом ключе науки о человеке можно поделить на науки о человеке как биологической субстанции (анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология); науки о человечестве (демография, социология, этнография, политология, экономика); наука о человеке и его взаимодействии с природой и космосом (экология, биогеохимия, космическая медицина); науки о человеке как личности (педагогика, этика, психология, эстетика); науки, рассматривающие человека как субъект деятельности (эргономика, инженерная психология, эвристика). В целом, в широком смысле к наукам о человеке можно отнести все виды наук: о природе, об обществе и гуманитарные, а в узком -- гуманитарные науки.
Гуманитарные науки ориентированы на понимание духовной сферы человека -- культуры, искусства, литературы, языка, что в итоге влияет на его деятельность. Источниками гуманитарного знания являются (1) исторический опыт (знания, которые можно извлечь из истории человечества) и (2) социальная действительность (наблюдения за человеком). Гуманитарные науки часто используют метод толкования и интерпретации текстов и символов и конвенционализм – то есть знание как продукт соглашения между исследователями. Субъект и объект познания в науках о человеке совпадают, что говорит о сложности объекта познания наук о человеке.
Для чего? Науки о человеке имеют прикладное, а не только теоретическое значение. Например, научное социально-гуманитарное знание предотвращает распространение явно ненаучных социально-гуманитарных идей. Так, в свое время идея «недочеловека», или «унтерменшн», имела в книгах Л. Стоддарда и А. Розенберга «Миф ХХ столетия» якобы научный характер. Далее, попав в политическую плоскость в фашистской Германии, идея повлекла гибель миллионов людей, при этом прежде получив квазинаучное обоснование и оправдание. В связи с этим недогматизированные социально-гуманитарные науки должны показывать изначально ненаучную основу таких деструктивных и античеловечных идей.
Далее, культурная антропология, культурология, религиоведение, литературоведение, этнография изучают не только специфичные для общества ценностные ориентиры, смыслы, героев, формирующих образ жизни людей, но и методики воздействия на людей. Так, например, книга известного антрополога Р. Бенедикт «Хризантема и меч: Модели японской культуры» была написана по заказу ведомства военной информации США для изучения и составления этнопсихологического портрета японцев. Книга давала американским военным большой пласт информации о враге — японцах, их менталитете, характере и стиле жизни японцев, способности вести войну, вероятных моделях поведения в различных ситуациях.
Регулирование? Науки о человеке часто формируют общественный дискурс, то есть идеи и споры относительно наиболее значимых фундаментальных вопросах развития общества. Формирование общественного дискурса в России основывается на статье 13 Конституции РФ, которая признает идеологическое многообразие – плюрализм. При этом экстремистские призывы в рамках такого дискурса запрещены ФЗ «О противодействии экстремизму» и наказуемы в соответствии с УК РФ. К таким экстремистским высказываниям разумно относить попытки преднамеренной фальсификации истории России. Такие попытки фальсификации, как предусмотрено Указом Президента РФ от 8 мая 2024 года об историческом просвещении, могут использоваться в качестве оружия в информационной войне.
Все науки (как дисциплины) можно разделить на (1) естественные (точные, или науки о природе) и (2) социально-гуманитарные (науки о обществе (социальные) и науки о человеке (гуманитарные)). Так, для естественных (точных) наук (физики, химии, биологии) предметом познания является природа (человек как биологическое существо), а для социально-гуманитарных -- (1) общество, (2) человек, (3) социальные институты (в том числе государство и право), (4) общественные отношения. Науками об обществе являются социология, юриспруденция, экономика, политология, а науками о человеке -- культурология, этнография, религиоведение. Наукой исключительно о человеке считается антропология, которая состоит из трех разделов: (1) антропогенез (происхождение человека как биологического вида), (2) расоведение и (3) возрастная и конституциональная антропология.
Человек – продукт биологической, социальной и духовной эволюции. В этом ключе науки о человеке можно поделить на науки о человеке как биологической субстанции (анатомия, биохимия, физиология, приматология, генетика, палеонтология); науки о человечестве (демография, социология, этнография, политология, экономика); наука о человеке и его взаимодействии с природой и космосом (экология, биогеохимия, космическая медицина); науки о человеке как личности (педагогика, этика, психология, эстетика); науки, рассматривающие человека как субъект деятельности (эргономика, инженерная психология, эвристика). В целом, в широком смысле к наукам о человеке можно отнести все виды наук: о природе, об обществе и гуманитарные, а в узком -- гуманитарные науки.
Гуманитарные науки ориентированы на понимание духовной сферы человека -- культуры, искусства, литературы, языка, что в итоге влияет на его деятельность. Источниками гуманитарного знания являются (1) исторический опыт (знания, которые можно извлечь из истории человечества) и (2) социальная действительность (наблюдения за человеком). Гуманитарные науки часто используют метод толкования и интерпретации текстов и символов и конвенционализм – то есть знание как продукт соглашения между исследователями. Субъект и объект познания в науках о человеке совпадают, что говорит о сложности объекта познания наук о человеке.
Для чего? Науки о человеке имеют прикладное, а не только теоретическое значение. Например, научное социально-гуманитарное знание предотвращает распространение явно ненаучных социально-гуманитарных идей. Так, в свое время идея «недочеловека», или «унтерменшн», имела в книгах Л. Стоддарда и А. Розенберга «Миф ХХ столетия» якобы научный характер. Далее, попав в политическую плоскость в фашистской Германии, идея повлекла гибель миллионов людей, при этом прежде получив квазинаучное обоснование и оправдание. В связи с этим недогматизированные социально-гуманитарные науки должны показывать изначально ненаучную основу таких деструктивных и античеловечных идей.
Далее, культурная антропология, культурология, религиоведение, литературоведение, этнография изучают не только специфичные для общества ценностные ориентиры, смыслы, героев, формирующих образ жизни людей, но и методики воздействия на людей. Так, например, книга известного антрополога Р. Бенедикт «Хризантема и меч: Модели японской культуры» была написана по заказу ведомства военной информации США для изучения и составления этнопсихологического портрета японцев. Книга давала американским военным большой пласт информации о враге — японцах, их менталитете, характере и стиле жизни японцев, способности вести войну, вероятных моделях поведения в различных ситуациях.
Регулирование? Науки о человеке часто формируют общественный дискурс, то есть идеи и споры относительно наиболее значимых фундаментальных вопросах развития общества. Формирование общественного дискурса в России основывается на статье 13 Конституции РФ, которая признает идеологическое многообразие – плюрализм. При этом экстремистские призывы в рамках такого дискурса запрещены ФЗ «О противодействии экстремизму» и наказуемы в соответствии с УК РФ. К таким экстремистским высказываниям разумно относить попытки преднамеренной фальсификации истории России. Такие попытки фальсификации, как предусмотрено Указом Президента РФ от 8 мая 2024 года об историческом просвещении, могут использоваться в качестве оружия в информационной войне.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему важно? Я считаю, что в контексте ситуации в России хотелось бы особенно выделить демографию как важную науку о человеке. Для преодоления существующего в России демографического кризиса необходимо прислушиваться к советам демографов, а не следовать политическим заявлениям о важности стимулирования первого ребенка или раннего рождения детей. Так, по мнению демографа А. Ракши, при стимулировании рождения акцент нужно сделать на второго и последующего ребенка. Стимулирующие выплаты должны быть крупными (1,5 миллиона рублей, бюджет РФ имеет необходимые ресурсы), единовременными, целевыми и индексируемыми. Также первоочередными и малозатратными действиями могли бы стать (1) запрет продажи крепкого алкоголя в жилых домах (как сделано в Вологодской области с 1 марта 2025 года), (2) запрет продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установление высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов (такая практика есть в Сингапуре).
Я также полагаю, что в нашем обществе необходимо уделять особенное внимание развитию наук о человеке, особенно, культурной антропологии. Такое развитие должно быть направлено на повышение благополучия нашего общества. Дело в том, что важно задачей культурной антропологии и иных гуманитарных наук является не только осознание, но поддержание объединяющих, а не разъединяющих наше общество смыслов, ценностей, идей. Такие смыслы, идеи, образы, символы, герои формируют, в итоге, модели поведения, исторически и культурно приемлемые для нашего общества, то есть формируют для подавляющего большинства общества приемлемый образ жизни. Они должны предотвращать ситуации, кода какие-либо социальные или этнические общности нашего общества посчитают, что жить в отдельности лучше, выгоднее, чем в совместном обществе и государстве.
Наконец, я считаю, что на глобальном уровне науки о человеке должны помочь с ответом на вопрос, распространяется ли «концепция человека» на антропоморфных роботов – типа iCub, созданных для исследования искусственного интеллекта и переживающих ощущения, сходные с ощущениями человека – вплоть до ощущения смерти. Более того, именно ученые, занимающиеся науками о человеке, могут четко обосновать существование антропологического плюрализма, отсутствие превосходства каких-либо рас или этнических общностей, неприемлемость состояния эксклюзивности или исключительности для каких-либо этносов, народов, наций, отсутствие «бремени белого человека» по Р. Киплингу. Только после формирования таких ценностных ориентиров в каждом, а не только в отдельных обществах, представляется возможным выстраивать равноправный диалог на международном уровне по вопросам глобальной безопасности.
Я также полагаю, что в нашем обществе необходимо уделять особенное внимание развитию наук о человеке, особенно, культурной антропологии. Такое развитие должно быть направлено на повышение благополучия нашего общества. Дело в том, что важно задачей культурной антропологии и иных гуманитарных наук является не только осознание, но поддержание объединяющих, а не разъединяющих наше общество смыслов, ценностей, идей. Такие смыслы, идеи, образы, символы, герои формируют, в итоге, модели поведения, исторически и культурно приемлемые для нашего общества, то есть формируют для подавляющего большинства общества приемлемый образ жизни. Они должны предотвращать ситуации, кода какие-либо социальные или этнические общности нашего общества посчитают, что жить в отдельности лучше, выгоднее, чем в совместном обществе и государстве.
Наконец, я считаю, что на глобальном уровне науки о человеке должны помочь с ответом на вопрос, распространяется ли «концепция человека» на антропоморфных роботов – типа iCub, созданных для исследования искусственного интеллекта и переживающих ощущения, сходные с ощущениями человека – вплоть до ощущения смерти. Более того, именно ученые, занимающиеся науками о человеке, могут четко обосновать существование антропологического плюрализма, отсутствие превосходства каких-либо рас или этнических общностей, неприемлемость состояния эксклюзивности или исключительности для каких-либо этносов, народов, наций, отсутствие «бремени белого человека» по Р. Киплингу. Только после формирования таких ценностных ориентиров в каждом, а не только в отдельных обществах, представляется возможным выстраивать равноправный диалог на международном уровне по вопросам глобальной безопасности.
3. С чем не следует путать
Науки о человеке отличаются от наук о природе. Основная цель познания наук о природе -- формирование мировоззрения в узком понимании, то есть целостной системы взглядов, оценок и представлений о мире (природе). Науки о природе обычно используют, прежде всего, разработанные количественные, а не качественные методы исследований, оперируют четкими измерительными величинами. Они как правило, изучают объективно существующие законы, не зависящие от воли отдельного человека или обществ в целом.
4. История развития
В Античности (учреждение Олимпийских игр в 776 году до н. э. -- падение Рима в 476 году н.э.) основная роль в совершенствовании человека отводилась комплексу дисциплин: грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Эти дисциплины стали теоретической базой гуманизма эпохи Возрождения в культурной сфере и получили название «гуманитарные дисциплины» -- дисциплинами о человеке. При этом гуманизм Античности, сводился к воспитанию и образованию человека, формированию ответственной личности.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/c5371fb8855e44063a53e32d4eaa137a/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
