Темы

Экологическое право


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
В объективном смысле экологическое право является совокупностью правовых институтов и норм, регулирующих отношения в области (1) использования и охраны окружающей среды, а также (2) защиты экологических прав физических и юридических лиц. Наличие специфического предмета правового регулирования экологического права не означает наличие специфического метода правового регулирования. В подавляющем большинстве случаев методом правового регулирования экологического права является императивный метод властного подчинения и субординации (что характерно, прежде всего, для таких отраслей права, как уголовное право и административное право). Из этого можно сделать вывод о том, что экологическое право не является отдельной отраслью или подотраслью права, а является сферой законодательства, посвящённого определенному предмету регулированию.

Указанная выше точка зрения на экологическое право, как на сферу законодательства, а не как на отдельную отрасль права, не является повсеместной. Так, в учебнике «Экологическое право» под реакцией С.А. Боголюбова обосновывается то, что экологическое право является отдельной отраслью права. Выделяется отдельным метод правового регулирования – метод экологизации (то есть специальные способы и средства, направленные на охрану окружающей среды как основы жизни и деятельности человека). Также отдельно указываются правовые институты экологического права, как, например, экологический контроль, мониторинг, нормирование.

Субъектами экологических правоотношений являются (1) физические, (2) юридические лица и (3) государство. Содержание экологических правоотношений составляют взаимные права и обязанности их участников. Основными правами являются следующие: право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Объектами экологических правоотношений являются, прежде всего, компоненты окружающей среды в их естественном происхождении и неразрывной связи с природой. Если какой-либо компонент окружающей среды изъят из нее и обособлен, не состоит с природой в неразрывной связи (например, земля в цветочном горшке; вода, текущая по водопроводным трубам), то он является объектом иных (например, гражданских, административных), а не экологических правоотношений.

Основным, но не единственным источником правового регулирования экологических отношений является ФЗ «Об охране окружающей среды». Он предусматривает несколько видов ответственности, применяемых при нарушении экологических правоотношений. Прежде всего выделяется (1) административная и (2) уголовная ответственность. Затем говорится об (3) имущественной и (4) дисциплинарной ответственности.

Так, уголовная ответственность наступает только за экологические преступления, то есть общественно опасные виновные деяния, запрещенные Уголовным кодексом РФ. Уголовный кодекс РФ содержит отдельную главу, предусматривающую составы экологических преступлений. Все предусмотренные составы являются материальными, то есть всегда связаны с причинением вреда окружающей среде или здоровью людей. Субъектами экологических преступлений могут быть только физические лица.

Противоправные, но не являющиеся общественно опасными, виновные деяния, связанные с экологией, предусмотрены в КоАПе РФ и КоАПах субъектов РФ. Это менее значимые, чем преступления, правонарушения, но также несущие вред окружающей среде и экологии в целом. КоАПы содержат отдельные разделы, посвященные экологическим административным правонарушениям. Субъектами административных правонарушений в сфере экологии и окружающей среды могут быть как физические, так и юридические лица.

Очевидно, что причиненный, например, загрязнением окружающей среды вред необходимо возместить. Уголовное или административное наказание не направлены на возмещение причиненного вреда. По этой причине вместе с уголовной или административной ответственностью при совершении экологического правонарушения применяется имущественная ответственность. Ответственным лицом становится нарушитель, а сумма возмещения выплачивается в пользу государства. Именно государство как субъект получения возмещения, а также специфика экологических правоотношений отличает такую имущественную ответственность от гражданской ответственности, которая тоже носит имущественный характер, но выплачивается в пользу субъекта гражданско-правовых отношений.

Наконец, при нарушении экологических правоотношений возможно применение дисциплинарной ответственности. Она применяется работодателем в отношении своего работника, виновного в совершении экологического правонарушения. При этом конкретными видами дисциплинарной ответственности могут быть те, что предусмотрены Трудовым кодексом РФ, – замечание, выговор, увольнение с должности.

Важной составляющей регулирования экологических отношений также являются нормы международного экологического права, являющегося отраслью международного публичного права. Эти нормы, несомненно, следует отнести к экологического праву, так как в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ нормы международного права признаются составляющей российской правовой системы. Отдельно некоторые нормы, схожие с нормами об ответственностью при нарушении международных отношений в области экологии, содержатся в Киотском протоколе к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (Киото, 11 декабря 1997) и Парижском Соглашении о сокращении выбросов парниковых газов (Париж, 12 декабря 2015).
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Мне представляется важным регулирование экологических отношений в контексте современной концепции «ESGO». Так, если ранее считалось, что на климат и экологию, в целом, могут повлиять только государства, обладающие необходимыми ресурсами, то ESGO концепция исходит из иных посылок. Она полагает, что бизнес может быть экологически, социально и корпоративно ответственным. Например, в сфере экологических отношений – использовать передовые технологии, в социальной сфере – поддерживать рождаемость единовременными крупными выплатами, в сфере управления – обеспечивать участие работников в управлении компаний, в том числе путем предоставления им привилегированных акций (аналог народного предприятия – практика компании «ЭКФО»).

Я также знаю, что многие государства стремятся осуществить зеленый переход в производстве: (1) использовать энергию, добытую как можно более экологичным способом, и (2) потреблять продукцию с наименьшим «карбоновым следом». Важно при этом, чтобы зеленый переход не приводил к расчеловечиванию, стремлению уменьшить количество людей до «золотого» миллиарда, чтобы экологичная энергия могла бы обеспечить их потребности. Переход же к как можно меньшему карбоновому следу должен учитывать специфику промышленного производства и природных ландшафтов (наличие лесов, болот, морей и океанов с синтезирующим кислород планктоном) развивающихся и развитых стран, а не устанавливать единообразные требования для компаний-производителей.
3. Примеры из практики
Я знаю, что некоторое время назад в России платежи за загрязнение окружающей среды собирались в экологические фонды, а потом тратились на природоохранные и экологические мероприятия. Наряду с возникновением положительной обратной связи между негативными последствиями налогооблагаемой деятельности и расходами на их компенсацию, эта привязка автоматически повышала эффективность налогово-бюджетной системы. Когда деньги собираются экологическими фондами, в которых работают люди, заинтересованные в очищении окружающей среды и посвящающие свою жизнь охране природы, у них есть мотивация собирать побольше платежей с загрязнителей с целью улучшения окружающей среды.
4. С чем не следует путать
Следует отдельно обратить внимание на то, что обычно не говорят об экологическом праве в субъективном смысле. В качестве субъективных прав, формирующих содержание разнообразных экологических правоотношений, выделяют право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эти права прямо предусмотрены статьей 42 Конституции РФ.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/4e02a064f898d6d83161e35385569194/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Право»