Темы

Религия, ее роль в жизни общества


Вернуться назад


1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Религия -- это социальный институт (то есть совокупности лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции), выражающий отношение человека и человеческого общества к первоначалу. Чаще всего это первоначало в религиях называется «Богом», «Высшим Существом» и «Создателем Вселенной». Но есть религии, которые понимают первоначало как нечто безличное, как абсолютный объект (например, Брахма в индуизме), высшее состояние («нирвана» в буддизме) или неуловимое диалектическое начало («дао» в китайском даосизме). Религия предлагает человеку и обществу верить в первоначало и строить на основании этой веры всю свою жизнь, основывая на ней поведение, мировоззрение, нравственность, культуру, политику.

Религия включает в себя (1) теоретическую и (2) практическую части. Теоретическая часть религии состоит из догматов, учений, мифов, символов и преданий, обучение которым составляет основу религиозного воспитания и образования (в целом, религиозного сознания). Религиозные учения дают представление (1) о самом первоначале (Боге), (2) об устройстве природы и человеческого общества (устройстве мира, а также структуре политики, морали, права) и (3) о смысле жизни человека и цели его существования.

Религиозные практики состоят из обрядов, правил, молитв, ритуалов и детально разработанной системы поведения и религиозных организаций. Молитва – индивидуальная или общественная – является чаще всего главной формой религиозной практики, так как представляет собой метод религиозного познаниясубъективный опыт прямого общения человека с первоначалом (Богом). Другой важнейшей формой религиозной практики является богослужение, которое включает в себя помимо коллективных молитв, приношение жертвы и иные более сложные обряды и таинства.

Известный религиовед А.Е. Кулаков выделяет следующую структуру религии: (1) вера, (2) богословие (теология) – как разработанное знание, (3) религиозные действия и (4) религиозные сообщества. Самый важный элемент в этой структуре – вера, то есть признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры. Далее, по мнению Е.А. Кулакова, в основе религии лежит не разум (как полагал И. Кант), а чувства, эмоциональный интеллект человека.

Существенно различаются между собой (1) «религии Откровения» и (2) «естественные религии». Религии Откровения представляют первоначало как личность, то есть собственно Бога-Творца, а мир считают продуктом его свободной творческой воли. В религиях Откровения утверждается прямой контакт Бога с человеком, а природа, окружающий мир, социальные традиции и институты считаются второстепенными. В естественных религиях почитают первоначало, действующее через природу, животных, проявления в виде естественных и сверхъестественных сил, которые именуются «богами», «духами». К религиям Откровения относятся иудаизм, христианство, ислам; к естественным – индуизм, синтоизм, языческие религии.

В зависимости от распространения религии делятся на мировые и региональные. Мировая религия — это религия, распространенная у населения различных стран и континентов (буддизм, христианство и ислам). Для мировых религий характерно (1) отсутствие этноцентризма (распространения в рамках одного этноса), (2) социальная гибкость и (3) прозелитизм (стремление обратить в свою веру, мессианство). Региональные религии (например, иудаизм, индуизм, зороастризм) не обладают указанными выше свойствами. Наконец, религии делят на монотеистические (с верой в одного бога -- христианство) и политеистические (вера в нескольких богов -- индуизм).

Функционально религиозные нормы могут выступать как регуляторы общественных отношений, что выражается, в заповедях, моральных канонах, книгах откровений (Библия, Коран). Религия побуждает людей к усвоению конструктивных, человекосберегающих духовно-нравственных ценностей, и в этом проявляется связь ее регулятивной и воспитательной функций. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней системы взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире. Религия (вера) является одной из форм познания, предмет которого – познать мир и трансцендентное (то есть за пределами материального мира), а метод -- воздействие на чувства и на разум (смотри трактат И. Канта «Религия в пределах только разума»), претерпевание субъективного опыта общения с первоначалом.

Компенсаторная и коммуникативная функции религии заключаются в существенном влиянии на культуру межнациональных и межконфессиональных отношений, предотвращение социальных конфликтов между различными этническими общностями и представителями различных конфессий. Культурная функция состоит в том, что религия сохраняет и транслирует социальный опыт человечества и конкретного общества, являясь неотъемлемой частью культуры, часто основой морали, нравственности и ценностных ориентиров. Так, протестантизм и кальвинизм, в частности, прямо проповедуют материальный успех как богоугодное дело, что формирует предпринимательскую способность. При этом примат духовно-нравственных ценностей (как неформальных социальных институтов), что в современном мире обеспечивает эволюционное выживание общества, полно отражен в православии.

Религия может выступать фактором интеграции общества. В частности, известный социолог Дугин А.Г. считает, что народ -- это этнос, наделенный общностью проекта и стремящийся сделать то, чего еще нет, достичь новой миссии: одной из которых является религия. Как пример, иудаизм стал важным фактором существования еврейского народа в течение десятка веков вне государства. Важно при этом, чтобы религия не переросла в клерикализм, становясь тоталитарной политической идеологией, отрицающая классическое понимание Бога, как описано у М.Ф. Достоевского в «Легенде о Великом инквизиторе».

Свобода религиозного мировоззрения прямо предусмотрено статьей 28 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести … включая право … свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». При этом статья 14 Конституции РФ предусматривает, что Россия – светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наконец, важным регулятором отношений, связанных с религией, является ФЗ «О свободе совести и религиозных организациях».
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
  2. социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
  3. духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
  4. политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Я уверен, что традиционные для России религиозные конфессии должны активно продвигать конструктивные духовные ценности: (1) жизнь, (2) достоинство, (3) служение Отечеству и ответственность за его судьбу, (4) крепкую семью, (5) гуманизм, милосердие, справедливость, (6) историческую память и преемственность поколений. Более того, в качестве помощи в решении демографического кризиса митрополиты РПЦ могли бы самостоятельно крестить третьего и каждого последующего ребенка, а патриарх -- пятого и каждого последующего в семье ребенка. Представители мусульманства должны активно работать с представителями этнических и миграционных диаспор и землячеств, разъясняя суть цивилизационного кода нашего общества, а не проповедовать новую идентичность общества за счет, прежде всего, трудовых мигрантов.

Особенно важно осуществлять обучение детей и молодежи традиционным духовным ценностям, разъяснять их практическую значимость для последующей жизни. В интервью 9 февраля 2024 года Президент РФ Путин В.В. обратил внимание: «… во всех мировых религиях, о которых я сейчас сказал и которые являются традиционными религиями Российской Федерации, …основные ценности очень похожи, если не сказать они одинаковыми являются». В этом ключе традиционные для России религиозные конфессии могли бы участвовать в обучении таким ценностям в школе (морали, нравственности, культуре межнационального общения), не вторгаясь при этом в предметы естественно-научного знания (прежде всего, физику и биологию), которые необходимы для научно-технического прогресса нашего общества. Религиозные конфессии должны четко осознавать, что их вмешательство в школьное естественно-научное знание станет деструктивным для нашего общества и государства в целом.
3. С чем не путать
Религиозные конфессии принципиально отличаются от практик мистических организаций – братств, орденов спиритуалистов, лож, сект, ересей. Принципиальное отличие этих направлений от религиозного знания заключается в том, что они не направлены на поиск конструктивных фундаментальных ответов, а зачатую исповедуют деструктивные, прикладные истины, либо направлены на извлечение выгоды для руководителей мистических организаций. Религии также отличаются от мифов, которые стремятся объяснять природные, реже социальные явления, но не пытаются осмыслить трансцендентные вопросы смысла жизни, существования человека и вселенной, пространства и времени, цели их существования.

Существует также теория «деизма», то есть признание существования Бога в отрыве от структуры отношения с ним, данного в религии, традиции, церкви. Такого «бога» принято называть «богом философов и ученых». В развитие деизма появляется «атеизм», означающий полный отказ признавать какую бы то ни было реальность, кроме человеческого мышления и телесного опыта, считая все остальное «выдумкой».
4. Идеи или цитаты философов, иных авторитетов по теме
Известный богослов П.А. Флоренский утверждал: «Религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас … Религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение». М. Вебер говорил: «Религия - порождение человеческих переживаний об иррациональности мира и человеческой жизни. Она является способом придания смысла всякому социальному действию». Известный философ и богослов А.Ф. Лосев утверждал: «Религия есть «субстанциональное самоопределение личности в вечности»».
5. История развития, теории происхождения
Слово «религия» произошло от латинского «religio»связываю») и призвано особо подчеркнуть связь человека с причиной мира, чаще всего предстающей в виде Божественной Личности. Известный философ К. Ясперс ввел термин «осевое время», период между 800 до н. э. и 200 н. э., в который независимо друг от друга возникли философские и религиозно-этические учения, ставшие «духовной основой человечества» и определившие всё последующее развитие человеческой культуры.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/83c625bcd6252d3ffe208f9f1525d893/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Духовная культура