Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- причины возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Развитие обществ в областях человеческой деятельности или общественной жизни часто связывают с понятиями прогресса и регресса. Прогресс обычно ассоциируется с улучшением, развитием науки, технологий, образования, социальных институтов, новых идей и методов, которые повышают благосостояние общества (развитие СССР после Гражданской войны). Прогресс включает в себя увеличение доступности и стандартизации методов формирования личности, улучшение общественной инфраструктуры, уровня образования, социальной справедливости. Прогресс в обществе часто рассматривается через призму трех основных концепций: (1) эволюции, (2) революции и (3) реформ.
Регресс -- это ухудшение или откат в развитии или качестве жизни общества (развитие РФ после распада СССР до примерно 2000 года). Он может происходить в результате военных или социальных конфликтов, кризисов, неэффективного управления, экологических катастроф. Регресс может включать в себя утрату достижений, потерю знаний, технологий или социальных институтов, ценностных ориентиров, которые были ранее разработаны или достигнуты. В целом, регресс может приводить к ухудшению условий жизни, медицинской помощи, снижению уровня образования, деградации окружающей среды.
В социальных науках определения факторов и условий общественного развития наиболее часто исследуется через призму формационного и цивилизационного подходов. Так, формационный подход базируется на материалистическом понимании истории, разработанном известным экономистом и социологом К. Марксом. Он разделяет идею прогресса, считая, что в ходе исторического развития противоречия в обществе, прежде всего, по поводу обладания средствами производства, постоянно нарастают и, в итоге, выливаются в революции. Классовая борьба (а не постепенное эволюционное развитие) на уровне базиса (экономики, циклов формирования капитала и присвоения прибавочной стоимости), а не надстройки (культуры, религии, идеологии), становится главным фактором развития обществ.
Общество, по К. Марксу, имеет классовый характер на протяжении всей его истории, кроме изначальных, «доисторических» времен «пещерного коммунизма». Разделение на два класса — эксплуататоров и эксплуатируемых — и противоречия между этими классами обостряются по мере смены общественно-экономических формаций (то есть, исторических типов общества, основанных на определенном способе производства). К. Маркс выделил следующие формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Так, собственность на орудия и средства производства в первобытно-общинной формации принадлежала общине; в рабовладельческой – рабовладельцам, которые эксплуатировали рабов, в феодальной – земля (основное средство производства) принадлежала феодалам; в капиталистической – фабрики и заводы принадлежат капиталистам, а рабочие используют только свой труд для получения капиталистами сверхприбыли. Наконец, в ходе социалистических революций возникнет новый тип общества -- коммунистические, где исчезают государство, право, стратификация общества.
Формационному подходу противостоит концепция цивилизационного, эволюционного развития обществ. Цивилизационный подход рассматривает развитие общества в преемственной последовательности фактов, смыслов, образов, ценностных ориентиров. Представителями цивилизационного подхода являются Шпенглер О. в книге «Закат Европы» и Данилевский Н.Я. в книге «Россия и Европа». Они утверждали, что никакого поступательного развития всего человечества и центра развития не существует. Вместо этого существует лишь сменяемость различных обществ (локальных культур или цивилизаций) как совокупности (1) устойчивых и инклюзивно открытых фундаментальные ценностей и (2) интересов и идентичностей, а также (3) глобальных идей с ответами на вопросы о смысле и целях жизни человека и общества.
Крупным теоретиком цивилизационного подхода был английский историк А. Тойнби. В книге «Постижение истории» А. Тойнби указал, что движущей силой развития цивилизаций является адекватный «ответ» на брошенный «вызов» (концепция «вызова – ответа»). Под вызовом понимается необычайная историческая ситуация или неблагоприятные природно-климатические условия, требующие немедленного преодоления со стороны общества. В этом его идеи пересекаются с идеями географического детерминизма.
Для чего? Формационный и цивилизационный подходы к построению типологии обществ имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правильное определение типа общества может дать ответ на то, как оно будет развиваться, какие жизненные ориентиры, социальные нормы и институты, образы и смыслы будет использовать для развития, какой подход положить в основу обучения истории. Правовое регулирование? Также важно, что правовое регулирование на уровне международных договоров о признании многополярности мира, об отказе от навязывания ценностных ориентиров может содействовать цивилизационному диалогу. Ровно на это же, на отказ от расчеловечивающих ценностей либерального трансгуманизма направлен Указ Президента РФ «О защите традиционных ценностей».
Регресс -- это ухудшение или откат в развитии или качестве жизни общества (развитие РФ после распада СССР до примерно 2000 года). Он может происходить в результате военных или социальных конфликтов, кризисов, неэффективного управления, экологических катастроф. Регресс может включать в себя утрату достижений, потерю знаний, технологий или социальных институтов, ценностных ориентиров, которые были ранее разработаны или достигнуты. В целом, регресс может приводить к ухудшению условий жизни, медицинской помощи, снижению уровня образования, деградации окружающей среды.
В социальных науках определения факторов и условий общественного развития наиболее часто исследуется через призму формационного и цивилизационного подходов. Так, формационный подход базируется на материалистическом понимании истории, разработанном известным экономистом и социологом К. Марксом. Он разделяет идею прогресса, считая, что в ходе исторического развития противоречия в обществе, прежде всего, по поводу обладания средствами производства, постоянно нарастают и, в итоге, выливаются в революции. Классовая борьба (а не постепенное эволюционное развитие) на уровне базиса (экономики, циклов формирования капитала и присвоения прибавочной стоимости), а не надстройки (культуры, религии, идеологии), становится главным фактором развития обществ.
Общество, по К. Марксу, имеет классовый характер на протяжении всей его истории, кроме изначальных, «доисторических» времен «пещерного коммунизма». Разделение на два класса — эксплуататоров и эксплуатируемых — и противоречия между этими классами обостряются по мере смены общественно-экономических формаций (то есть, исторических типов общества, основанных на определенном способе производства). К. Маркс выделил следующие формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Так, собственность на орудия и средства производства в первобытно-общинной формации принадлежала общине; в рабовладельческой – рабовладельцам, которые эксплуатировали рабов, в феодальной – земля (основное средство производства) принадлежала феодалам; в капиталистической – фабрики и заводы принадлежат капиталистам, а рабочие используют только свой труд для получения капиталистами сверхприбыли. Наконец, в ходе социалистических революций возникнет новый тип общества -- коммунистические, где исчезают государство, право, стратификация общества.
Формационному подходу противостоит концепция цивилизационного, эволюционного развития обществ. Цивилизационный подход рассматривает развитие общества в преемственной последовательности фактов, смыслов, образов, ценностных ориентиров. Представителями цивилизационного подхода являются Шпенглер О. в книге «Закат Европы» и Данилевский Н.Я. в книге «Россия и Европа». Они утверждали, что никакого поступательного развития всего человечества и центра развития не существует. Вместо этого существует лишь сменяемость различных обществ (локальных культур или цивилизаций) как совокупности (1) устойчивых и инклюзивно открытых фундаментальные ценностей и (2) интересов и идентичностей, а также (3) глобальных идей с ответами на вопросы о смысле и целях жизни человека и общества.
Крупным теоретиком цивилизационного подхода был английский историк А. Тойнби. В книге «Постижение истории» А. Тойнби указал, что движущей силой развития цивилизаций является адекватный «ответ» на брошенный «вызов» (концепция «вызова – ответа»). Под вызовом понимается необычайная историческая ситуация или неблагоприятные природно-климатические условия, требующие немедленного преодоления со стороны общества. В этом его идеи пересекаются с идеями географического детерминизма.
Для чего? Формационный и цивилизационный подходы к построению типологии обществ имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правильное определение типа общества может дать ответ на то, как оно будет развиваться, какие жизненные ориентиры, социальные нормы и институты, образы и смыслы будет использовать для развития, какой подход положить в основу обучения истории. Правовое регулирование? Также важно, что правовое регулирование на уровне международных договоров о признании многополярности мира, об отказе от навязывания ценностных ориентиров может содействовать цивилизационному диалогу. Ровно на это же, на отказ от расчеловечивающих ценностей либерального трансгуманизма направлен Указ Президента РФ «О защите традиционных ценностей».
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Мне представляется важным, чтобы учебники истории России, как и издающееся с начала 2024 года собрание «История России» в 20 томах, были построены на цивилизационном, а не формационно-классовом подходе. Дело в том, что, например, издаваемая с 1966 года серия «История СССР с древнейших времен до наших дней» в 12 томах была построена в рамках концепции материалистического понимания история, как совокупность постоянных конфликтов в обществе. В этом контексте российская (и советская как часть российской) государственность и общество должны осознаваться не как результат революций, борьбы классов или сословий, а как результат естественного, эволюционного развития взаимоотношений этносов и народов с постепенным распространением русских ценностных ориентиров.
Я считаю, что формационный подход не учитывает природу человека как продукта не только социальной, но биологической и духовно-культурной эволюции. Это значит, что формационный подход и материалистическое понимание истории не учитывают силу идентичности, желание отстаивать этнические, национальные, культурные и конфессиональные ценности, формирующие образ жизни, которые являются мотивами для революционной борьбы или эволюционного развития. Наконец, формационный подход излишне конфликтен, не обеспечивает преемственность истории государств и обществ, концентрируется не на единстве общества, а постоянной борьбе внутри него.
Мне представляется, что основная суть прогресса нашего общества должна заключаться в повышении благосостояния людей и общества, в целом, во всех четырех сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Повышение благосостояния должно обеспечить как эволюционный успех общества, так и разумный комфорт отдельного человека. Для этого в экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере – в политической сфере – разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать восприятие государства как лаборатории сверхзадач.
Я считаю, что формационный подход не учитывает природу человека как продукта не только социальной, но биологической и духовно-культурной эволюции. Это значит, что формационный подход и материалистическое понимание истории не учитывают силу идентичности, желание отстаивать этнические, национальные, культурные и конфессиональные ценности, формирующие образ жизни, которые являются мотивами для революционной борьбы или эволюционного развития. Наконец, формационный подход излишне конфликтен, не обеспечивает преемственность истории государств и обществ, концентрируется не на единстве общества, а постоянной борьбе внутри него.
Мне представляется, что основная суть прогресса нашего общества должна заключаться в повышении благосостояния людей и общества, в целом, во всех четырех сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Повышение благосостояния должно обеспечить как эволюционный успех общества, так и разумный комфорт отдельного человека. Для этого в экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере – в политической сфере – разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать восприятие государства как лаборатории сверхзадач.
3. С чем не стоит путать
Отличные типологии развития обществ, основанные на эволюции технологий и знания, видах занятости населения предложили социологи У. Ростоу («Стадии экономического роста»),Д. Белл («Грядущее постиндустриальное общество») и Э. Тоффлер («Третья волна»). Так, У. Ростоу выделял следующие стадии: (1) традиционное общество, (2) переходное общество, (3) стадия сдвига, (4) стадия зрелости, (5) «массовое потребление». Д. Белл и Э. Тоффлер выделяли три типа обществ: (1) доиндустриальное (аграрное); (2) индустриальное; (3) постиндустриальное (информационное).
Известный социолог Сорокин П. в книге «Социокультурная динамика» указывал на то, что развитие обществ циклично: существует набор социальных и культурных структур и идей, жизненных ориентиров, которые неизменны и лишь сменяют друг друга. На этой основе он выделил идеационные общества, где духовные ценности существенно превалируют над материальными. Далее выделялись чувственные общества, где материальный достаток ставится выше духовных ценностей, и идеалистические, которые занимали среднее положение.
Известный социолог Сорокин П. в книге «Социокультурная динамика» указывал на то, что развитие обществ циклично: существует набор социальных и культурных структур и идей, жизненных ориентиров, которые неизменны и лишь сменяют друг друга. На этой основе он выделил идеационные общества, где духовные ценности существенно превалируют над материальными. Далее выделялись чувственные общества, где материальный достаток ставится выше духовных ценностей, и идеалистические, которые занимали среднее положение.
4. История развития
Одну из первых типологий общества, по сути, по критерию развитости культуры в широком ее понимании как модели поведения дал Фергюсон А. в работе «Опыт истории гражданского общества». Он поделил стадии развития обществ на дикарские, варварские и цивилизованные. Дикарские общества жили охотой, рыболовством, собирательством, а на стадии варварства появилось скотоводство и зачатки частной собственности. С разделением труда, по Фергюсону А., появились общественные классы и государство, что стало признаком цивилизованного общества.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/cfc5f05881e4d11aa9de30768a89a00b/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/