Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Что это? Органы прокуратуры и суды в России являются правоохранительными органами, осуществляющими специфический вид деятельности по охране правопорядка. Правоохранительная деятельность — это (1) государственная деятельность (2) по охране права, осуществляемая уполномоченными органами (3) путем применения юридических мер воздействия. По мнению известного правоведа Гуценко К.Ф., высказанному в учебнике «Правоохранительные органы», правоохранительная деятельность осуществляется по следующим направлениям: (1) конституционный контроль; (2) осуществление правосудия; (3) осуществление прокурорского надзора; (4) выявление и расследование преступлений; (5) оказание юридической помощи.
Осуществлением прокурорского надзора занимается прокуратура -- специальный государственный орган, обеспечивающий государственные интересы по борьбе с преступностью. Систему прокуратуры РФ составляют: (1) Генеральная прокуратура РФ; (2) прокуратуры субъектов РФ, (3) военные и другие специализированные прокуратуры (природоохранная, транспортная); (4) прокуратуры городов и районов. В систему прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения.
Всю систему прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ,
который вместе с заместителями назначается и освобождается от должности Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ составляет пять лет. На должность Генерального прокурора РФ назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, получивший высшее юридическое образование. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, а прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.
Суды в РФ формируют единую систему, осуществляя разные вида правосудия:Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов -- конституционное, Верховный Суд РФ и другие федеральные и региональные суды (мировые судьи) – гражданское, арбитражное, военное и уголовное. В зависимости от характера дел суды разделяются на (1) конституционные (уставные) суды; (2) суды общей юрисдикции (гражданские, уголовные и военные) и (3) арбитражные суды (суды по экономическим спорам).
В силу федеративной природы система судов в РФ включает (1) федеральные суды и (2) суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся (1) Конституционный Суд РФ, (2) Верховный Суд РФ; (3) верховные суды субъектов РФ, (4) районные суды, военные и специализированные суды, а также (5) арбитражные суды. К судам субъектов РФ относятся (1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ и (2) мировые судьи.
Для чего? Основными функциями прокуратуры являются: (1) осуществление надзора за исполнением законов; (2) уголовное преследование подозреваемого в преступлении (доработка и одобрение обвинительного акта); (3) поддержание государственного обвинения в суде. Функция прокурорского надзора является основной, поскольку суть ее заключается в том, что указывать государственным органам на нарушение закона, связанного зачастую с одновременным нарушением прав гражданина РФ. Прокуроры также участвуют в рассмотрении некоторых дел (1) судами общей юрисдикции (например, о восстановлении на работу) и (2) арбитражными судами (например, при возвращении государственного имущества).
Статья 46 Конституция РФ, а также статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах гарантируют общую возможность судебной защиты прав. Российское законодательство позволяет защищать в судах не только гражданские и политические, но и экономические права. Так, экономические права, в основном, защищаются в (1) арбитражных судах, иногда в (2) третейских судах. Общие гражданские права, в том числе связанные с уголовным преследованием, защищаются в судах (3) общей юрисдикции, по некоторым уголовным составам – в судах присяжных. Менее значимые гражданские и административные споры рассматриваются (4) мировыми судьями.
Статья 47 Конституции РФ предусматривает возможность рассмотрения некоторых дел судом присяжных. Суд присяжных состоит из председательствующего профессионального судьи и, как правило, двенадцати присяжных заседателей – обычных людей. Суд присяжных разбирает только уголовные дела по особо тяжким преступлениям – убийства, акты терроризма.
Судебная система РФ предполагает возможность пересмотра вынесенного при защите прав решения в вышестоящем суде — в суде более высокой инстанции (апелляционной, кассационной или надзорной). Так, пересмотр (1) не вступившего в силу решения осуществляется в апелляционную инстанцию, а пересмотр вступившего в силу решения – в кассационную и надзорную. Такая система пересмотра направлена на минимизацию судебных ошибок при защите права в судебном порядке.
Регулирование? Правовое регулирование деятельности прокуратуры и судебной системы предусмотрено Главой 7 Конституции РФ. В развитие Конституции РФ приняты ФЗ «О прокуратуре», ФЗ «О судебной системе в РФ», ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и Закон РФ «О статусе судей в РФ». При этом судопроизводства в разных судах основано на процессуальных законах в России, – прежде всего, ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ.
Осуществлением прокурорского надзора занимается прокуратура -- специальный государственный орган, обеспечивающий государственные интересы по борьбе с преступностью. Систему прокуратуры РФ составляют: (1) Генеральная прокуратура РФ; (2) прокуратуры субъектов РФ, (3) военные и другие специализированные прокуратуры (природоохранная, транспортная); (4) прокуратуры городов и районов. В систему прокуратуры входят также научные и образовательные учреждения.
Всю систему прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ,
который вместе с заместителями назначается и освобождается от должности Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ составляет пять лет. На должность Генерального прокурора РФ назначается гражданин РФ не моложе 35 лет, получивший высшее юридическое образование. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, а прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.
Суды в РФ формируют единую систему, осуществляя разные вида правосудия:Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов -- конституционное, Верховный Суд РФ и другие федеральные и региональные суды (мировые судьи) – гражданское, арбитражное, военное и уголовное. В зависимости от характера дел суды разделяются на (1) конституционные (уставные) суды; (2) суды общей юрисдикции (гражданские, уголовные и военные) и (3) арбитражные суды (суды по экономическим спорам).
В силу федеративной природы система судов в РФ включает (1) федеральные суды и (2) суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся (1) Конституционный Суд РФ, (2) Верховный Суд РФ; (3) верховные суды субъектов РФ, (4) районные суды, военные и специализированные суды, а также (5) арбитражные суды. К судам субъектов РФ относятся (1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ и (2) мировые судьи.
Для чего? Основными функциями прокуратуры являются: (1) осуществление надзора за исполнением законов; (2) уголовное преследование подозреваемого в преступлении (доработка и одобрение обвинительного акта); (3) поддержание государственного обвинения в суде. Функция прокурорского надзора является основной, поскольку суть ее заключается в том, что указывать государственным органам на нарушение закона, связанного зачастую с одновременным нарушением прав гражданина РФ. Прокуроры также участвуют в рассмотрении некоторых дел (1) судами общей юрисдикции (например, о восстановлении на работу) и (2) арбитражными судами (например, при возвращении государственного имущества).
Статья 46 Конституция РФ, а также статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах гарантируют общую возможность судебной защиты прав. Российское законодательство позволяет защищать в судах не только гражданские и политические, но и экономические права. Так, экономические права, в основном, защищаются в (1) арбитражных судах, иногда в (2) третейских судах. Общие гражданские права, в том числе связанные с уголовным преследованием, защищаются в судах (3) общей юрисдикции, по некоторым уголовным составам – в судах присяжных. Менее значимые гражданские и административные споры рассматриваются (4) мировыми судьями.
Статья 47 Конституции РФ предусматривает возможность рассмотрения некоторых дел судом присяжных. Суд присяжных состоит из председательствующего профессионального судьи и, как правило, двенадцати присяжных заседателей – обычных людей. Суд присяжных разбирает только уголовные дела по особо тяжким преступлениям – убийства, акты терроризма.
Судебная система РФ предполагает возможность пересмотра вынесенного при защите прав решения в вышестоящем суде — в суде более высокой инстанции (апелляционной, кассационной или надзорной). Так, пересмотр (1) не вступившего в силу решения осуществляется в апелляционную инстанцию, а пересмотр вступившего в силу решения – в кассационную и надзорную. Такая система пересмотра направлена на минимизацию судебных ошибок при защите права в судебном порядке.
Регулирование? Правовое регулирование деятельности прокуратуры и судебной системы предусмотрено Главой 7 Конституции РФ. В развитие Конституции РФ приняты ФЗ «О прокуратуре», ФЗ «О судебной системе в РФ», ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и Закон РФ «О статусе судей в РФ». При этом судопроизводства в разных судах основано на процессуальных законах в России, – прежде всего, ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
- социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
- духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
- политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я полагаю, что прокурорский надзор выполняет важную роль в обществе – обеспечение исполнение права. Дело в том, что важнейшей функцией системы права должно быть повышение благосостояния общества в различных сферах жизни: социальной, экономической, культурно-духовной и политической. С прагматической, утилитарной точки зрения система права должна проявлять, прежде всего, инструментальную функцию, то есть быть удобным и своевременным регулятором отношений, создающим условия для необходимых обществу социальных институтов (например, кардинальное улучшение материального вознаграждения и условий работы учителей-педагогов, использование материнского капитала вместо льготной ипотеки, введение прогрессивной ставки налогообложения, существенных ограничений на спекулятивные операции, особенно в отношении банков). Прокурорский надзор как раз обеспечивает исполнение такой инструментальной функции права.
Я также считаю, что судебная защита, как основная функция судов, – важная гарантия стабильного и эволюционного развития нашего общества. В этом контексте возможность получать защиту прав в международных судах (ЕСПЧ, международных арбитражах) должна оставаться в российском законодательстве. Такая возможность, явно, в интересах граждан РФ, что, в соответствии с Конституцией РФ, является приоритетом российского государства. При этом Российская Федерация – как суверенное государство – должна иметь возможность признавать или не признавать решения иностранных судов, что сейчас предусмотрено в статьях 79 и 125 Конституции РФ.
Важность именно судебной, а не внесудебной защиты прав основана на то, что судебная власть является независимой ветвью властью. Суды обладают собственными полномочиями, финансово и организационно не зависят от иных ветвей власти, в частности, от исполнительной власти, судей очень сложно снять с должности до истечения срока нахождения на должности. Более того, кроме правосудия, судебная ветвь в лице Верховного Суда РФ участвует в системе сдержек и противовесов государственных органов, что опять же обеспечивает аффектирую защиту права граждан РФ.
Я также считаю, что судебная защита, как основная функция судов, – важная гарантия стабильного и эволюционного развития нашего общества. В этом контексте возможность получать защиту прав в международных судах (ЕСПЧ, международных арбитражах) должна оставаться в российском законодательстве. Такая возможность, явно, в интересах граждан РФ, что, в соответствии с Конституцией РФ, является приоритетом российского государства. При этом Российская Федерация – как суверенное государство – должна иметь возможность признавать или не признавать решения иностранных судов, что сейчас предусмотрено в статьях 79 и 125 Конституции РФ.
Важность именно судебной, а не внесудебной защиты прав основана на то, что судебная власть является независимой ветвью властью. Суды обладают собственными полномочиями, финансово и организационно не зависят от иных ветвей власти, в частности, от исполнительной власти, судей очень сложно снять с должности до истечения срока нахождения на должности. Более того, кроме правосудия, судебная ветвь в лице Верховного Суда РФ участвует в системе сдержек и противовесов государственных органов, что опять же обеспечивает аффектирую защиту права граждан РФ.
3. С чем не стоит путать
Функции прокуратуры РФ отличаются от функций следователей, которые ранее были в составе прокуратуры, а с 2011 года выведены из ее состава. В настоящий момент следователи возбуждают уголовные дела и собирают материал для обвинения, а прокуроры проверяют, направляют на доработку или одобряют обвинительный акт. Что же касается судов, то их следует отличать от третейских судов – негосударственных органов, разрешающих, в основном, коммерческие споры, арбитры которого избираются сторонами спора или назначаются третейским учреждением (например, МКАС при ТПП РФ).
4. История развития
Прокуратура как отдельный орган была учреждена в 1722 году Петром I для борьбы с должностными преступлениями, казнокрадством и взяточничеством. Судебная же система в существенно схожем с настоящим виде была сформирована в результате судебной реформы в 1864 году. Тогда судебная власть отделилась от административной, дела стали делиться на гражданские и уголовные, появились судебных следователей и адвокаты, суды стали общими для всех сословий, появились апелляционная и кассационная инстанции (то есть возможность пересмотра вынесенного решения).
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/311b190b028668e29beff8067c2b3527/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/