Темы

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. понятие – признаки или особенности;
  2. структура и содержание;
  3. виды и критерии деления на виды;
  4. функции и цели – для чего нужно явление;
  5. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Общество (или социум) -- это организованное объединение людей, связанных единством (1) исторических, (2) духовно-культурных, (3) национально-этнических, (4) экономических, (5) социальных, (6) политических интересов и потребностей, схожими ценностными ориентирами. Такое единство формирует общество как комплексную коллективную идентичность, особенностью которой является единство культурного (цивилизационного) кода. Так, российское общество объединяется вокруг единого культурного кода, который базируется на сохранении и развитии (1) русской культуры и языка, (2) исторического и культурного наследия всех народов России, (3) традиционных духовых ценностях (едином социально-гуманитарном мировоззрении). По этому поводу известный поэт дагестанского происхождения Расул Гамзатов говорил: «В Дагестане — я аварец, в России —дагестанец, а за границей — я русский!»

Структура общества -- это строение общества в целом, некая константа, которая, по мнение социолога П. Сорокина, показывает общество в статике. Структурными элементами общества являются (1) субъекты, (2) объекты и (3) социальные связи. Субъекты — это активный участник социальной деятельности: индивиды и объединения людей, например, социальные группы. Объекты – это предметы материального мира и идеи, на которые направлена деятельность субъектов, а также то, с помощью чего деятельность осуществляется. Социальные связи — это взаимоотношения и взаимодействия людей по поводу объектов социальной деятельности, что формируют среду обитания, сферы общественной жизни.

Очевидно, что общество – это не просто структура, но целостная и непрерывно развивающаяся, динамическая система. Динамика общества как системы заключается (1) в постоянных взаимодействиях субъектов (по социологу М. Веберу, общество – это взаимодействие людей) и (2) в изменениях внутри структуры, то есть в изменениях общества в пространстве и времени. Взаимодействия социальных субъектов могут быть позитивными – сотрудничеством, и негативными – конфликтами. В масштабе времени общество является принципиально тем, чем оно являлось в прошлом и чем оно будет являться в будущем. Социальное прошлое (память) и социальное будущее составляют содержание общественного (коллективного) сознания, которые подвергается естественному или искусственному (манипуляторному) изменению.

Пространство, в котором осуществляются общественные взаимодействия, называется сферами общественной жизни. Можно выделить экономическую сферу, в которой осуществятся планирование, производство и распределение необходимых для общества материальных благ. Далее выделяют социальную сферу, связанную с воспроизводством, развитием, этнической и национальной идентификацией, воспитанием, поддержкой и защитой человека. Также существует духовно-культурная сфера, ориентированную на нематериальные блага, потребности саморазвития и самоорганизации человека и общества. Наконец, выделяют политическую сферу, связанную с властью и осуществлением социального управления.

Сферы общественной жизни не изолированы, а взаимосвязаны друг с другом и взаимно влияют друг на друга. Каждая сфера обладает социальными институтами (то есть совокупностью лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции), которые могут относиться к нескольким сферам одновременно. Так, экономическими институтами являются банки, система кредитования бизнеса; социальными -- институт семьи, система образования, духовно-культурными – наука, религия; политическими -- государство, право. При этом важно, что социальные институты существуют в контексте традиции, то есть длительной практики применения социальных институтов так, чтобы они способствовали эволюции общества, без радикального переустройства. Без традиции невозможна «трансплантация» социальных институтов в другие общества, поскольку институты должны быть исторически и культурно выкристаллизованы каждым отдельным обществом.

Регулирование сфер общественной жизни осуществляется социальными нормами -- обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью. Социальные нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. Далее, общественные отношения, возникшие в результате юридических фактов (источников правоотношений), становятся правовыми отношениями. Их правовое регулирование осуществляется всей системой права – в России Конституцией РФ, федеральными и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что общество – это, прежде всего, единство и коллективное принятие ценностных ориентиров и социально-гуманитарного мировоззрения (единого понимания и оценки исторических событий, единого видения будущего), позволяющих стабильно существовать и эволюционно развиваться в истории. Общество формирует комфортную среду обитания, которая соответствует внутренним идентификациям человека на культурном, историческом, этническом и национальном уровне. Человек ощущает справедливость жизни в такой среде, его потребности и интересы защищаются и удовлетворяются. Эти цели достигаются обществом посредством культурно приемлемых, а не навязанных, формальных и неформальных социальных институтов (прежде всего, человекосберегающих ценностных ориентиров).

Наше общество как система должно постоянно стремится повысить благосостояние во всех четырех сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Повышение благосостояния должно обеспечить как эволюционный успех общества, так и развитие личности (разумный комфорт) отдельного человека. Для этого в экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – повысить значимость профессии педагога-учителя, поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере – в политической сфере – разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать восприятие государства как лаборатории сверхзадач. Залогом устойчивого и бесконфликтного развития видится консенсус по долгосрочным внешнеполитическим целям развития (чтобы не метаться от Запада то к Востоку, а строить собственную цивилизацию внутри многополярного мира) с недогматичными дискуссиями по внутренним целям.
3. Примеры из практики
Например, если в России поставлена принципиальная задача повышение демографического уровня в стране, то есть увеличение населения, то для ее решения необходимы действия в рамках всех сфер общественной жизни. В рамках политической, социальной и экономической сфер первоочередными действиями могли бы стать (1) запрет продажи крепкого алкоголя в жилых домах, (2) запрет продажи любого алкоголя в формате он-лайн, (3) установление высоких цен на табачные и иные курительные изделия с постепенным абсолютным запретом для определенных возрастов. Далее, в рамках социальной и экономической -- стимулирующие выплаты на второго и последующего ребенка не менее 1,5 миллиона рублей, единовременные, целевые и индексируемые. В качестве помощи в решении демографического кризиса митрополиты РПЦ могли бы самостоятельно крестить третьего и каждого последующего ребенка, а патриарх -- пятого и каждого последующего в семье ребенка.
4. С чем не стоит путать
От общества как целостной идентичности, единства исторических, духовно-культурных, национально-этнических ценностей отличается население. Например, мигранты, диаспоры, землячества, этнические анклавы не формируют общества – они не идентифицируют себя с культурным кодом общества. Если население не интегрируется в общество, то становится основной для социальных конфликтов. Так, глава РПЦ Патриарх Кирилл высказал позицию: «Массовый приток мигрантов, не владеющих русским языком и не имеющих должных представлений о российской истории и культуре, о наших традициях и обычаях, а, следовательно, неспособных и зачастую не желающих интегрироваться в российское общество, … приводит к деформации единого правового, культурного и языкового пространства страны».

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/7b239ba93fa07fd25925ae809fce25c5/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2024-09-23 13:22 Занятия: блок «Общество