Темы

Налоги и налогоплательщики


Вернуться назад


Налоги и налогоплательщики

1. Общее:
  1. понятие;
  2. структура и содержание;
  3. особенность;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции;
  6. факторы возникновения и существования;
  7. Правовое регулирование в РФ.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Важно, что налог нецелевой платеж, то есть, как правило, не направлен на финансирование определенных государственных функций. Оплата налогов является важной обязанностью граждан (иногда и неграждан) и организаций. Так, статья 57 Конституции РФ предусматривает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Все налоги, в целом, можно разделить на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков – налоги на прибыль, налог на имущество, НДФЛ. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или услуг – НДС, налог с продаж. Налоги также можно разделить на налоги физических (НДФЛ) и юридических лиц (налог на прибыль). По критерию облагаемого дохода от факторов производства можно провести деление на налоги на доходы от труда (НДФЛ с заработной платы), от капитала (НДФЛ на увеличение стоимости ценных бумаг) и от добычи недр (НДПИ).

С учетом бюджетного федерализма все налоги в РФ делятся на федеральные, региональные и местные. К федеральным налогам и сборам относятся, например, налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц. К региональным налогам относятся, например, налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. К местным налогам и сборам относятся, например, земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Налог в РФ считается установленным лишь в том случае, когда определены (1) налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: (2) объект налогообложения; (3) налоговая база (конкретизация объекта); (4) налоговый период; (5) налоговая ставка; (6) порядок исчисления налога (то есть как исчислять); (7) порядок и сроки уплаты налога (то есть куда и когда платить). Так, налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка может быть прогрессивной – если ставка увеличивается по мере роста налоговой базы (как при НДФЛ с 13 до 15 процентов); регрессивной – если с увеличением базы ставка уменьшается (раньше так платился ЕСН) и плоской или пропорциональной – если ставка не зависит от увеличения налоговой базы (налог на прибыль).

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги. Важно, что организациями являются российские юридические лица (как коммерческие, так иногда и некоммерческие), международные компании, а также иностранные юридические лица, ведущие деятельность в РФ. Налогоплательщиками -- физическими лицами могут быть как простые граждане РФ, так и индивидуальные предприниматели. Более того, плательщиками налогов могут быть иностранные граждане, проживающие в РФ более 183 дней, они становится налоговыми резидентами РФ.

Основными правами налогоплательщиков являются возможность получать бесплатную информацию по налогам; пользоваться налоговыми льготами, получать рассрочки по уплате налогов, проводить сверки расчетов; требовать возврат или зачет налогов; лично представлять свои интересы либо пользоваться услугами представителя; обжаловать незаконные распоряжения; требовать сохранения налоговой тайны. При этом в качестве основных можно выделить три обязанности налогоплательщика: встать на учет в налоговых органах; уплачивать законно установленные налоги; вести налоговый учет, хранить документы в течение 4 лет.

Все налоги и сборы, взимаемые в РФ, формируют систему налогообложения. Основная система налогообложения в РФ – это общая система. Она применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну специальную систему налогообложения, либо они не приняли решения об их применении. В отличие от общей системы организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, могут избрать специальную систему и платить единый сельскохозяйственный налог (заменяет налог на прибыль и НДС).

Далее, упрощённая система налогообложения применяется малыми и средними предпринимателями, с сравнительно небольшим доходом – чуть более 200 млн рублей в год. Отдельная система налогообложения -- налог на профессиональный доход -- система налогообложения для самозанятых граждан и микробизнеса. Патентную систему налогообложения могут применять только индивидуальные предприниматели в отношении бытовых видов предпринимательской деятельности. Она предполагает получение патента, заменяющего собой уплату налога на доходы от предпринимательства.

Правовое регулирование налоговой политикой в России осуществляется на основании, прежде всего, Конституции РФ и Налогового кодекса РФ, а также Бюджетного кодекса РФ и Таможенного кодекса ЕЭС. При этом изучение и правовое регулирование налоговых отношений является предметом финансового права и его подотрасли налогового права.
2. Вывод:

  1. связь с повышением благосостояния общества
  2. как сейчас/прогноз на будущее (то есть актуальность)
Я считаю, что налоговая система РФ должна дифференцировать налоговую нагрузку между налогоплательщиками – более богатые должны платить больше, менее богатые -- меньше. Налоговая система должна создавать не только стимулы для инновационного и инвестиционного развития экономики, а отражать социальную функцию. Эта функция вытекает из основополагающего для российской духовной культуры принципа социальной справедливости. Для практической реализации данной функции необходимо заменить плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц, продумать введение налога на наследство для сверхбогатого населения.

При реализации фискальном политики в государстве, особенно в РФ, должны учитываться положительно-обратные связи между собираемыми налогами/сборами и финансируемыми расходами. Положительными примерами модно считать повышение с 13% до 15% ставки НДФЛ, которая используется для финансирования лекарств детям с орфанными заболеваниями. В Финляндии, например, сбор с продажи алкоголя используется для финансирования НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), то есть для стимулирования технологического прогресса в обществе.
3. Примеры из практики
Очевидно, что налоговая система РФ и экономика активно сталкивается с последствиями незаконных экономических ограничений и с фактическим разделением мира на новые торговые регионы. Для позитивного преодоления создаваемых проблем полагаю необходимым реализовать разумные изменения налоговой системы в следующих направлениях: (1) изъятие природной ренты в доход государственного бюджета путем введения прогрессивного налога на сверхприбыль у недропользователей; (2) снижение налогов на труд, включая социальный налог и НДС; (3) восстановление прогрессивной шкалы НДФЛ; (4) введение платежей за загрязнение окружающей среды; (5) введение налога на спекулятивные, в том числе валютно-финансовые, операции (аналог налог Тобина) и вывоз капитала; (6) денонсировать соглашения об избежании двойного налогообложения (что уже происходит в настоящий момент).
4. С чем не следует путать и какие отличительные критерии
Налоги следует отличать от сборов и таможенных пошлин. Так, под сбором понимается обязательный взнос, как правило, за предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Таким образом, сбор, в отличие от налога, -- целевой платеж.

Отличие таможенных пошлин от других налогов заключается в том, что это налог, который оплачивается плательщиком без учета возможных расходов на приобретение товаров или услуг. Таким образом, ставка таможенной пошлины не зависит от стоимости товара или услуги, а зависит от их вида и предназначения.
5. Идеи или цитаты философов, иных авторитетов по теме
Н. Бонапарт: «Безопасность и собственность могут существовать лишь в таком государстве, где налоговая норма не меняется каждый год».
6. История развития, теории происхождения
Существование устойчивой системы налогов является признаком определённой ступени государственного развития. Первоначально государства обеспечивали содержание своего войска и государственного аппарата во многом из средств, получаемых в виде военных трофеев, контрибуций и дани с покорённых народов. В Римской империи система налогов была уже достаточно развита и имела разнообразную базу.

В средневековой Европе главными источниками доходов феодальных правителей были их земли (домены) и регалии. Это были частнохозяйственные доходы, которые по своей сути ближе к коммерческой деятельности. Собственно налоговая система начала развиваться в Европе главным образом с конца 15 и начала 16 веков как следствие замены прежней натуральной системы хозяйства на денежную, с развитием внешней и внутренней торговли. Толчком к развитию налогов послужила также потребность в содержании постоянных армий.

  1. Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/e3c42579af5364bda128f7100ce7a874/
  2. Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
  3. Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg · Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики: курс лекций. Лекция 14 и заключение.
  4. Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Экономика