Темы

Формы и разновидности культуры


Вернуться назад


Формы и разновидности культуры

1. Общее:
  1. понятие;
  2. структура и содержание;
  3. особенность;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции;
  6. факторы возникновения и существования;
  7. Правовое регулирование в РФ.
Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. В широком смысле культура — это исторически обусловленная совокупность постоянно изменяющихся способов и результатов преобразования природы деятельностью людей. Структура культуры состоит из материальных (одежда, кухня, предметы быта, ремесла, характер архитектуры) и духовных элементов (язык, фольклор, литература и поэзия на родном языке, музыка, хореография, скульптура и графическое искусство). Элементы культура сосуществуют между собой и составляют единое целое.

Основными формами культуры являются народная, массовая, элитарная культура. Массовая культура рассчитана на коммерческое распространение и потребление всеми людьми независимо от места их проживания. Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и самодостаточностью. Как массовая, так и элитарная культуры являются, во многом, порождение индустриального общества.

Массовая культура (термин ввел философ М. Хоркхаймер) воздействует на эмоции людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. В простых и понятных для подавляющего большинства людей образах она может доносить нужные мысли. Соответственно, массовая культура может использоваться как для агитации (убеждения лояльно настроенных людей), так и для пропаганды (убеждения нелояльно настроенных людей). Примерами массовой культуры являются телевизионные передачи, сериалы и фильмы, программы в видеохостингах, тематические эфиры известных ведущих, компьютерные игры.

Спецификой массовой культуры является ориентация на предпочтения основной массы населения и получение наибольшей прибыли. Для произведений массовой культуры характерны простота и легкость и при этом недолговечность. Можно утверждать, что массовая культура направлена на воссоздание потребительского общества. Члены такого общества обладают минимальным критическим мышлением, стараются воспринимать информацию посредством эмоционального интеллекта. Массовая культура поддерживает в потребительском обществе деструктивную идею гедонизма о том, что удовольствие является высшим благом и смыслом жизни.

Элитарная культура существенно отличается от массовой культуры по сложности восприятия, направленности основных идей и кругу потребителей. Сложная концепция элитарной культуры раскрывается в таких произведениях, как «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэра и «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше. Элитарная культура характеризуется ценностно-смысловой замкнутостью, изолированностью, аристократизмом. Это творчество небольшой группы профессионалов, конечный результат которых сможет оценить лишь узкий круг ценителей.

Элитарная культура появляется, в основном, во времена культурного кризиса, в период разрушения старых традиций. Представители этой культуры считают себя «творцами нового», над которыми не властно время, которых не смогут понять их современники. В эти периоды представители элитарной культуры стремятся выходить за пределы установленных культурных границ, формировать, таким образом, новые границы, которые в будущем могут считаться традиционной культурой.

Важно, что элитарная культура нацелена на привилегированные общественные группы – элиту общества. Так, элитой является та часть общества, которая претендует на обладание высочайшим уровнем нравственности и при этом зачастую обладает властью в государстве и управляет обществом в целом. В этом контексте элитарная культура делает попытки выступить в роли «высшего суда» над социальными и политическими проблемами. Примерами элитарной культуры являются классическая музыка, которая обычно не слушается постоянно, например, «Бранденбургские концерты» И. Баха, «Весенняя рапсодия» Ф. Шопена, творческие произведения В. Шекспира, Ф. Достоевского, Кафки; «Черный квадрат» К. Малевича.
2.Вывод -- актуальность:

Повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической,
  2. социальной,
  3. духовно-культурной,
  4. политической
Я полагаю, что, к большому сожалению, массовая и элитарная культура в современном мире являются действенным оружием. Через эти виды культуры происходит навязывание искаженных реалий жизни и ценностных установок. При этом массовая культура работает против основного населения, а элитарная культура – против элиты. Посредством этих видов культуры часто насаждается ультралиберальная концепция функционирования общества, навязываются идеи воинствующего секуляризма (отрицания религиозных, вневременных ценностей) и деструктивного трансгуманизма (то есть отрицанием человека, что ранее в 20 веке уже приводило к появлению евгеники и массовым экспериментам над людьми в немецких и японских концлагерях). Таким образом, происходит подрыв традиционных устоев общества, создаются предпосылки для разрушения государства.

Как пример, известная в свое время статья, а затем и книга Ф. Фукуямы «Конец истории» фактически провозгласила победу либеральных ценностей во всем мире. В том же ключе -- желании вестернизировать весь мир -- высказывался С. Хантингтон в «Столкновении цивилизаций». Конец истории и вестернизация, таким образом, проходили посредством пропаганды следующих идей в массовой и элитарной культуре: в социальной сфере – отмена традиционных ценностей (двуполого брака, семьи, родительской заботы о детях); в экономической сфере –культ денег и отрицание идеи социальной ответственности бизнеса; в политической сфере – доступ к власти даже минимально не подготовленных людей; в духовной сфере – уравнивание позитивных религиозных и духовных традиций с очевидно деструктивными сектами.

Правовой барьер в распространении указанных выше деструктивных идей стал формироваться в России после принятия ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» -- так называемый «закон об иностранных агентах». Более того, ряд изменений в КоАП РФ и УК РФ также направлены на предотвращение распространения деструктивных идей в массовой культуре. Эти законодательные изменения имеют цель недопущение пропаганды нетрадиционных ценностей среди несовершеннолетних и дискредитации участников СВО, нарушения чувств верующих.
3. Примеры из практики
Мне видится, что воспитание и обучение наших детей и молодежи должно обязательно осуществляться через призму народной культуры – это должно выражаться в изучении, прежде всего, классической русской литературы и истории России. Такой способ может, хотя бы частично, защитить детей от негативного воздействия «мягкой силы» и когнитивных технологий со стороны оппонирующих нам обществ, навязывающих разрушительные нетрадиционные и неконсервативные семейные и общественные ценности. В связи с этим я полностью согласен с высказыванием Л.Н. Толстого, который утверждал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание». Такое общество будет постоянно искать в прошлом точки для социальных конфликтов – в религии, праздниках, исторической памяти. Пример – современная Украина – с гонениями на религию и язык, с переписыванием праздников и истории.
4. С чем не следует путать и какие отличительные критерии
Массовая и элитарная культура очевидным образом отличаются от народной культуры. Народная культура — это форма культуры, создаваемая анонимными непрофессиональными авторами, неизвестных по именам, и фактическим творцом выступает народ как коллектив. Народная культура — бесписьменная, из поколения в поколение она переходит благодаря традиции. Основные элементы народной культуры -- язык, историческая память, духовные ценности, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, традиции, обряды. Так, к народной культуре можно отнести народные сказки, былины, песни, танцы, традиционные промыслы и обряды. Правовая защита народной культуры осуществляется статьей 68 Конституции РФ и указом Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

  1. Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/9ccfb90701527bdf6a46d6bbcf7485f8/
  2. Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
  3. Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg · Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики: курс лекций. Лекция 14 и заключение.
  4. Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
2023-10-19 01:43 Занятия: блок «Духовная культура