Вернуться назад
1. Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Что это? Культура – это результаты преобразования природы человеческой деятельностью во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. В широком смысле культура — это исторически обусловленная совокупность постоянно изменяющихся способов и результатов деятельности людей. Структура культуры состоит из материальных (одежда, кухня, предметы быта, ремесла, характер архитектуры, скульптура и графическое искусство) и духовных (ценностные ориентиры, смыслы, символы, образы, язык, фольклор, религия, литература и поэзия, музыка, хореография) элементов.
Известный антрополог Боас Ф. считал, что культура -- это совокупность моделей поведения (социальных ролей). Схожее понимание культуры как совокупности ценностей, социальных норм, символов существовало у Сорокина П.А. в книге «Социальная и культурная динамика». Такой подход предполагает наличие не только доминирующей, но и контркультуры (традиционные и либеральные ценности) -- системы ценностей, стандартов поведения, которые отличаются от доминирующих и часто враждебные им. В обществе с развитой культурой также появляются субкультуры (например, молодежная) -- части культуры общества, отличающиеся от преобладающего большинства собственной системой ценностей, языком, манерой поведения.
Нравственная культура — это совокупность сформированных в обществе моральных и нравственных норм и принципов, степень их проявления во всех сферах жизни общества, прежде всего, духовно-культурной сфере. Нравственная культура – это не только мораль и нравственность, но и степень осознания обществом необходимости их выполнять. При этом мораль -- это система норм и ценностей, которые формируют и регулируют поведение людей в обществе с точки зрения того, является ли их поведение правильным или неправильным, благом или злом, справедливым или несправедливым. Нравственность – это правила, нормы и ценности, которые исходят от самого человека (в отличие от морали, где социальные нормы исходят от общества). Область знания, изучающая не реальность, а то, какой она должна быть с точки зрения моральных и нравственных категорий, называется этикой.
Нравственная культура не является вневременным явлением, она изменяется с течением исторического процесса внутри социальных групп. Изменения становятся особенно заметными при смене идеологий, социальных революциях, распаде государств. Так, при распаде СССР индивидуализм стал превалировать над коллективизмом, эгоизм заменил взаимопомощь, обман стал считаться проявлением смекалки и синонимом предпринимательства, то есть в обществе навязывались исключительно эгоистичные нормы.
Нравственная культура может быть фундаментальной, общественной и индивидуальной. Фундаментальную нравственную культуру формируют общемировые моральные и нравственные ценностные ориентиры. Общественная нравственная культура является системой морально-нравственных норм и ценностей, принятых большинством членов конкретного общества, а индивидуальная нравственная культура -- система норм и ценностей, которую человек принимает для себя лично. В целом, нравственная культура оказывает существенное влияние на социально-гуманитарное мировоззрение общества и человека.
По критерию степени осознания важности морали и нравственности, постоянства исполнения моральных и нравственных норм нравственную культуру можно разделить на (1) высокую и (2) низкую. Низкая нравственная культура общества заключается в непонимании смысла или важности основных нравственных категорий (на бытовом уровне проявляется в неуважении к соседям, рисовании граффити на стенах, выбрасывании мусора и окурков мимо урон). В целом, низкая культура ведет к частым социальным конфликтам. Высокая нравственная культуру, наоборот, предотвращает социальные конфликты.
Для чего? Нравственная культура формируют (1) мышление, образы и смыслы человека, (2) его ценностные ориентиры и, (3) в конечном счете, мотивы и модели поведения. Нравственная культура воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность, выполняет функцию социализации (усвоение им системы позитивных ценностей общества) и инкультурации (обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре). В этом ключе важны национальные и религиозные аспекты нравственной культуры -- так, нравственные смыслы, сформулированные на родном языке и национально и религиозно близкими образами, например, идея справедливости в фильме «Брат», будут существенно проще восприняты как верные.
Она определяет практическое поведение человека в ситуации, когда у него еще нет выработанных моделей поведения. Это особенно важно для юношеского возраста и молодежи. Сформированные ценностные ориентиры будут функционировать для них, по мнению известного экономиста Аузана А.А., как неформальные социальные институты – как ориентиры поведения на будущее. В итоге, нравственная культура воздействует как «мягкая сила».
Нравственная культура также обеспечивает эволюционный успех общества в истории и сохраняет образ жизни общества. Так, по мнению известного философа Ф. Хайека, базовые ценности, в том числе ценности нравственной культуры, сформировались в результате эволюции общества. Эти ценности, смыслы и образы (иногда архетипы) биологически «унаследованы», культурно «опробованы» и лишь в последнюю очередь рационально «спланированы». В результате эволюции в обществе закрепились только те базовые ценности, которые помогли ему выживать и развиваться.
Регулирование? Нравственная культура не столько регулируется, сколько формируется (1) внутренними ценностными ориентирами человека и (2) сформированными обществом нормами морали и нравственности. В этом ключе важно формировать регулирование, запрещающее публикацию детских и подростковых книг, размывающих социальные роли и нравственную культуру – такая работа сейчас проводится Советом по детской книге Союза писателей России. Несомненно, косвенное правовое регулирование нравственной культуры нашего общества содержится в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ и ФЗ «Об образовании».
Известный антрополог Боас Ф. считал, что культура -- это совокупность моделей поведения (социальных ролей). Схожее понимание культуры как совокупности ценностей, социальных норм, символов существовало у Сорокина П.А. в книге «Социальная и культурная динамика». Такой подход предполагает наличие не только доминирующей, но и контркультуры (традиционные и либеральные ценности) -- системы ценностей, стандартов поведения, которые отличаются от доминирующих и часто враждебные им. В обществе с развитой культурой также появляются субкультуры (например, молодежная) -- части культуры общества, отличающиеся от преобладающего большинства собственной системой ценностей, языком, манерой поведения.
Нравственная культура — это совокупность сформированных в обществе моральных и нравственных норм и принципов, степень их проявления во всех сферах жизни общества, прежде всего, духовно-культурной сфере. Нравственная культура – это не только мораль и нравственность, но и степень осознания обществом необходимости их выполнять. При этом мораль -- это система норм и ценностей, которые формируют и регулируют поведение людей в обществе с точки зрения того, является ли их поведение правильным или неправильным, благом или злом, справедливым или несправедливым. Нравственность – это правила, нормы и ценности, которые исходят от самого человека (в отличие от морали, где социальные нормы исходят от общества). Область знания, изучающая не реальность, а то, какой она должна быть с точки зрения моральных и нравственных категорий, называется этикой.
Нравственная культура не является вневременным явлением, она изменяется с течением исторического процесса внутри социальных групп. Изменения становятся особенно заметными при смене идеологий, социальных революциях, распаде государств. Так, при распаде СССР индивидуализм стал превалировать над коллективизмом, эгоизм заменил взаимопомощь, обман стал считаться проявлением смекалки и синонимом предпринимательства, то есть в обществе навязывались исключительно эгоистичные нормы.
Нравственная культура может быть фундаментальной, общественной и индивидуальной. Фундаментальную нравственную культуру формируют общемировые моральные и нравственные ценностные ориентиры. Общественная нравственная культура является системой морально-нравственных норм и ценностей, принятых большинством членов конкретного общества, а индивидуальная нравственная культура -- система норм и ценностей, которую человек принимает для себя лично. В целом, нравственная культура оказывает существенное влияние на социально-гуманитарное мировоззрение общества и человека.
По критерию степени осознания важности морали и нравственности, постоянства исполнения моральных и нравственных норм нравственную культуру можно разделить на (1) высокую и (2) низкую. Низкая нравственная культура общества заключается в непонимании смысла или важности основных нравственных категорий (на бытовом уровне проявляется в неуважении к соседям, рисовании граффити на стенах, выбрасывании мусора и окурков мимо урон). В целом, низкая культура ведет к частым социальным конфликтам. Высокая нравственная культуру, наоборот, предотвращает социальные конфликты.
Для чего? Нравственная культура формируют (1) мышление, образы и смыслы человека, (2) его ценностные ориентиры и, (3) в конечном счете, мотивы и модели поведения. Нравственная культура воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность, выполняет функцию социализации (усвоение им системы позитивных ценностей общества) и инкультурации (обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре). В этом ключе важны национальные и религиозные аспекты нравственной культуры -- так, нравственные смыслы, сформулированные на родном языке и национально и религиозно близкими образами, например, идея справедливости в фильме «Брат», будут существенно проще восприняты как верные.
Она определяет практическое поведение человека в ситуации, когда у него еще нет выработанных моделей поведения. Это особенно важно для юношеского возраста и молодежи. Сформированные ценностные ориентиры будут функционировать для них, по мнению известного экономиста Аузана А.А., как неформальные социальные институты – как ориентиры поведения на будущее. В итоге, нравственная культура воздействует как «мягкая сила».
Нравственная культура также обеспечивает эволюционный успех общества в истории и сохраняет образ жизни общества. Так, по мнению известного философа Ф. Хайека, базовые ценности, в том числе ценности нравственной культуры, сформировались в результате эволюции общества. Эти ценности, смыслы и образы (иногда архетипы) биологически «унаследованы», культурно «опробованы» и лишь в последнюю очередь рационально «спланированы». В результате эволюции в обществе закрепились только те базовые ценности, которые помогли ему выживать и развиваться.
Регулирование? Нравственная культура не столько регулируется, сколько формируется (1) внутренними ценностными ориентирами человека и (2) сформированными обществом нормами морали и нравственности. В этом ключе важно формировать регулирование, запрещающее публикацию детских и подростковых книг, размывающих социальные роли и нравственную культуру – такая работа сейчас проводится Советом по детской книге Союза писателей России. Несомненно, косвенное правовое регулирование нравственной культуры нашего общества содержится в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ и ФЗ «Об образовании».
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической - (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала;
- социальной -созидательный труд, а не спекуляции;
- духовно-культурной -воспитание молодежи человекосберегающим ценностям;
- политической - (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач;
Почему важно? Я считаю, что в контексте нравственной культуры человек делает добро, когда его деятельность направлена на повышение благосостояния общества. В подавляющем большинстве случаев такие действия должны быть подчинены императиву И. Канта – поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. На практике императив может проявляться в каждой сфере общественной жизни: в экономической сфере – без всепроникающего решения вопросов исключительно рыночными способами; в социальной сфере – с ответственностью не только за себя, но и с заботой за своих родственников и близких; в духовно-культурной сфере – с воспитанием человеко- и обществосберегающих ценностей; в политической сфере – в стремлении к власти не только для удовлетворения собственных потребностей.
Нравственная культура формирует смыслы и ориентиры, которые являются основой для практического поведения людей: будет ли общество развиваться на основе тоталитарного либерализма с повсеместными рыночными отношениями или с учетом традиционных, человекосберегающих ценностей. Формирование смыслов должно стать предметом не только воспитания в семье, но обучения и воспитания в школе, как в важнейшем социальном институте. Смыслы становятся первичными, а не вторичными, если они основываются на народной культуре. Произведения народной культуры содержат образы и смыслы, модели поведения, ценностные ориентиры исторически и культурно приемлемые для нашего общества. Как сказал Л.Н. Толстой: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».
В указанном выше контексте важно, чтобы наше государство и общество признало особую важность профессии учителя не как продавца услуг по обучению, а как педагога и воспитателя молодежи нравственной культуре. Уважение к обычному педагогу-учителю как со стороны учеников, так и со стороны родителей должно быть такое же, как к известным педагогам Макаренко А.С. и Сухомлинскому В.А. Для достижения такой цели, кроме идеологической работы, необходимо предоставить учителям необходимые правовые гарантии, сделать достойные заработные платы, гарантированные не на региональном, а на федеральном уровне, существенные социальные и материальные привилегии и льготы. Повышенное вознаграждение должно быть у сельских учителей.
Нравственная культура формирует смыслы и ориентиры, которые являются основой для практического поведения людей: будет ли общество развиваться на основе тоталитарного либерализма с повсеместными рыночными отношениями или с учетом традиционных, человекосберегающих ценностей. Формирование смыслов должно стать предметом не только воспитания в семье, но обучения и воспитания в школе, как в важнейшем социальном институте. Смыслы становятся первичными, а не вторичными, если они основываются на народной культуре. Произведения народной культуры содержат образы и смыслы, модели поведения, ценностные ориентиры исторически и культурно приемлемые для нашего общества. Как сказал Л.Н. Толстой: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».
В указанном выше контексте важно, чтобы наше государство и общество признало особую важность профессии учителя не как продавца услуг по обучению, а как педагога и воспитателя молодежи нравственной культуре. Уважение к обычному педагогу-учителю как со стороны учеников, так и со стороны родителей должно быть такое же, как к известным педагогам Макаренко А.С. и Сухомлинскому В.А. Для достижения такой цели, кроме идеологической работы, необходимо предоставить учителям необходимые правовые гарантии, сделать достойные заработные платы, гарантированные не на региональном, а на федеральном уровне, существенные социальные и материальные привилегии и льготы. Повышенное вознаграждение должно быть у сельских учителей.
3. С чем не стоит путать
Нравственную культуру следует отличать от эстетической культуры, способности личности воспринимать окружающую действительность через призму идеала (чувство прекрасного), выраженного. Как правило, восприятие происходит в предметах искусства – картинах, статуях, архитектурных объектах, украшениях, песнях. Эстетическая культура, кроме удовлетворения духовных потребностей, позволяет ценить красоту даже в предметах повседневной инфраструктуры – остановках, заборах, бордюрах, предотвращает девиантное и асоциальное поведение.
4. История развития
Как и везде, нравственная культура проявлялась на низшем уровне в требованиях обыденной морали, когда моральным считалось то, что было полезным. С переходом от мифологического сознания к современному на первый план нравственной культуры выдвинулась иные критерии: человеко- и обществосберегающие ценности, долг переда обществом, права индивида. Появление же мировых религий – буддизма, христианства и ислама привнесло существенный пласт религиозной этики в нравственную культуру.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/6341d5bbc709ab00e024edfb763a97c2/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/