Темы

Общество и культура


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. факторы/условия возникновения и существования;
  2. преимущества и недостатки;
  3. последствия
Общество (или социум) -- это организованное объединение людей, связанных единством (1) исторических, (2) духовно-культурных, (3) национально-этнических, (4) экономических, (5) социальных, (6) политических интересов и потребностей, схожими ценностными ориентирами. Далее, общество, по мнению известных социологов Вебера М. и Парсонса Т., также является постоянным взаимодействием людей на основе существующих социальных норм и ценностей. В таком понимании общество предстает как целостная и непрерывно развивающаяся, динамическая система.

Структура общества (или социальная структура) -- это строение общества в целом, некая константа, которая, по мнению социолога Сорокина П., показывает общество в статике. Структурными элементами общества являются (1) субъекты (их мировоззрение и ценностные ориентиры), (2) объекты (социальная инфраструктура) и (3) социальные связи (отношения). Субъекты — это активный участник социальной деятельности: индивиды и объединения людей, например, отдельный человек и социальные группы. Объекты – это предметы материального мира и идеи, на которые направлена деятельность субъектов. Социальные связи — это взаимоотношения и взаимодействия людей по поводу объектов социальной деятельности.

Культура – это результаты преобразования природы человеческой деятельностью во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. В широком смысле культура — это исторически обусловленная совокупность постоянно изменяющихся способов и результатов деятельности людей. Структура культуры состоит из материальных (одежда, кухня, предметы быта, ремесла, характер архитектуры) и духовных элементов (язык, фольклор, литература и поэзия на родном языке, музыка, хореография, скульптура и графическое искусство).

Известный антрополог Боас Ф. считал, что культура -- это совокупность моделей поведения, которые человек усваивает в процессе взросления. В таком же, социологическом ключе понимает культуру Сорокин П.А. («Социальная и культурная динамика»), который утверждал, что основой культуры любого общества являются ценности, социальные нормы, символы. Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию и религию, этику и право, образ жизни и мышление, экономическую и политическую сферы, то есть (1) логос (рациональные основы) и (2) мифос (эмоциональные основы) общества. Такой подход предполагает наличие не только доминирующей, но и контркультуры (традиционные и либеральные ценности) -- системы ценностей, стандартов поведения, который отличается от доминирующих в обществе и часто враждебны им. В обществе с развитой культурой также появляются субкультуры (например, молодежная) -- части культуры общества, отличающиеся от преобладающего большинства собственной системой ценностей, языком, манерой поведения.

Культура создает возможности для усвоения смыслов, ценностей и норм общества, ориентирует человека на поступки, обычно социально-значимые, и предостерегая от негативных, сохраняет и передает традицию. Культура воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность, выполняет функцию социализации. Благодаря культуре, применению ее норм, ценностей, образцов поведения каждый индивид и любое сообщество индивидов (семья, этнос, социальная группа) адаптируются, приспосабливаются к изме няющимся условиям окружающей природной и социальной среды. Суть познавательной функции культуры заключается в вооружении человека знаниями, необходимыми для познания общественных явлений и выстраивания взаимодействий, связей с другими членами общества. Наконец, культура в обществе выполняет коммуникативную (например, сказки в народной культуре), мотивационную (например, патриотические фильмы в массовой культуре), мобилизующую, релаксационную (например, произведения искусства в элитарной культуре) функции.

Конституция РФ предусматривает возможность создания национально- культурных автономий, поощряющих народные промыслы и искусство народов России. Далее, Закон РФ от 9 октября 1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и ГК РФ устанавливают правовой режим предметов культуры, а некоторые из них защищают как объекты «интеллектуальной собственности». На международном уровне существуют Всемирная конвенция об авторском праве и Бернская конвенция об охране произведений литературы и искусства.
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что общество – это, прежде всего, единство и коллективное принятие ценностных ориентиров и социально-гуманитарного мировоззрения (единого понимания и оценки исторических событий, единого видения будущего), позволяющих стабильно существовать и эволюционно развиваться в истории. Эти ценностные ориентиры создаются, прежде всего, культурой общества и формируют культурный код. Культурный код нашего общества базируется на (1) русской культуры и русском языке, (2) историческом и культурном наследия всех народов России, (3) традиционных ценностях. Этот культурный код формирует комфортную социальную среду и желаемый образ жизни без навязанных ценностей трансгуманизма и тоталитарного либерализма.

Я считаю важным не переоценивать значимость культурной идентичности, что часто происходит в России в стремлении создать единое культурное пространство. Конечно, общество – это комплексная коллективная идентичность всех членов общества: совокупность семейной, родовой, этнической, национальной (государственной), конфессиональной, культурной, классовой, гендерной, расовой, корпоративной идентичностей, но только культурной идентичности недостаточно для единства общества. Дело в том, что существует иерархия идентичностей: семейная идентичность более значима, чем остальные; этническая и национальная часто превалируют над культурной, классовой, сословной и корпоративной. В этом контексте, часто интересы в этнических или конфессиональных социальных групп (то есть возможность своего образа жизни в рамках своего этноса или государства, своя церковь, обряды и ритуалы) защищаются более страстно, даже с риском для жизни, чем интересы в рамках социальных групп на основе культурной идентичности.
3. С чем не стоит путать
От общества как комплексной коллективной идентичности, единства исторических, духовно-культурных, национально-этнических отличается население. Например, мигранты, диаспоры, землячества, этнические анклавы не формируют общества – они не идентифицируют себя с культурным кодом общества. Если население не интегрируется в общество, то становится основной для социальных конфликтов.

Культуру не следует путать с цивилизацией. Так, известный философ Шпенглер О. в книге «Закат Европы» утверждал, что цивилизация – есть финальная стадия культуры. В целом же, цивилизации характеризуют (1) самобытными устойчивыми фундаментальными ценностями (в том числе культурными) и (2) интересами общества, а также (3) глобальными идеями с ответами на вопросы о смысле и целях жизни человека и общества, на основе которых формируется привлекательный образ жизни в обществе.
4. История развития
Одну из первых типологий общества, по сути, по критерию развитости культуры в широком ее понимании как модели поведения дал Фергюсон А. в работе «Опыт истории гражданского общества». Он поделил стадии развития обществ на дикарские, варварские и цивилизованные. Дикарские общества жили охотой, рыболовством, собирательством, а на стадии варварства появилось скотоводство и зачатки частной собственности. С разделением труда, по Фергюсону А., появились общественные классы и государство, что стало признаком цивилизованного общества.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/e46b4fa3b101066437df74c3fbeeb7eb/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Общество