Темы

Проблема построения типологии обществ: основные классификации


Вернуться назад


1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:
  1. без вводных абзацев;
  2. определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
  3. небытовая терминология;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции и цели – для чего нужно явление;
  6. как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
  7. правовое регулирование в РФ
дополнительно:
  1. объективное или субъективное понимание;
  2. источник правоотношения;
  3. структура: субъект и объект;
  4. содержание: субъективные права и юридические обязанности;
  5. предмет и метод регулирования;
  6. норма, институт, подотрасль, отрасль
Что это? Под проблемой типологии общества следует понимать комплекс вопросов, касающийся (1) нахождения критериев выделения отдельных типов обществ и (2) определения факторов и условий общественного развития. По сути, типология обществ — это метод научного познания, который предполагает расчленение обществ по разным критериям и их группировку с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа. В этом контексте тип общества — это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют одну форму общества, существующую у разных народов в одно или разное историческое время.

Проблема построения типологий обществ заключается в отсутствии единого критерия для разделения и группировки. При этом наиболее распространенными для выделения типов обществ, с точки зрения современной науки, считаются (1) формационный и (2) цивилизационный подходы. Формационный подход базируется на материалистическом понимании истории известного экономиста К. Маркса. Он выделил в качестве основного критерия для типологизации обществ развитие производительных сил и производственных отношений. Главные исторические процессы в обществе, по К. Марксу, протекают на уровне базиса (экономики, циклов формирования капитала и присвоения прибавочной стоимости), а не надстройки (культуры, религии, идеологии).

Общество имеет классовый характер на протяжении всей его истории, кроме изначальных, «доисторических» времен «пещерного коммунизма». Разделение на два класса — эксплуататоров и эксплуатируемых — и противоречия между этими классами обостряются по мере смены общественно-экономических формаций (то есть, исторических типов общества, основанных на определенном способе производства). К. Маркс выделил следующие формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Так, собственность на орудия и средства производства в первобытно-общинной формации принадлежала общине; в рабовладельческой – рабовладельцам, которые эксплуатировали рабов, в феодальной – земля (основное средство производства) принадлежала феодалам; в капиталистической – фабрики и заводы принадлежат капиталистам, а рабочие используют только свой труд для получения капиталистами сверхприбыли. Наконец, в ходе социалистических революций возникнет новый тип общества -- коммунистические, где исчезают государство, право, стратификация общества.

Формационному подходу противостоит концепция цивилизационного эволюционного развития обществ. Цивилизационный подход рассматривает изменение истории во временной, преемственной последовательности фактов, смыслов, образов, ценностных ориентиров, то есть как историал. Представителями цивилизационного подхода являются Шпенглер О. в книге «Закат Европы» и Данилевский Н.Я. в книге «Россия и Европа». Они утверждали, что никакого поступательного развития всего человечества не существует, как и не существует какое-то центра развития человечества, например, европейского центра. Вместо этого существует лишь сменяемость различных обществ (локальных культур или цивилизаций) как совокупности (1) устойчивых и инклюзивно открытых фундаментальные ценностей и (2) интересов и идентичностей, а также (3) глобальных идей с ответами на вопросы о смысле и целях жизни человека и общества, на основе которых формируется привлекательный образ жизни.

Схожие типологии, основанные на эволюции технологий и знания, видах занятости населения и на производстве товаров или услуг предложили социологи Д. Белл («Грядущее постиндустриальное общество») и Э. Тоффлер («Третья волна»). Они выделили три типа обществ: (1) доиндустриальное (аграрное); (2) индустриальное; (3) постиндустриальное (информационное). Для доиндустриального общества характерно господство натурального хозяйства, преобладание экстенсивных технологий, широкое применение ручного труда, сословная иерархия, низкая социальная мобильность, традиционная легитимность власти, ценность традиции, религиозный характер культуры. Для индустриального общества -- основной фактор производства -- капитал, массовое промышленное производство, использование интенсивных технологий, высокий уровень социальной мобильности, преобладание нуклеарных семей, демократизация политической жизни, ценность прогресса, индивидуальной свободы и личного успеха, появление массовой культуры. Черты постиндустриального общества: основной фактор научно-технический прогресс и инновации, развитие наукоемких производств и информационных технологий, выдвижение на первый план сферы услуг, сокращение социального неравенства, преобладание среднего класса в социальной структуре, гражданское общество и правовое государство, особая роль науки, непрерывное образование на протяжении всей жизни человека.

Известный социолог Сорокин П. в книге «Социокультурная динамика» указывал на то, что существует набор социальных и культурных структур и идей, жизненных ориентиров, которые неизменны для разных типов обществ и могут ли сменять друг друга. На этой основе он выделил идеационные общества, где духовные ценности существенно превалируют над материальными. Далее выделялись чувственные общества, где материальный достаток ставится выше духовных ценностей, и идеалистические, которые занимали среднее положение.

Для чего? Построение типологий имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правильное определение типа общества может дать ответ на то, как оно будет развиваться, какие жизненные ориентиры, социальные нормы и институты, образы и смыслы будет использовать для развития. Правовое регулирование? При этом правовое регулирование может направить или стимулировать развитие общества в определенном направлении. Так, международные договоры о признании многополярности мира, отказа от навязывания ценностных ориентиров содействуют цивилизационному диалогу. Ровно на это же, на отказ от расчеловечивающих ценностей либерального трансгуманизма направлен Указ Президента РФ «О защите традиционных ценностей».
2. Вывод – актуальность в России:

повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
  1. экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
  2. социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
  3. духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
  4. политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Отнесения обществу к определённому типу важно для осознания того, какие ценностные ориентиры, смыслы, образы, идеи формирую коллективную этническую, культурную и иные идентичности общества. Понимание этого может способствовать межкультурному и межцивилизационному диалогу в современном мире. Так, Президент РФ Путин В.В. и Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно заявляли о необходимости строить современный многополярный мир на базе позитивных человекосберегающих ценностей, специфичных для каждой цивилизации и культуры, как противовес навязанным со стороны США – вестернизированным ценностям.

С учетом указанного выше можно поставить вопрос: почему варварство лучше, чем дикость и почему цивилизация лучше, чем варварство? Так, известный антрополог Леви-Строс К. в книге «Первобытное мышление» указал, что «…невозможно отрицать социологические различия между разными типами общества — архаическими, традиционными и современными. Это разные общества, построенные на разных принципах и с принципиально различной философией, религией, антропологией, культурой, экономикой». При этом различия в обществах не может означать автоматической иерархии. Между обществами должен сохраняться антропологический плюрализм, препятствующий распространению антигуманистическому расистскому концепту превосходства одних обществ над другими.
3. С чем не стоит путать
По критерию важности соблюдения и передачи традиций как образа жизни общества делятся на патриархальные (традиции имеют важное значение в социальных связях; существенные проявления коллективизма и общинности; власть – прежде всего, как способ защиты общества) и непатриархальные общества, где традициями и преемственности между поколениями не уделяется важной роли. При этом патриархальные общества не являются отсталыми, мракобесными, не признающими науку обществами. Такой манипуляционный ярлык часто используют в идеологических войнах. Это просто общества, которые не признают навязанных вестернизированных норм, направленных на создание атомизированных индивидов, без государств и иных форм общего сосуществования людей.
4. История развития
Одну из первых типологий общества, по сути, по критерию развитости культуры в широком ее понимании как модели поведения дал Фергюсон А. в работе «Опыт истории гражданского общества». Он поделил стадии развития обществ на дикарские, варварские и цивилизованные. Дикарские общества жили охотой, рыболовством, собирательством, а на стадии варварства появилось скотоводство и зачатки частной собственности. С разделением труда, по Фергюсону А., появились общественные классы и государство, что стало признаком цивилизованного общества.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/7ffccb2dccf3023ebdfb819dc7d7d7cd/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Разбор эссе прошлых лет