Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Избирательная система любого государства регулируется правовыми нормами, которые (в континентальной правовой системе) формируют подотрасль конституционного права -- избирательное право. Так, избирательное право РФ формируется нормами Конституции РФ, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». На уровне субъектов РФ действуют соответствующие законы субъектов РФ (например, Избирательный кодекс города Москвы).
Предметом правового регулирования избирательного права является избирательная система. По мнению известного правоведа С.А. Авакьяна, понятие «избирательная система» может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком смысле она представляет социальный институт (то есть совокупность лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции), регулирующий общественные отношения, связанные с выборами публичной власти. В узком – это система органов, обеспечивающих подготовку, проведение и подсчет результатов выборов.
Далее, демократическими считаются государства, которые стремятся к установлению демократического режима – то есть указанных ниже средств и способов осуществления государственной власти. Так, демократические режимы в политической сфере общества характеризуются (1) формированием высших органов государственной власти посредством свободных, всеобщих и равных выборов; (2) периодической сменой персоналий в высших органах власти; (3) наличием активной оппозиции (в том числе оппозиционных партий); (4) действенной системой сдержек и противовесов в государственной власти. Для социальной сферы характерны (5) наличие у общества широкого круга прав и свобод человека и (6) свободные средства массовой информации. В экономической сфере существует (7) свободное экономическое пространство с разумным государственным регулированием. В культурно-духовной сфере (8) отсутствует деструктивная или агрессивная государственная идеология; (9) общества светское, с уважением относится к традиционным религиям.
Важно понимать, что демократические режимы -- во многом недостижимый идеал, которому не соответствует ни одно государство – ни Швейцария, ни Швеция, ни, тем более, США. При этом законами стремящихся стать демократическими государств и государств мягкого электорального авторитаризма (как, например, в России) предусмотрены демократические принципы функционирования избирательной системы. Принципы избирательного права являются основой для избирательного процесса и обеспечивают справедливость, прозрачность и, самое главное, легитимность выборов. Они играют важную роль в обеспечении доверия избирателей к выборам, стабильности политических институтов и власти, предотвращения социальных конфликтов по результатам выборов.
Принцип всеобщего избирательного права означает, что любой гражданин, достигший на день голосования установленного избирательным законом возраста, имеет право участвовать в выборах, то есть избирать (активное право) и избираться (пассивное право) в органы власти. При этом часто устанавливается ряд цензов – возрастной и оседлости. Так, возрастной ценз: для активного избирательного права (то есть права голосовать за кандидата) -- 18 лет на всех выборах; для пассивного избирательного права (возможности быть избираемым) возрастной ценз зависит от уровня выборов — для депутатов Государственной Думы РФ он составляет 21 год; для Президента РФ — 35 лет.
Принцип равного избирательного права означает, что все избиратели имеют равное количество голосов и все участвуют в выборах на равных основаниях. Это обеспечивается тем, что избирательные округа охватывают приблизительно одинаковое число избирателей, а один избиратель обладает одним голосом. Прямое избирательное право выражается в том, что избиратели голосуют непосредственно за кандидата на выборную должность или список кандидатов. Бывают еще косвенные выборы, когда на первом этапе формируются коллегии выборщиков или избирательные коллегии, члены которых на втором этапе голосуют уже за соответствующего кандидата или список кандидатов (так, например, проводятся выборы президента США).
Принцип тайного голосования исключает контроль за волеизъявлением избирателя. Это обеспечивается оборудованием кабин для тайного голосования. Принцип свободного добровольного участия в выборах означает, что никто не может быть принужден к участию в выборах. Избиратель сам решает, голосовать за какого-либо кандидата или вообще не голосовать. При этом важно отметить, что в некоторых, традиционно считающихся демократическими странах, установлен так называемый обязательный вотум (Австралия, Кипр, некоторые кантоны Швейцарии), когда участие в выборах является обязательным и за отказ от участия может быть предусмотрено наказание.
Принцип обеспечения избирательных прав предполагает, что пребывающие за пределами страны граждане имеют возможность проголосовать в посольствах или консульских учреждениях. Далее, альтернативность выборов означает, что на одну выборную должность должны претендовать более одного кандидата. Принцип открытости и гласности -- деятельность избирательных комиссий всех видов широко освещается в печати. Кроме того, в состав этих комиссий включаются представители избирательных объединений и зарегистрированных кандидатов, что расширяет возможности общественного контроля за их работой. Наконец, смешанное финансирование выборов означает, что расходы на проведение избирательной кампании финансируются как из соответствующих бюджетов (федерального, регионального, местного), так и за счет сбережений частных лиц (в рамках установленных ограничений).
Предметом правового регулирования избирательного права является избирательная система. По мнению известного правоведа С.А. Авакьяна, понятие «избирательная система» может рассматриваться в широком и узком смысле. В широком смысле она представляет социальный институт (то есть совокупность лиц, учреждений, материальных и нематериальных ресурсов и социальных норм, объединяемых для осуществления социально значимой функции), регулирующий общественные отношения, связанные с выборами публичной власти. В узком – это система органов, обеспечивающих подготовку, проведение и подсчет результатов выборов.
Далее, демократическими считаются государства, которые стремятся к установлению демократического режима – то есть указанных ниже средств и способов осуществления государственной власти. Так, демократические режимы в политической сфере общества характеризуются (1) формированием высших органов государственной власти посредством свободных, всеобщих и равных выборов; (2) периодической сменой персоналий в высших органах власти; (3) наличием активной оппозиции (в том числе оппозиционных партий); (4) действенной системой сдержек и противовесов в государственной власти. Для социальной сферы характерны (5) наличие у общества широкого круга прав и свобод человека и (6) свободные средства массовой информации. В экономической сфере существует (7) свободное экономическое пространство с разумным государственным регулированием. В культурно-духовной сфере (8) отсутствует деструктивная или агрессивная государственная идеология; (9) общества светское, с уважением относится к традиционным религиям.
Важно понимать, что демократические режимы -- во многом недостижимый идеал, которому не соответствует ни одно государство – ни Швейцария, ни Швеция, ни, тем более, США. При этом законами стремящихся стать демократическими государств и государств мягкого электорального авторитаризма (как, например, в России) предусмотрены демократические принципы функционирования избирательной системы. Принципы избирательного права являются основой для избирательного процесса и обеспечивают справедливость, прозрачность и, самое главное, легитимность выборов. Они играют важную роль в обеспечении доверия избирателей к выборам, стабильности политических институтов и власти, предотвращения социальных конфликтов по результатам выборов.
Принцип всеобщего избирательного права означает, что любой гражданин, достигший на день голосования установленного избирательным законом возраста, имеет право участвовать в выборах, то есть избирать (активное право) и избираться (пассивное право) в органы власти. При этом часто устанавливается ряд цензов – возрастной и оседлости. Так, возрастной ценз: для активного избирательного права (то есть права голосовать за кандидата) -- 18 лет на всех выборах; для пассивного избирательного права (возможности быть избираемым) возрастной ценз зависит от уровня выборов — для депутатов Государственной Думы РФ он составляет 21 год; для Президента РФ — 35 лет.
Принцип равного избирательного права означает, что все избиратели имеют равное количество голосов и все участвуют в выборах на равных основаниях. Это обеспечивается тем, что избирательные округа охватывают приблизительно одинаковое число избирателей, а один избиратель обладает одним голосом. Прямое избирательное право выражается в том, что избиратели голосуют непосредственно за кандидата на выборную должность или список кандидатов. Бывают еще косвенные выборы, когда на первом этапе формируются коллегии выборщиков или избирательные коллегии, члены которых на втором этапе голосуют уже за соответствующего кандидата или список кандидатов (так, например, проводятся выборы президента США).
Принцип тайного голосования исключает контроль за волеизъявлением избирателя. Это обеспечивается оборудованием кабин для тайного голосования. Принцип свободного добровольного участия в выборах означает, что никто не может быть принужден к участию в выборах. Избиратель сам решает, голосовать за какого-либо кандидата или вообще не голосовать. При этом важно отметить, что в некоторых, традиционно считающихся демократическими странах, установлен так называемый обязательный вотум (Австралия, Кипр, некоторые кантоны Швейцарии), когда участие в выборах является обязательным и за отказ от участия может быть предусмотрено наказание.
Принцип обеспечения избирательных прав предполагает, что пребывающие за пределами страны граждане имеют возможность проголосовать в посольствах или консульских учреждениях. Далее, альтернативность выборов означает, что на одну выборную должность должны претендовать более одного кандидата. Принцип открытости и гласности -- деятельность избирательных комиссий всех видов широко освещается в печати. Кроме того, в состав этих комиссий включаются представители избирательных объединений и зарегистрированных кандидатов, что расширяет возможности общественного контроля за их работой. Наконец, смешанное финансирование выборов означает, что расходы на проведение избирательной кампании финансируются как из соответствующих бюджетов (федерального, регионального, местного), так и за счет сбережений частных лиц (в рамках установленных ограничений).
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я уверен, что для стабильного сохранения легитимности политической власти (предотвращения кризиса легитимности) в РФ необходимо разработать исторически и культурно приемлемый принцип передачи власти. Поскольку политический режим в России – это электоральный авторитаризм, то, как и у любого авторитаризма, в России не решена проблема сменяемости персоналий у власти. В связи с этим было бы разумным на экспертном уровне инициировать не просто обсуждение возможных изменений в избирательной системе, а вопроса, должен ли Президент РФ с учетом сформированного конституционного обычая готовить и поддерживать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей. Выработанный механизм сменяемости персоналии Президента РФ также обеспечит бесконфликтную сменяемость политических элит в России, создаст действующие политические лифты, предотвратит социальные конфликты, протестные выступления и революции.
Избирательная система РФ также должна быть такой, чтобы она давала возможность участия в политической жизни для конструктивных политических партий. По этому вопросу опять же нужна дискуссия – должны ли критерии прохождения в Государственную Думу РФ быть понижены или, наоборот, повышены, так, чтобы только самые крупные партии, как в США и Великобритании, имели представительство в парламенте. Вопрос о конструктивности политических партий имеет особенное значение в настоящее время, когда в рамках так называемых демократических выборов появляется все больше политиков-популистов. Такие популисты апеллируют к широким массам и обещают лёгкое решение острых социальных проблем, не имея при этом механизма решения.
Избирательная система РФ также должна быть такой, чтобы она давала возможность участия в политической жизни для конструктивных политических партий. По этому вопросу опять же нужна дискуссия – должны ли критерии прохождения в Государственную Думу РФ быть понижены или, наоборот, повышены, так, чтобы только самые крупные партии, как в США и Великобритании, имели представительство в парламенте. Вопрос о конструктивности политических партий имеет особенное значение в настоящее время, когда в рамках так называемых демократических выборов появляется все больше политиков-популистов. Такие популисты апеллируют к широким массам и обещают лёгкое решение острых социальных проблем, не имея при этом механизма решения.
3. С чем не следует путать
От избирательной системы как социального института, направленного на проведение выборов публичной власти в условиях политической конкуренции, отличается (1) безальтернативность выборов и (2) передача политической власти по наследству без выборов. Интересно, что наличие безальтернативности выборов и передача власти по наследству не делает, по мнению западноевропейских политиков, страны недемократическими. Так, премьер-министр Великобритании – Риши Сунак – в 2023 году был назначен на должность без процедуры выборов, поскольку не было выдвинуто альтернативного кандидата. Политическая власть короля или королевы Великобритании переходят по наследству. По этим признакам Великобритания даже формально не должна относиться к демократическим странам.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/89eb844a87809d1676d6805e1cabc5be/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/