Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Потребность – это внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях, зависимость организма от определенных факторов внешней или внутренней среды. Очевидно, что в таком понимании потребности существуют как у человека, так у иных живых организмов. Потребность человека – это переживаемая и осознаваемая нужда в том, что необходимо не только для развития организма человека, но и для его личности – совокупности социальных и отчасти духовно-культурных свойств. Интересы, в отличие от потребностей, не создают ощущение нужды, но отражают стремление направленность внимания к результату, который имеет смысл или будет считаться в пользу человека – реализаций ценностей, убеждений человека, материальной выгоды, ощущения счастья.
В контексте обществознания наиболее правильным критерием для выделения видов потребностей может стать определение человека как продукта биологической, социальной и духовно-культурной эволюции. Соответственно, потребности возможно разделить на (1) биологические, (2) социальные и (3) духовно-культурные (так, известный физиолог Дубынин В.А. выделял витальные, зоосоциальные и потребности саморазвития). Также существует наиболее известная, но менее практичная в контексте обществознания, пирамида потребностей А. Маслоу – (1) физиологические потребности, (2) безопасность, (3) любовь и принадлежность к социальной группе, (4) уважение и признание и (5) саморазвитие.
Биологические (или материальные) потребности направлены на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. Это вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность); чистая вода для утоления жажды; комфортные условия жизни; безопасность и уверенность в своём будущем;удовлетворение сексуальных потребностей. Все они позволяют человеку выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).
Социальные потребности отражают инстинктивные стремления человека, направленные на повышение собственной значимости в обществе или отдельной социальной группе. Это может выражаться в самоидентификации и самоутверждении. Отдельно реализация социальных потребностей может быть через повышение социального статуса -- текущего положения, состояния человека в социальной структуре. Это может реализоваться в социальной мобильности (прежде всего, вертикальной) и использовании социальных лифтов -- механизмов, которые позволяют людям перемещаться вверх или вниз по социальной иерархии.
Духовно-культурные потребности могут реализоваться в таких направлениях, как (1) формирование мировоззрения и общественная мысль, (2) ценности и идеалы, (3) культура и искусство, (4) наука и система образования, (5) религия и верования и (6) мораль, нормы поведения, обычаи, традиции, обряды. Социальные и духовно-культурные потребности можно совместно обозначить как идеальные потребности. При этом человек, ставящий духовные потребности приоритетнее материальных, обычно считается духовным человеком.
В контексте интересов необходимо понять, что человек – это совокупность различных идентичностей, то есть свойства психики, которое определяет принадлежность к социальным группам и общностям. Можно выделить разные виды идентичностей: семейную, родовую, этническую, национальную (государственную), конфессиональную, культурную, классовую, гендерную, расовую, корпоративную, идентичности по интересам и хобби. Существует негласная иерархия идентичностей (которая с очевидностью, может изменяться с течением времени, и различная в разных обществах): семейная идентичность более значима, чем остальные; этническая и национальная часто превалируют над культурной, классовой, сословной и корпоративной. Посредством принадлежности к идентичности человек проводит (1) различие «свой-чужой», может обеспечить (2) потребности в безопасности и (3) интересы в приемлемом образе жизни.
Разумное удовлетворение потребностей и интересов людей имеет кардинально важно значение на практике, особенно, в размере всего общества. Потребности и интересы являются не только одними из важных мотивов для активной деятельности людей, но, по мнению П. Сорокин в книге «Социология революции», неудовлетворение базовых потребностей является источником революций. Наоборот, общество, в котором будут равнозначно удовлетворяться материальные и духовные потребности и не будут грубо навязываться ценностные ориентиры, может стать притягательным образцом.
Потребности и интересы людей обычно формируется внутри четырех основных сфер, имеющих свой предмет: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Регулирование сфер общественной жизни осуществляется социальными нормами -- обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью. Социальные нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. Далее, общественные отношения, возникшие в результате юридических фактов (источников правоотношений), становятся правовыми отношениями. Их правовое регулирование осуществляется всей системой права – в России Конституцией РФ, федеральными и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
В контексте обществознания наиболее правильным критерием для выделения видов потребностей может стать определение человека как продукта биологической, социальной и духовно-культурной эволюции. Соответственно, потребности возможно разделить на (1) биологические, (2) социальные и (3) духовно-культурные (так, известный физиолог Дубынин В.А. выделял витальные, зоосоциальные и потребности саморазвития). Также существует наиболее известная, но менее практичная в контексте обществознания, пирамида потребностей А. Маслоу – (1) физиологические потребности, (2) безопасность, (3) любовь и принадлежность к социальной группе, (4) уважение и признание и (5) саморазвитие.
Биологические (или материальные) потребности направлены на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. Это вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность); чистая вода для утоления жажды; комфортные условия жизни; безопасность и уверенность в своём будущем;удовлетворение сексуальных потребностей. Все они позволяют человеку выжить и достичь «репродуктивного успеха» (произвести потомство и обеспечить его выживание в будущем).
Социальные потребности отражают инстинктивные стремления человека, направленные на повышение собственной значимости в обществе или отдельной социальной группе. Это может выражаться в самоидентификации и самоутверждении. Отдельно реализация социальных потребностей может быть через повышение социального статуса -- текущего положения, состояния человека в социальной структуре. Это может реализоваться в социальной мобильности (прежде всего, вертикальной) и использовании социальных лифтов -- механизмов, которые позволяют людям перемещаться вверх или вниз по социальной иерархии.
Духовно-культурные потребности могут реализоваться в таких направлениях, как (1) формирование мировоззрения и общественная мысль, (2) ценности и идеалы, (3) культура и искусство, (4) наука и система образования, (5) религия и верования и (6) мораль, нормы поведения, обычаи, традиции, обряды. Социальные и духовно-культурные потребности можно совместно обозначить как идеальные потребности. При этом человек, ставящий духовные потребности приоритетнее материальных, обычно считается духовным человеком.
В контексте интересов необходимо понять, что человек – это совокупность различных идентичностей, то есть свойства психики, которое определяет принадлежность к социальным группам и общностям. Можно выделить разные виды идентичностей: семейную, родовую, этническую, национальную (государственную), конфессиональную, культурную, классовую, гендерную, расовую, корпоративную, идентичности по интересам и хобби. Существует негласная иерархия идентичностей (которая с очевидностью, может изменяться с течением времени, и различная в разных обществах): семейная идентичность более значима, чем остальные; этническая и национальная часто превалируют над культурной, классовой, сословной и корпоративной. Посредством принадлежности к идентичности человек проводит (1) различие «свой-чужой», может обеспечить (2) потребности в безопасности и (3) интересы в приемлемом образе жизни.
Разумное удовлетворение потребностей и интересов людей имеет кардинально важно значение на практике, особенно, в размере всего общества. Потребности и интересы являются не только одними из важных мотивов для активной деятельности людей, но, по мнению П. Сорокин в книге «Социология революции», неудовлетворение базовых потребностей является источником революций. Наоборот, общество, в котором будут равнозначно удовлетворяться материальные и духовные потребности и не будут грубо навязываться ценностные ориентиры, может стать притягательным образцом.
Потребности и интересы людей обычно формируется внутри четырех основных сфер, имеющих свой предмет: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Регулирование сфер общественной жизни осуществляется социальными нормами -- обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью. Социальные нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. Далее, общественные отношения, возникшие в результате юридических фактов (источников правоотношений), становятся правовыми отношениями. Их правовое регулирование осуществляется всей системой права – в России Конституцией РФ, федеральными и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что способность равноценного удовлетворения материальных и духовных потребностей характеризует состоявшуюся личность, а создание условий для такого удовлетворения – состоявшего общества. При этом общество (и прежде всего, политические элиты) должно осознавать, какую цену уместно заплатить за удовлетворение потребности. Так, существует мнение, что в результате распада СССР советское общество удовлетворило потребность в «кока-коле» за счет отказа от привычных ценностных ориентиров, образа жизни: вместе с кока-колой общество, в итоге, получило масштабные кладбища.
Удовлетворение духовных потребностей не должно превалировать над удовлетворением материальных, и наоборот. В этом вопросе нужно исходить из природы человека как продукта биологической, социальной и духовно-культурной эволюции, который стремится удовлетворить как материальные, так и духовные потребности. В ином случае – неудовлетворение материальных потребностей (например, отсутствие обыкновенных потребительских товаров) может способствовать распаду общества и государства, что по мнению известного социолога Зиновьева А.А. в книге «Русская трагедия», произошло с СССР. При этом не следует уходить в иную крайность и создавать общество потребления с культом гедонизма и эгоистичного поведения.
Полагаю, что для стабильного существования российского общества необходимо осознавать важность не только потребностей, но и интересов в рамках этнических, культурных и конфессиональных идентичностей. На практике это должно проявляться не просто в этнической и иной толерантности, а в уважительном отношении к культуре и обычаям этноса на территории его исконного расселения при едином правовом поле по всей стране. Дело в том, что в отличие от пропагандируемого последнего десятилетия либерального взгляда на развитие общество, не только экономические, но и этно-культурные взаимодействия ответственны за стабильность и отсутствие социальных конфликтов в обществе. Соответственно, важно не только минимизировать экономическое и социальное неравенство в стране, но осознавать, что интересы этнической, культурной и конфессиональной идентичностей могут превалировать над экономикой.
Удовлетворение духовных потребностей не должно превалировать над удовлетворением материальных, и наоборот. В этом вопросе нужно исходить из природы человека как продукта биологической, социальной и духовно-культурной эволюции, который стремится удовлетворить как материальные, так и духовные потребности. В ином случае – неудовлетворение материальных потребностей (например, отсутствие обыкновенных потребительских товаров) может способствовать распаду общества и государства, что по мнению известного социолога Зиновьева А.А. в книге «Русская трагедия», произошло с СССР. При этом не следует уходить в иную крайность и создавать общество потребления с культом гедонизма и эгоистичного поведения.
Полагаю, что для стабильного существования российского общества необходимо осознавать важность не только потребностей, но и интересов в рамках этнических, культурных и конфессиональных идентичностей. На практике это должно проявляться не просто в этнической и иной толерантности, а в уважительном отношении к культуре и обычаям этноса на территории его исконного расселения при едином правовом поле по всей стране. Дело в том, что в отличие от пропагандируемого последнего десятилетия либерального взгляда на развитие общество, не только экономические, но и этно-культурные взаимодействия ответственны за стабильность и отсутствие социальных конфликтов в обществе. Соответственно, важно не только минимизировать экономическое и социальное неравенство в стране, но осознавать, что интересы этнической, культурной и конфессиональной идентичностей могут превалировать над экономикой.
3. С чем не следует путать
Потребности и интересы следует отличать от рефлексов и инстинктов. Так, деятельность человека по удовлетворению потребностей и интересов является волевой (то есть осознанной). В отличие от них рефлексы являются не волевыми актами, а врожденной реакцией организма на внешнее раздражение. Инстинкты, в отличие от рефлексов, являются более комплексными действиями, особыми для каждого вида действий (например, забота о потомстве).
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/44442324e83d28c841d4a10909f8ccee/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/