Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- понятие – признаки или особенности;
- структура и содержание;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- правовое регулирование в РФ
- факторы/условия возникновения и существования;
- преимущества и недостатки;
- последствия
Во-первых, общество (или социум) -- это организованное объединение людей, связанных единством (1) исторических, (2) духовно-культурных, (3) национально-этнических, (4) экономических, (5) социальных, (6) политических интересов и потребностей, схожими ценностными ориентирами. Во-вторых, общество, по мнению известных социологов Вебера М. и Парсонса Т., также можно определить как постоянные взаимодействия людей, связующим началом между которыми являются нормы и ценности. В таком понимании общество предстает как целостная и непрерывно развивающаяся, динамическая система. Динамика общества как системы заключается (1) в установлении, изменении и прекращении связей (отношений) между субъектами общества и (2) в изменениях внутри структуры, то есть в изменениях общества в пространстве и времени.
Структура общества (или социальная структура) -- это строение общества в целом, некая константа, которая, по мнению социолога Сорокина П., показывает общество в статике. Структурными элементами общества являются (1) субъекты (их мировоззрение и ценностные ориентиры), (2) объекты (социальная инфраструктура) и (3) социальные связи (отношения). Субъекты — это активный участник социальной деятельности: индивиды и объединения людей, например, отдельный человек и социальные группы. Объекты – это предметы материального мира и идеи, на которые направлена деятельность субъектов. Социальные связи — это взаимоотношения и взаимодействия людей по поводу объектов социальной деятельности, что формируют среду обитания, сферы общественной жизни.
Общество как совместная жизнедеятельность людей выражается (1) в совместной постановке целей существования и развития людей в этом обществе и (2) в реализации способов достижения таких целей. В частности, в рамках совместной жизнедеятельности (1) формируется приемлемая система ценностей, (2) социально-гуманитарное мировоззрение, (3) способы развития каждой сферы общественной жизни и (4) способы решения иных наиболее важных вопросов – этнического, национального. Таким образом создается комплексная коллективная идентичность, особенностью которой является единство культурного (цивилизационного) кода. Так, российское общество объединяется вокруг единого культурного кода, который базируется на сохранении и развитии (1) русской культуры и языка, (2) исторического и культурного наследия всех народов России, (3) традиционных духовых ценностях (едином социально-гуманитарном мировоззрении). По этому поводу известный поэт дагестанского происхождения Расул Гамзатов говорил: «В Дагестане — я аварец, в России —дагестанец, а за границей — я русский!»
На практике жизнедеятельность людей проявляется во взаимосвязанных сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Важно понимать, что экономика не является исключительной, единственной важной сферой. Зачастую во взаимоотношениях людей в обществе более важными становятся этнические, национальные, культурные и конфессиональные отношения. Столь же важными во взаимоотношениях людей являются проявления альтруизма или, наоборот, эгоизма. При этом, очевидно, что эгоизм, гедонизм, как и исключительно потребительское поведение в обществе не должно становиться ценностью, поскольку приведет к деградации общества.
Жизнедеятельность внутри общества определяет, почему люди предпочитают жить в тех или иных обществах. Именно жизнедеятельность людей, многообразие их взаимоотношений формирует комфортную среду обитания, которая соответствует внутренним идентификациям человека на культурном, историческом, этническом и национальном уровне. Человек ощущает справедливость жизни в такой среде, его потребности и интересы защищаются и удовлетворяются. Эти цели достигаются обществом посредством культурно приемлемых, а не навязанных, формальных (государство, право, специальных в каждой социальной сфере) и неформальных социальных институтов (прежде всего, духовных ценностей).
Регулирование жизнедеятельности общества осуществляется социальными нормами -- обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью. Социальные нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. Далее, общественные отношения, возникшие в результате юридических фактов (источников правоотношений), становятся правовыми отношениями. Их правовое регулирование осуществляется всей системой права – в России Конституцией РФ, федеральными и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
Структура общества (или социальная структура) -- это строение общества в целом, некая константа, которая, по мнению социолога Сорокина П., показывает общество в статике. Структурными элементами общества являются (1) субъекты (их мировоззрение и ценностные ориентиры), (2) объекты (социальная инфраструктура) и (3) социальные связи (отношения). Субъекты — это активный участник социальной деятельности: индивиды и объединения людей, например, отдельный человек и социальные группы. Объекты – это предметы материального мира и идеи, на которые направлена деятельность субъектов. Социальные связи — это взаимоотношения и взаимодействия людей по поводу объектов социальной деятельности, что формируют среду обитания, сферы общественной жизни.
Общество как совместная жизнедеятельность людей выражается (1) в совместной постановке целей существования и развития людей в этом обществе и (2) в реализации способов достижения таких целей. В частности, в рамках совместной жизнедеятельности (1) формируется приемлемая система ценностей, (2) социально-гуманитарное мировоззрение, (3) способы развития каждой сферы общественной жизни и (4) способы решения иных наиболее важных вопросов – этнического, национального. Таким образом создается комплексная коллективная идентичность, особенностью которой является единство культурного (цивилизационного) кода. Так, российское общество объединяется вокруг единого культурного кода, который базируется на сохранении и развитии (1) русской культуры и языка, (2) исторического и культурного наследия всех народов России, (3) традиционных духовых ценностях (едином социально-гуманитарном мировоззрении). По этому поводу известный поэт дагестанского происхождения Расул Гамзатов говорил: «В Дагестане — я аварец, в России —дагестанец, а за границей — я русский!»
На практике жизнедеятельность людей проявляется во взаимосвязанных сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Важно понимать, что экономика не является исключительной, единственной важной сферой. Зачастую во взаимоотношениях людей в обществе более важными становятся этнические, национальные, культурные и конфессиональные отношения. Столь же важными во взаимоотношениях людей являются проявления альтруизма или, наоборот, эгоизма. При этом, очевидно, что эгоизм, гедонизм, как и исключительно потребительское поведение в обществе не должно становиться ценностью, поскольку приведет к деградации общества.
Жизнедеятельность внутри общества определяет, почему люди предпочитают жить в тех или иных обществах. Именно жизнедеятельность людей, многообразие их взаимоотношений формирует комфортную среду обитания, которая соответствует внутренним идентификациям человека на культурном, историческом, этническом и национальном уровне. Человек ощущает справедливость жизни в такой среде, его потребности и интересы защищаются и удовлетворяются. Эти цели достигаются обществом посредством культурно приемлемых, а не навязанных, формальных (государство, право, специальных в каждой социальной сфере) и неформальных социальных институтов (прежде всего, духовных ценностей).
Регулирование жизнедеятельности общества осуществляется социальными нормами -- обычаями, традициями, религиозными нормами, моралью. Социальные нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными, их исполнение не обеспечено государственным принуждением. Далее, общественные отношения, возникшие в результате юридических фактов (источников правоотношений), становятся правовыми отношениями. Их правовое регулирование осуществляется всей системой права – в России Конституцией РФ, федеральными и законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными источниками права.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – созидательный труд, а не спекуляции,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Я считаю, что жизнедеятельность любого общества с неизбежностью формирует социальное и экономическое неравенство членов общества. Неравенство формируется объективно, в рамках существующей стратификации и социальной мобильности (в частности, социальных лифтов и барьеров). Само по себе неравенство можно считать проявлением биологической и социально-культурной природы человека и, в частности, социальной конкуренции. В связи с этим, мне представляется, что российское общество могло бы быть построено не на мифической идее равенства, а, наоборот, на идее справедливого минимального неравенства на основе человекосберегающих ценностей.
Основными целями жизнедеятельности нашего общества должны стать повышение благосостояния во всех четырех сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической с помощью человекосберегающих ценностей. Для этого в экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – повысить значимость профессии педагога-учителя, поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере – в политической сфере – разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать восприятие государства как лаборатории сверхзадач. Залогом устойчивого и бесконфликтного развития видится консенсус по долгосрочным внешнеполитическим целям развития (чтобы не метаться от Запада то к Востоку, а строить собственную цивилизацию внутри многополярного мира) с недогматичными дискуссиями по внутренним целям.
Основными целями жизнедеятельности нашего общества должны стать повышение благосостояния во всех четырех сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической с помощью человекосберегающих ценностей. Для этого в экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – повысить значимость профессии педагога-учителя, поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере – в политической сфере – разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать восприятие государства как лаборатории сверхзадач. Залогом устойчивого и бесконфликтного развития видится консенсус по долгосрочным внешнеполитическим целям развития (чтобы не метаться от Запада то к Востоку, а строить собственную цивилизацию внутри многополярного мира) с недогматичными дискуссиями по внутренним целям.
3. Примеры из практики
Если члены общества, прежде всего элита, перестают ставить общие цели и искать совместные способы их реализации, то общество может деградировать или полностью распасться. Это произошло с СССР, который, по мнению известного социолога Зиновьева А.А. (в книге «Русская трагедия»), распался из-за нежелания элит и большей части населения союзных республик осуществлять совместную жизнедеятельность. На практике в позднем СССР не были надлежаще удовлетворены материальные потребности людей (в бытовых продовольственных и потребительских товарах) и полностью проигран идеологический фронт по этому вопросу из-за догматичного (действовавшего в рамках марксизма и научного коммунизма) и очень узкого социально-гуманитарного мировоззрения. Нежелание единой жизнедеятельности также усиливалось неурегулированными этническими и национальными конфликтами.
3. Примеры из практики
От общества как целостной идентичности, единства исторических, духовно-культурных, национально-этнических отличается население. Например, мигранты, диаспоры, землячества, этнические анклавы не формируют общества – они не идентифицируют себя с культурным кодом общества. Если население не интегрируется в общество, то становится основной для социальных конфликтов. Так, глава РПЦ Патриарх Кирилл высказал позицию: «Массовый приток мигрантов, не владеющих русским языком и не имеющих должных представлений о российской истории и культуре, о наших традициях и обычаях, а, следовательно, неспособных и зачастую не желающих интегрироваться в российское общество, … приводит к деформации единого правового, культурного и языкового пространства страны».
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/d1482840123fdaaf1030b42c19472ae4/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/