Вернуться назад
Место России в современной международной экономике
1. Общее-простые факты из ЕГЭ:
- понятие;
- структура и содержание;
- особенность;
- виды и критерии деления на виды;
- функции;
- факторы возникновения и существования;
- последствия;
- правовое регулирование в РФ.
Международная, или мировая, экономика – это экономика всех людей мира, относящаяся к глобальной экономической системе, которая включает в себя всю экономическую деятельность, осуществляемую как внутри стран, так и между ними, включая производство, потребление, управление экономикой, труд в целом, обмен финансовыми ценностями и торговлю товарами и услугами. Иногда утверждают, что под мировой экономикой подразумевается прежде всего, экономика стран Запада: Европы, США, Канады, Австралии, Японии и Южной Кореи. Такое мнение было основано на том, что вклад стран Европы и США в мировой внутреннего валового продукта («ВВП») был ведущим. Однако в настоящий момент ВВП стран БРИКС – прежде всего, Китая, Индии, России, Бразилии, ЮАР, иных присоединившихся стран -- уже превышает совокупный ВВП стран Запада.
Стратегическими тенденциями современной международной экономики является (1) создание нового мирохозяйственного уклада («МХУ»), (2) отход от глобализации мировой экономики и (3) создание экономических макрорегионов. Так, мирохозяйственный уклад -- это система взаимосвязанных международных и национальных институтов (то есть правил, процедур или организаций), определяющих механизм глобальных экономических отношений. Ведущее значение имеют институты стран-лидеров, которые оказывают доминирующее влияние на мировой рынок. Видится, что китайская инициатива международного сотрудничества «Один пояс – один путь» (или «Пояс -- путь»), в которой более 100 государств, может стать механизмом создания нового МХУ.
Место любого государства в международной экономике формируется в рамках, прежде всего, внешнеэкономической и отчасти фискальной (налогово-бюджетной) и денежно-кредитной политиками. Так, внешнеэкономическая политика -- это деятельность государства, направленная на формирование и регулирование экономических отношений с другими субъектами мировой экономики (государствами, бизнесом, международными организациями). Она включает вопросы экспорта товаров и услуг, привлечения иностранных инвестиций и компетенций, ввоза-вывоза капитала за рубеж, внешних займов, осуществления международных проектов. Фискальная (налогово-бюджетная) политика — это государственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью расходов или доходов государственного бюджета. Денежно-кредитная (монетарная) политика – это макроэкономическая политика денежных властей по управление денежным рынком: достаточной эмиссией денежных средств и созданием условий для доступного кредита как источника финансирования экономического роста.
Очевидно, что в настоящее время многие страны все больше отказываются от глобализации международной экономики. Так, под глобализацией мировой экономики подразумевается усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок (1) товаров, (2) услуг (прежде всего, финансовых), (3) капитала, (4) рабочей силы и (5) знаний. В отличие от глобализации современная международная экономика фрагментируется на макрорегионы. В этом контексте, например, инфраструктура китайского проекта «Пояс – путь» больше не строится только под связь с Европой. Наоборот, прорабатываются и реализуются маршруты на Ближний Восток, в Африку, в Индию и, даже, в Южную Америку.
Из-за фрагментации экономических регионов на рынках товаров, по мнению главы Банка России Э.С. Набиуллиной, России следует готовиться функционировать в рамках «френдшоринга» и «декаплинга» экономик. Так, френдшоринг -- это перенаправление цепочек поставок в страны, считающиеся политически и экономически безопасными, где потенциальные угрозы нарушений бизнес-процессов минимальны (из-за санкций Россия продает энергоресурсов только в дружественные страны). Декаплинг – концепция, что экономический рост и благосостояние людей не должны зависеть от потребления ресурсов и воздействия на окружающую среду. Наконец, России следует активно использовать режим протекционизма и импортозамещения, минимизируя значимость правил Всемирно торговой организации («ВТО»), Организации экономического сотрудничества и развития («ОЭСР») и Международного валютного фонда («МВФ»).
На рынках услуг (прежде всего, финансовых услуг) Россия будет стремиться увеличить количество международных расчетов в рублях и валютах дружественных государств, уменьшая долю расчетов в резервных валютах – долларах США и Евро. Россия должна быть вовлечена в создание региональных резервных валют в рамках макрорегионов – типа, валюта стран БРИКС. Важно, что многие международные расчеты будут проводиться не в рамках системы переводов SWIFT, а в рамках российской СПФС или китайской CIPS. В рамках Евразийского экономического союза («ЕАЭС») Россия должна закончить формировать единое валютное пространство, где рубль будет являться основным платежным средством.
На рынках капитала России должна стимулировать российский бизнес выходить из оффшорных юрисдикций, проводить редомициляцию в российскую юрисдикцию. Россия также будет все больше ограничивать возможность вывода заработанного внутри страны капитала, чтобы обеспечить источники внутреннего финансирования для экономического роста. Такая политика прекращения свободного перетока капитала, усиленная репатриацией валютной выручки (то есть возврата валютной выручки российскими экспортерами в Россию) и продажи расширяющейся линейки товаров за рубли, будет обеспечивать стабильный курс рубля.
На рынке труда Россия будет учитывать изменение структуры мирового разделения труда -- принципа, который формировался еще на основе «закона сравнительного преимущества» известного экономиста Д. Рикардо. Так, закон сравнительного преимущества звучи: «стране с абсолютным преимуществом в производстве двух товаров следует специализироваться на производстве и экспорте того из них, который дает максимальное абсолютное преимущество». В ситуации фрагментации мировой экономики на регионы разделение труда становится возможными не в мировом масштабе, а в региональном.
России пока не выработала четкую модель поведения на изменяющемся рынке знаний и инноваций. Дело в том, что Россия крайне заинтересована в передовых технологиях и инновациях, патентах на лекарственные и химические средства, в объектах селекции растений и животных. В отсутствии возможности договориться о приобретении этих объектов у недружественных стран, нужно будет расширять сферу применения принудительной лицензии (статья 1362 Гражданского кодекса РФ). По сути, в соответствии с принудительной лицензией возможно использовать чужую интеллектуальную собственность, не запрашивая согласия правообладателя, лишь заплатив правообладателю установленную государством плату за лицензию.
Стратегическими тенденциями современной международной экономики является (1) создание нового мирохозяйственного уклада («МХУ»), (2) отход от глобализации мировой экономики и (3) создание экономических макрорегионов. Так, мирохозяйственный уклад -- это система взаимосвязанных международных и национальных институтов (то есть правил, процедур или организаций), определяющих механизм глобальных экономических отношений. Ведущее значение имеют институты стран-лидеров, которые оказывают доминирующее влияние на мировой рынок. Видится, что китайская инициатива международного сотрудничества «Один пояс – один путь» (или «Пояс -- путь»), в которой более 100 государств, может стать механизмом создания нового МХУ.
Место любого государства в международной экономике формируется в рамках, прежде всего, внешнеэкономической и отчасти фискальной (налогово-бюджетной) и денежно-кредитной политиками. Так, внешнеэкономическая политика -- это деятельность государства, направленная на формирование и регулирование экономических отношений с другими субъектами мировой экономики (государствами, бизнесом, международными организациями). Она включает вопросы экспорта товаров и услуг, привлечения иностранных инвестиций и компетенций, ввоза-вывоза капитала за рубеж, внешних займов, осуществления международных проектов. Фискальная (налогово-бюджетная) политика — это государственная политика, представляющая собой меры воздействия на экономику с помощью расходов или доходов государственного бюджета. Денежно-кредитная (монетарная) политика – это макроэкономическая политика денежных властей по управление денежным рынком: достаточной эмиссией денежных средств и созданием условий для доступного кредита как источника финансирования экономического роста.
Очевидно, что в настоящее время многие страны все больше отказываются от глобализации международной экономики. Так, под глобализацией мировой экономики подразумевается усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок (1) товаров, (2) услуг (прежде всего, финансовых), (3) капитала, (4) рабочей силы и (5) знаний. В отличие от глобализации современная международная экономика фрагментируется на макрорегионы. В этом контексте, например, инфраструктура китайского проекта «Пояс – путь» больше не строится только под связь с Европой. Наоборот, прорабатываются и реализуются маршруты на Ближний Восток, в Африку, в Индию и, даже, в Южную Америку.
Из-за фрагментации экономических регионов на рынках товаров, по мнению главы Банка России Э.С. Набиуллиной, России следует готовиться функционировать в рамках «френдшоринга» и «декаплинга» экономик. Так, френдшоринг -- это перенаправление цепочек поставок в страны, считающиеся политически и экономически безопасными, где потенциальные угрозы нарушений бизнес-процессов минимальны (из-за санкций Россия продает энергоресурсов только в дружественные страны). Декаплинг – концепция, что экономический рост и благосостояние людей не должны зависеть от потребления ресурсов и воздействия на окружающую среду. Наконец, России следует активно использовать режим протекционизма и импортозамещения, минимизируя значимость правил Всемирно торговой организации («ВТО»), Организации экономического сотрудничества и развития («ОЭСР») и Международного валютного фонда («МВФ»).
На рынках услуг (прежде всего, финансовых услуг) Россия будет стремиться увеличить количество международных расчетов в рублях и валютах дружественных государств, уменьшая долю расчетов в резервных валютах – долларах США и Евро. Россия должна быть вовлечена в создание региональных резервных валют в рамках макрорегионов – типа, валюта стран БРИКС. Важно, что многие международные расчеты будут проводиться не в рамках системы переводов SWIFT, а в рамках российской СПФС или китайской CIPS. В рамках Евразийского экономического союза («ЕАЭС») Россия должна закончить формировать единое валютное пространство, где рубль будет являться основным платежным средством.
На рынках капитала России должна стимулировать российский бизнес выходить из оффшорных юрисдикций, проводить редомициляцию в российскую юрисдикцию. Россия также будет все больше ограничивать возможность вывода заработанного внутри страны капитала, чтобы обеспечить источники внутреннего финансирования для экономического роста. Такая политика прекращения свободного перетока капитала, усиленная репатриацией валютной выручки (то есть возврата валютной выручки российскими экспортерами в Россию) и продажи расширяющейся линейки товаров за рубли, будет обеспечивать стабильный курс рубля.
На рынке труда Россия будет учитывать изменение структуры мирового разделения труда -- принципа, который формировался еще на основе «закона сравнительного преимущества» известного экономиста Д. Рикардо. Так, закон сравнительного преимущества звучи: «стране с абсолютным преимуществом в производстве двух товаров следует специализироваться на производстве и экспорте того из них, который дает максимальное абсолютное преимущество». В ситуации фрагментации мировой экономики на регионы разделение труда становится возможными не в мировом масштабе, а в региональном.
России пока не выработала четкую модель поведения на изменяющемся рынке знаний и инноваций. Дело в том, что Россия крайне заинтересована в передовых технологиях и инновациях, патентах на лекарственные и химические средства, в объектах селекции растений и животных. В отсутствии возможности договориться о приобретении этих объектов у недружественных стран, нужно будет расширять сферу применения принудительной лицензии (статья 1362 Гражданского кодекса РФ). По сути, в соответствии с принудительной лицензией возможно использовать чужую интеллектуальную собственность, не запрашивая согласия правообладателя, лишь заплатив правообладателю установленную государством плату за лицензию.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
- экономической,
- социальной,
- духовно-культурной,
- политической
Я согласен с мнением известного экономиста Глазьева С.Ю., который утверждает, что ближайший интерес России будет (1) в ЕАЭС и (2) в более глобальном региональном объединении БРИКС. Для Росси важно создать внутренний рынок и внутренний спрос на отечественные товары за счет накопления капитала с внешних рынков. При этом важно существенно ограничитьотток капитала за рубеж и возможность осуществлять спекулятивные операции на фондовом рынке. Необходимо также стимулировать путем понижения налогов, а где-то заставить путем отмены приватизации (например, активы А. Мельниченко) регистрацию российских производственных активов в российской юрисдикции.
Для России особенно важно активно развивать рынок знаний и корпоративную прикладную науку, чтобы создаваемые инновации активно поступали в производство. При этом важно не привлечение иностранных инвестиций, а привлечение компетенций и технологий путем создания совместных предприятий – то есть фирм с владением 50 на 50 с локализаций производственных или бизнес-процессов на территории РФ. Критически важно детально регулировать рынок труда, особенно в части мигрантов, иначе нерегулируемая миграция может породить национально-культурные конфликты. Именно поэтому должны быть востребованы программы возврат русскоязычных соотечественников, адаптации участников СВО и, в целом, программы воспроизводства человеческого капитала.
Для России особенно важно активно развивать рынок знаний и корпоративную прикладную науку, чтобы создаваемые инновации активно поступали в производство. При этом важно не привлечение иностранных инвестиций, а привлечение компетенций и технологий путем создания совместных предприятий – то есть фирм с владением 50 на 50 с локализаций производственных или бизнес-процессов на территории РФ. Критически важно детально регулировать рынок труда, особенно в части мигрантов, иначе нерегулируемая миграция может породить национально-культурные конфликты. Именно поэтому должны быть востребованы программы возврат русскоязычных соотечественников, адаптации участников СВО и, в целом, программы воспроизводства человеческого капитала.
3. Примеры из практики
Я знаю, что в октябре 2023 года первый вице-премьер РФ А. Белоусов сформулировал основные направления внешнеэкономической деятельности РФ: (1) выстроить единое интеграционное пространство и (2) сформировать дальний круг опорных стран. Им сформулированы пять приоритетных направлений: (1) упрощение оборота товаров для экспортеров (например, обеспечение устойчивого курса рубля); (2) выстраивании учетно-расчетной инфраструктуры финансового рынка (расчеты без западных банков); (3) снятие транспортно-логистических барьеров (уменьшение пошлин с дружественными странами и новая инфраструктура – проект «Пояс -- путь»); (4) изменение системы поддержки экспорта (то есть поддержка нашего бизнеса на внешних рынках – в Азии, Африке, Латинской Америке); (5) развитие экономико-культурного подхода в рамках концепции «теоэкономики». Он привел пример удачного сотрудничества с Китаем в рамках развития китайской экономической концепции: «Глобальное сообщество общего будущего: предложения и действия Китая».
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/748f47e7414d5c8a4bf0e6dfb812bfef/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/