Темы

Понятие культуры. Культура и цивилизация.


Вернуться назад


Понятие культуры. Культура и цивилизация.

1. Общее:
  1. понятие;
  2. структура и содержание;
  3. особенность;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции;
  6. факторы возникновения и существования;
  7. последствия;
  8. правовое регулирование в РФ.
Культура – это совокупность результатов человеческой деятельности во всех её духовных и материальных проявлениях, которые являются отличительными признаками конкретного общества или социальной группы. В широком смысле культура — это исторически обусловленная совокупность постоянно изменяющихся способов и результатов преобразования природы деятельностью людей. Структура культуры состоит из материальных (одежда, кухня, предметы быта, ремесла, характер архитектуры) и духовных элементов (язык, фольклор, литература и поэзия на родном языке, музыка, хореография, скульптура и графическое искусство). Элементы культура сосуществуют между собой и составляют единое целое.

Выделяются два вида культуры: материальная (имеющая вещественное воплощение) и духовная (идеалы, ценности, принципы). Кроме того, существуют три основные формы культуры: народная, массовая, элитарная. Массовая культура является продуктом индустриального общества. Она рассчитана на коммерческое распространение и потребление всеми людьми независимо от места их проживания и социального статуса.

Элитарная культура также является продуктом индустриального общества. Это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и самодостаточностью. Народная культура — это форма культуры, создаваемая анонимными непрофессиональными авторами, неизвестных по именам, и фактическим творцом выступает народ как коллектив.

Термин «цивилизация» (то есть гражданский, государственный, образованный) имеет несколько значений. Во-первых, в историко-философском значении: единство исторического процесса и совокупности материально-технических и духовных достижений человечества (например, человеческая цивилизация в истории Земли). Во-вторых, это стадия развития человечества, связанная с достижением определённого уровня социальности (отделение Homo Sapiens от человекообразных обезьян). В-третьих, это локализованное во времени и пространстве общество (цивилизация Древнего Египта, Древней Греции).

Наиболее часто при выделении конкретной цивилизация рассматривают общество, локализованное во времени и пространстве. Цивилизация характеризуется общностью бытовой и духовной культуры; собственным способом мышления и языком аргументации; исторической памятью; близостью языка; часто, но не всегда, географической средой обитания; социальной организацией; политической индивидуальностью. Цивилизации не нужно чужое мнение, чтобы давать оценку любым явлениям действительности. В итоге, получается, что термин «цивилизация» обычно относится к целым народам и странам в их развитом состоянии, а термин «культура» – прежде всего к той форме и степени духовности, в которой выражаются высшие достижения цивилизации.

Так, известный русский философ И.А. Ильин в «Философии культуры» указывает, что культура, в его духовна, первична, органична и творчески целенаправленна, а цивилизация технична, вторична, размножаема, механистична, вещественно и инструментально создаваема. Культура касается внутреннего мира, самого значительного в нем, святого, главного. Цивилизация - более внешнего, полезного, материального, второстепенного.

Также существует позиция, что цивилизация отвечает на вопрос «зачем жить?». Культура отвечает на вопрос «как жить?». Получается, цивилизация выступает как мерило мотивации деятельности людей, а культура -- как основа для социальных норм: этики, морали, нравственности, традиции. В итоге, цивилизация относится больше к социальной сфере жизни, а культура – к духовной сфере.
2. Вывод:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической,
  2. социальной,
  3. духовно-культурной,
  4. политической
Мне представляется важным положение пункта 4 Концепции внешней политики РФ, который прямо называет Россию самобытным государством, цивилизацией, культурно-цивилизационной общностью «Русского мира». Основные качества государства-цивилизации, по мнению Президента РФ В.В. Путина, -- многообразие и самодостаточность. При этом сама концепция «Русского мира» придает уверенности народам, считающим себя русскими по формуле Расула Гамзатова: «В Дагестане — я аварец, в России —дагестанец, а за границей — я русский!». Уверенность основана на том, что их историческая память и культурные особенности будут уважаться и охраняться, они получат равный доступ ко всем возможностям и социальным лифтам в обществе.

Осознание России в качестве цивилизации означает то, что нам не нужно пытаться ассоциировать себя с Западом или Востоком. Соответственно, не следует подстраиваться под идеологические нарративы, навязанные извне. Самодостаточность России предполагаем возможность формирования внутри и снаружи страны и границ «Русского мира» своих собственных идей в каждой из сфер общества – экономической, социальной, духовной и политической. Важно изживать вторичность в этих сферах.

Я понимаю, что в настоящее время культурно-цивилизационная общность «Русского мира» подвергается большим испытаниям. Дело в том, что посредством массовой и элитарной культуры насаждается ультралиберальная концепция функционирования общества, навязываются идеи воинствующего секуляризма (отрицания религиозных, вневременных ценностей) и деструктивного трансгуманизма (то есть отрицанием человека, что ранее в 20 веке уже приводило к появлению евгеники и массовым экспериментам над людьми в немецких и японских концлагерях). Таким образом, происходит подрыв традиционных устоев общества, создаются предпосылки для разрушения государства.

Как пример, известная в свое время статья, а затем и книга Ф. Фукуямы «Конец истории» фактически провозгласила победу либеральных ценностей во всем мире. В том же ключе -- желании вестернизировать весь мир -- высказывался С. Хантингтон в «Столкновении цивилизаций». Конец истории и вестернизация, таким образом, проходили посредством пропаганды следующих идей в массовой и элитарной культуре: в социальной сфере – отмена традиционных ценностей (двуполого брака, семьи, родительской заботы о детях); в экономической сфере –культ денег и отрицание идеи социальной ответственности бизнеса; в политической сфере – доступ к власти даже минимально не подготовленных людей; в духовной сфере – уравнивание позитивных религиозных и духовных традиций с очевидно деструктивными сектами.

С учетом указанного выше, мне видится, что воспитание и обучение наших детей и молодежи должно обязательно осуществляться через призму народной культуры – это должно выражаться в изучении, прежде всего, классической русской литературы и истории России. Такой способ может, хотя бы частично, защитить детей от негативного воздействия «мягкой силы» и когнитивных технологий со стороны оппонирующих нам обществ, навязывающих разрушительные нетрадиционные и неконсервативные семейные и общественные ценности. В связи с этим я полностью согласен с высказыванием Л.Н. Толстого, который утверждал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание». Такое общество будет постоянно искать в прошлом точки для социальных конфликтов – в религии, праздниках, исторической памяти. Пример – современная Украина – с гонениями на религию и язык, с переписыванием праздников и истории.
4. С чем не следует путать и какие отличительные критерии – от 5 критериев
Я знаю, что в современной науке существует проблема типологизации общества: найти разумные критерии выделения отдельных типов обществ. Одним из основных является «цивилизационный подход», которому противопоставляется вместе с «формационный подход». Цивилизационный подход основан на специфике уровня культуры и технологий в обществе. Создателями цивилизационного подхода можно считать Н.Я. Данилевского («Россия и Европа»), О. Шпенглера («Закат Европы»), А. Тойнби («Постижение истории»).

В основе формационного подхода лежит разработанная К. Марксом категория «общественно-экономической формации». Формация применима не к отдельным обществам, а к единому обществу в целом. Согласно формационному подходу решающую роль в жизни общества играет экономическая (материальная) сфера общества. Для экономической сферы важен способ производства товаров (то есть как и с помощью каких средств производства создаются материальные блага) и принадлежность средств производства.
5. История развития, теории происхождения
Одним из первых термин «цивилизация» в научный оборот ввёл философ А. Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений. Он также ввел понятие варварства (которое традиционно противопоставляется культуре и цивилизации) в качестве периода первобытной истории, следующего за дикостью и предшествующего цивилизации.

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/9ac90fc46c5d9f117ec90dae7624d7ba/Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_EwПособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQПособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg · Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики: курс лекций. Лекция 14 и заключение.Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Разбор эссе прошлых лет