Вернуться назад
1.Что это, для чего это, правовое регулирование:
основа:дополнительно:
- без вводных абзацев;
- определение понятия как ЕГЭ – небытовые признаки – раскрытие признаков;
- небытовая терминология;
- виды и критерии деления на виды;
- функции и цели – для чего нужно явление;
- как используется в сферах общественной жизни: (1) экономической, (2) социальной, (3) духовно-культурной и (4) политической;
- правовое регулирование в РФ
- объективное или субъективное понимание;
- источник правоотношения;
- структура: субъект и объект;
- содержание: субъективные права и юридические обязанности;
- предмет и метод регулирования;
- норма, институт, подотрасль, отрасль
Что это? Эпоха Просвещения — это период развития европейской культуры, общественной, философской и научной мысли (в рамках Нового времени -- вторая половина 17 – конец 18 века). Отличительными чертами эпохи Просвещения являются (1) отказ от религиозного сознания; (2) осуждение феодального режима; (3) разработка концепции правового государства; (4) повышение уровня грамотности и образования, интенсивное развитие естественных и точных наук; (5) распространение теории естественных прав человека; (6) критика монархизма; (7) зарождение политики просвещённого абсолютизма. В период эпохи Просвещения развивается идея о важности доступности знаний для всех слоёв общества. Распространение знания, просвещенность общества рассматривались как инструменты решения всех социальных проблем.
Вера в разум ассоциируется с рационализмом -- философским направлением, которое развилось в эпоху «Просвещения». Оно основано на идеях известного гуманиста Ф. Бэкона, который в произведениях «Новая Атлантида» и «Новый Органон» заявил о том, то человеческий разум, а не Боге, должен считаться главным критерием того, что является истинным и ложным, ценным и ничтожным, существующим и не существующим. Далее Р. Декарт, Л. Лейбниц и Б. Спинозой ввели в оборот основы рационального, научного метода познания объективной реальности: (1) системность, (2) отсутствие критических внутренних противоречий, (3) максимальная объективность в получении данных, (4) отсутствие субъективных оценок и (5) авторитетного мнения как основы для истинности, (6) прогностическая значимость, (7) точность и проверяемость результатов.
Рационализм повлиял на формирование научного метода познания мира и, как следствие, научно-техническую революцию. Просветители считали, что в вера в разум человека изменит концепцию развития человечества: вместо построения «града Божия на земле» (А. Блаженный) возобладает концепция прогресса в сферах общественной жизни, прежде всего, в экономической сфере. Так, появилась концепция «разумного потребителя» известного экономиста А. Смита, в соответствии с которой люди вступают в экономические отношения разумно. Фактически рационализм способствовал формированию современного светского общества с благами всеобщего образования и доступной высокотехнологичной медициной, повысил срок и качественный уровень жизни людей.
Концепция постоянного прогресса человечества сложилась в эпоху Просвещения и выражала стремление к созданию просвещенного знаниями общества. Просветители -- Ж-Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Вольтер, Ш. Монтескье -- полагали, что прогресс в знании и технологиях, а, самое главное, доступность образования для всех слоев населения могут постепенно улучшить условия жизни в экономической, социальной, духовно-культурной и политической сферах, сформировать новые ценностные ориентиры, вплоть до новой морали и нравственности. Просвещенное общество может достигнуть такого уровня социального развития, когда ему не понадобится государство как внешний политико-правовой институт, присматривающий за обществом («ночной сторож»).
До достижения такого уровня общества, когда государство должно было отмереть, просветители сформулировали несколько концепций, которые делали людей более свободными и равноправными в рамках социальных отношений. Так, была сформулирована концепция общественного договора (Б. Спинозы, Ж-Ж. Руссо, Т. Гоббса, Дж. Локка, А.Н. Радищева), суть которой сводилось к тому, что что государство и право образуются в результате волеизъявления народа (общества) и заключения своеобразной двусторонней сделки: народ (общество) передает суверенитет на власть новому субъекту – государству в лице правителя (элит), а государство (непосредственно через правителя (элиты) и государственный аппарат) обязуется обеспечить естественные, неотъемлемые права человека. Далее, концепция разделение властей, которая подразумевает распределение государственной власти между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной (Дж. Локка и Ш. Монтескье). Наконец, идеи общественного эгалитаризма (то есть социально-политического равенства) и концепция естественных, неотчуждаемых прав человека сформулированы в трудах Ж-Ж Руссо, Д. Дидро, Вольтера, Ш. Монтескье.
К представителям русского Просвещения можно отнести «ученую дружину» -- Прокоповича Ф., Кантемира А.Д., Татищева В.Н., а также не входивших в дружину Ломоносова М.В., Новикова Н.И. и Радищева А.Н. Так, во многом благодаря ученой дружине в 1724 году была образована Российская академия наук, а чуть позже в 1755 году стараниями Ломоносова М.В. и Шувалова И.И. – Московский университет. Позднее во времена Екатерины II известный издатель Новиков Н.И. в журнале «Трутень» и Радищев А.Н. в «Путешествии из Петербурга в Москву» описывали проблемы общественного строя России и предлагали возможные решения на основе идей европейских просветителей.
Для чего? В эпоху Просвещения были развиты идеи гуманистов о новой цели существования человечества -- не достижение «царствия Божия», а достижение блага человека. Это проявилось в виде стремления создать просвещенное общество, способное развиваться без ограничивающих свободу его членов разнообразных социальных институтов. Просветители верили в том, что если сделать образование доступным для всех слоев общества, то все люди захотят его получить и своим разумом создадут общество, не нуждающееся в государстве. В итоге, их идеи повлияли не только на развитие политических институтов, но и на распространение всеобщего обязательного образования во всем мире.
Регулирование? Социальные отношения в эпоху Просвещения все больше регулировались правовыми нормами, а не религиозными нормами и догмами, обычаями и традициями. В европейских странах формируются детализированные системы права, а также постепенно оформляются правовые семьи -- романо-германская и англо-саксонская. В романо-германской правовой семье начинают выделяться отдельные отрасти и институты. Важно при этом, что правовые нормы начинают распространяться на все общество, а не только на отдельные сословия.
Вера в разум ассоциируется с рационализмом -- философским направлением, которое развилось в эпоху «Просвещения». Оно основано на идеях известного гуманиста Ф. Бэкона, который в произведениях «Новая Атлантида» и «Новый Органон» заявил о том, то человеческий разум, а не Боге, должен считаться главным критерием того, что является истинным и ложным, ценным и ничтожным, существующим и не существующим. Далее Р. Декарт, Л. Лейбниц и Б. Спинозой ввели в оборот основы рационального, научного метода познания объективной реальности: (1) системность, (2) отсутствие критических внутренних противоречий, (3) максимальная объективность в получении данных, (4) отсутствие субъективных оценок и (5) авторитетного мнения как основы для истинности, (6) прогностическая значимость, (7) точность и проверяемость результатов.
Рационализм повлиял на формирование научного метода познания мира и, как следствие, научно-техническую революцию. Просветители считали, что в вера в разум человека изменит концепцию развития человечества: вместо построения «града Божия на земле» (А. Блаженный) возобладает концепция прогресса в сферах общественной жизни, прежде всего, в экономической сфере. Так, появилась концепция «разумного потребителя» известного экономиста А. Смита, в соответствии с которой люди вступают в экономические отношения разумно. Фактически рационализм способствовал формированию современного светского общества с благами всеобщего образования и доступной высокотехнологичной медициной, повысил срок и качественный уровень жизни людей.
Концепция постоянного прогресса человечества сложилась в эпоху Просвещения и выражала стремление к созданию просвещенного знаниями общества. Просветители -- Ж-Ж. Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Вольтер, Ш. Монтескье -- полагали, что прогресс в знании и технологиях, а, самое главное, доступность образования для всех слоев населения могут постепенно улучшить условия жизни в экономической, социальной, духовно-культурной и политической сферах, сформировать новые ценностные ориентиры, вплоть до новой морали и нравственности. Просвещенное общество может достигнуть такого уровня социального развития, когда ему не понадобится государство как внешний политико-правовой институт, присматривающий за обществом («ночной сторож»).
До достижения такого уровня общества, когда государство должно было отмереть, просветители сформулировали несколько концепций, которые делали людей более свободными и равноправными в рамках социальных отношений. Так, была сформулирована концепция общественного договора (Б. Спинозы, Ж-Ж. Руссо, Т. Гоббса, Дж. Локка, А.Н. Радищева), суть которой сводилось к тому, что что государство и право образуются в результате волеизъявления народа (общества) и заключения своеобразной двусторонней сделки: народ (общество) передает суверенитет на власть новому субъекту – государству в лице правителя (элит), а государство (непосредственно через правителя (элиты) и государственный аппарат) обязуется обеспечить естественные, неотъемлемые права человека. Далее, концепция разделение властей, которая подразумевает распределение государственной власти между независимыми друг от друга, но при этом уравновешивающими и контролирующими друг друга ветвями: законодательной, исполнительной и судебной (Дж. Локка и Ш. Монтескье). Наконец, идеи общественного эгалитаризма (то есть социально-политического равенства) и концепция естественных, неотчуждаемых прав человека сформулированы в трудах Ж-Ж Руссо, Д. Дидро, Вольтера, Ш. Монтескье.
К представителям русского Просвещения можно отнести «ученую дружину» -- Прокоповича Ф., Кантемира А.Д., Татищева В.Н., а также не входивших в дружину Ломоносова М.В., Новикова Н.И. и Радищева А.Н. Так, во многом благодаря ученой дружине в 1724 году была образована Российская академия наук, а чуть позже в 1755 году стараниями Ломоносова М.В. и Шувалова И.И. – Московский университет. Позднее во времена Екатерины II известный издатель Новиков Н.И. в журнале «Трутень» и Радищев А.Н. в «Путешествии из Петербурга в Москву» описывали проблемы общественного строя России и предлагали возможные решения на основе идей европейских просветителей.
Для чего? В эпоху Просвещения были развиты идеи гуманистов о новой цели существования человечества -- не достижение «царствия Божия», а достижение блага человека. Это проявилось в виде стремления создать просвещенное общество, способное развиваться без ограничивающих свободу его членов разнообразных социальных институтов. Просветители верили в том, что если сделать образование доступным для всех слоев общества, то все люди захотят его получить и своим разумом создадут общество, не нуждающееся в государстве. В итоге, их идеи повлияли не только на развитие политических институтов, но и на распространение всеобщего обязательного образования во всем мире.
Регулирование? Социальные отношения в эпоху Просвещения все больше регулировались правовыми нормами, а не религиозными нормами и догмами, обычаями и традициями. В европейских странах формируются детализированные системы права, а также постепенно оформляются правовые семьи -- романо-германская и англо-саксонская. В романо-германской правовой семье начинают выделяться отдельные отрасти и институты. Важно при этом, что правовые нормы начинают распространяться на все общество, а не только на отдельные сословия.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в России в каждой сфере:
- экономической – (1) решение демографического кризиса и (2) ограничение вывода капитала,
- социальной – (1) созидательный труд, а не спекуляции и (2) значимость педагога-учителя,
- духовно-культурной – воспитание молодежи человекосберегающим ценностям,
- политической – (1) механизм сменяемости и преемственности президентской власти и (2) государство как лаборатория сверхзадач
Почему важно? Мне представляется, что основная суть прогресса человечества, формулированная в эпоху Просвещения, заключаются в повышении благополучия общества во всех четырех сферах общественной жизни: экономической, социальной, духовно-культурной и политической. Так, для достижения прогресса в нашем обществе, например, в экономической сфере нужно преодолеть демографический кризис (стимулировать рождение второго и последующих детей, снизить смертность за счет существенного ограничения продажи крепкого алкоголя), в социальной – поддерживать многодетную семью и созидательный труд, а не спекуляции, в духовно-культурной сфере – проводить воспитание на основе светских, человекосберегающих ценностных ориентиров; в политической сфере – в политической сфере – разработать механизм сменяемости президентской власти и формировать восприятие государства как лаборатории сверхзадач. Отдельно важно понимать, что цель сделать образованными всех членов общества недостижима, поскольку, как показала практика развития обществ после эпохи Просвещения, только немногие члены общества стремятся получать непрерывное образования.
Критика теории постоянного прогресса содержится в книге известного социолога П. Сорокина «Социальные и культурные динамики». Он указывает на то, что общество может переживать как прогрессивные, так и регрессивные периоды. В то время как некоторые общества могут испытывать прогресс и улучшение в различных аспектах жизни (экономическом, социальном, культурном), другие могут сталкиваться с деградацией, разрушением социальных институтов. П. Сорокин указывал на растущее насилие, аморальность обществ, разрушение ценности семьи, на то, что вместо естественного прогресса общества сталкиваются с деградацией ценностных, жизненных ориентиров. Это приводит к революциям и гибели обществ.
В целом, представляется, что вера исключительно в разум человека как критерий истины и прогресс как цель развития человечества может приводить к социальному расизму, отказу от антропологического плюрализма. Дело в том, что экономические и индустриально развитые общества, прежде всего, общества Запада, могут считать, что успех их экономического и социального развития должен повторяться в иных обществах и распространяться не только на экономическую, но культурную, духовную сферу жизни, в целом, менять образ жизни других обществ. Это с неизбежностью формирует у обществ Запада деструктивную идею исключительности, мессианства, стремления даже силой, через войны насаждать свой образ жизни.
Критика теории постоянного прогресса содержится в книге известного социолога П. Сорокина «Социальные и культурные динамики». Он указывает на то, что общество может переживать как прогрессивные, так и регрессивные периоды. В то время как некоторые общества могут испытывать прогресс и улучшение в различных аспектах жизни (экономическом, социальном, культурном), другие могут сталкиваться с деградацией, разрушением социальных институтов. П. Сорокин указывал на растущее насилие, аморальность обществ, разрушение ценности семьи, на то, что вместо естественного прогресса общества сталкиваются с деградацией ценностных, жизненных ориентиров. Это приводит к революциям и гибели обществ.
В целом, представляется, что вера исключительно в разум человека как критерий истины и прогресс как цель развития человечества может приводить к социальному расизму, отказу от антропологического плюрализма. Дело в том, что экономические и индустриально развитые общества, прежде всего, общества Запада, могут считать, что успех их экономического и социального развития должен повторяться в иных обществах и распространяться не только на экономическую, но культурную, духовную сферу жизни, в целом, менять образ жизни других обществ. Это с неизбежностью формирует у обществ Запада деструктивную идею исключительности, мессианства, стремления даже силой, через войны насаждать свой образ жизни.
3. С чем не путать
Рационализму обычно противопоставляют сенсуализм – направление в теории познания, в рамках которого чувственное познание, а не разум, считается основным источником истинных знаний. Что касается прогресса, то ему противопоставляется регресс -- ухудшение или откат в развитии или качестве жизни общества. Иногда прогрессу противопоставляют такое понятие, как «прогрессорство», термин, введенный известными фантастами братьями Стругацкими, например, в «Трудно быть богом» и «Пикник на обочине». «Прогрессорство» проявляется в критическом отношении к идее прогресса, поскольку прогресс в технических и научных достижениях не всегда приводит только к благу для людей.
4. История развития
Идеи просветителей формировались на базе гуманизма эпохи Возрождения и основ рационализма Ф. Бэкона. Гуманизм как принцип построения общества предполагал, что высшей ценностью является жизнь человека (индивида), забота о нем. Благо человека признавалось критерием общественного прогресса, а человеческий разум – главным критерием истины.
Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/03bc434cdb1edf6ceb67e091c9a68646/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
