Темы

Политические режимы


Вернуться назад


Политические режимы

1. Общее-простые факты из ЕГЭ:
  1. понятие;
  2. структура и содержание;
  3. особенность;
  4. виды и критерии деления на виды;
  5. функции;
  6. факторы возникновения и существования;
  7. последствия;
  8. правовое регулирование в РФ.
Политический (или государственный) режим определяется как совокупность (1) способов, приемов и средств осуществления государственной власти, отражающих (2) характер и степень участия общества в осуществлении власти, прежде всего, при проведении выборов. Политический режим является разновидностью формы государства вместе с формой правления и формой государственного устройства. По критерию участия общества в осуществлении власти политические режимы делятся на демократические и недемократические.

Детальное определение демократического режима дано в работе Г. Форлендера «Демократия. История, формы, теории». Так, демократические режимы в политическойсфере общества характеризуются (1) формированием высших органов государственной власти посредством свободных, всеобщих и равных выборов; (2) периодической сменой персоналий в высших органах власти; (3) наличием активной оппозиции (в том числе оппозиционных партий); (4) действенной системой сдержек и противовесов в государственной власти. Для социальной сферы характерны (5) наличие у общества широкого круга прав и свобод человека и (6) свободные средства массовой информации. В экономическойсфере существует (7) свободное экономическое пространство с разумным государственным регулированием. В культурно-духовной сфере (8) отсутствует деструктивная или агрессивная государственная идеология; (9) общества светское, с уважением относится к традиционным религиям.

Важно понимать, что демократические режимы -- во многом недостижимый идеал, которому не соответствует ни одно из традиционно называемых государств – ни Швейцария, ни Швеция, ни, тем более, США. В каждом из этих государств есть большие или меньшие отклонения от признаков демократии. Идеальные демократии по критерию того, кто стоит во главе, обычно делят на (1) парламентские и (2) президентские. Парламентская демократия — форма демократии, при которой правительство назначается депутатами парламента, в противоположность президентской демократии, когда президент избирается на всенародных выборах.

Отдельно выделяют прямую (непосредственную) демократию, то есть политический режим, при котором основные решения принимаются непосредственно гражданами, часто через референдумы или плебисциты (традиционный пример, в Швейцарии). В рамках представительной демократии основным источником власти признаётся народ, однако управление государством делегируется различным представительным органам, избираемым гражданами (традиционный пример, Великобритания). Наконец, существует либеральная демократия -- режим на основе представительной или прямой демократии, в котором воля большинства ограничена во имя защиты прав и свобод меньшинства.

Преимущества демократических режимов: признаваемый элитами, контрэлитами и антиэлитами механизм передачи власти предотвращает социальные конфликты при смене власти. Учет многообразия мнений, в том числе со стороны оппозиции, позволяет выбрать правильное. Свободные СМИ осуществляют контроль за органами власти. Население имеет ощущение справедливости, соучастия в управлении государством. До последнего времени считалось, что государства с демократическими режимам экономически более успешные, имеют лучшую инфраструктуру и финансово более развитые, чем иные государства.

Недостатками демократических режимов является неэффективность в принятии неотложных решений (пример, сложности с доставкой воды в США после урагана «Катрина»). Многие государственные решения принимаются «под выборы», поэтому не носят стратегического, долгосрочного характера. Так, в книге Дж. Бреннана «Против демократии» предполагается, что избиратели в демократических странах склонны принимать решения, которые идеологически мотивированы и которыми легко манипулировать. Это дает возможность расцвету популизма, то есть политики, апеллирующей к широким массам и обещающей им скорое и лёгкое решение острых социальных проблем.

Недемократические режимы называются авторитарными. Так, принципиальными отличиями авторитарных режимов от демократии заключаются в (1) отсутствии периодической смены персоналий в высших органах государственной власти, (2) отсутствии активной оппозиции действующей власти, (3) ограниченности в большей или меньшей мере сфер общественной жизни по сравнению с демократией. Степень авторитарности зависит от степени ограничения права и свобод граждан, деятельности СМИ, доступности информации, свободы ведения политической и общественной деятельности.

Выделяют следующие основные виды авторитарных режимов: военные/силовые, персоналистские и партийные. Военные/силовые режимы -- власть либо прямо принадлежит военным, либо они выступают как главная опора формально гражданской администрации (например, Пиночет в Чили). Персоналистские -- это авторитарный режим власти, при котором персона правителя играет исключительно важную роль, контролирует или возглавляет все ветви власти (например, Т. Эрдоган в Турции). В партийном авторитаризме существует только одна политическая партия, которая контролирует все аспекты государственной власти (например, СССР, КНР).

Современные авторитарные режимы могут быть похожи на демократические. Такие режимы называются электоральным (конкурентным) авторитаризмом (например, Россия). Их основные отличия от демократий: (1) отсутствие очевидной, сравнимой с управляющей элитой оппозиции и (2) персоналии из оппозиции не приходят к власти. Права и свободы граждан сопоставимы с демократическими режимами.

Преимущества авторитаризма – более эффективное, по сравнению с демократией, решение государственных вопросов. Современные авторитарные режимы обеспечивают высокий уровень безопасности населению и, часто, защищают традиционные ценности. Многие из них не навязывают никакую идеологию, социальный дискурс. Отсутствует популизм, формируются и реализуются долгосрочные цели развития государства и общества.

Недостатком авторитаризма является отсутствие системного и проверенного механизма сменяемости персоналий у власти. Население воспринимает власть не через институты, а через персоналии, поэтому смена сласти может приводить к социальным конфликтам. Недостаток мнений и конкуренции создают условия для постепенного застоя, отсутствия прогресса в политической, а затем и в экономической и социальной сферах общественной жизни.

Опасностью авторитаризм является его усиление вплоть до тоталитаризма. Термин «тоталитарный режим» ввели К. Фридрих и З. Бжезинский в книге «Тоталитарная диктатура и автократия», как элемент «холодной войны». При тоталитаризме государство полностью контролирует, жестко регулирует все сферы общественной жизни: экономическую, социальную, духовно-культурную и политическую. Важно также навязывание для всего общества единой идеологии, как правило деструктивной, например, национализм в рамках фашистских режимов.

В современном мире постепенно вводится понятие тоталитарного либерализма, основанное на книге Дж. Тальмона «Происхождение тоталитарной демократии». В практике демократических государств тоталитарный либерализм проявляется в навязывании всем членам общества прав и свобод, зачастую направленны на вырождение людей и отрицание традиционных ценностей. Непринятие таких либеральных права и свобод, отсутствие их поддержки может сопровождаться «отменой» членов общества и их преследованием со стороны государства.
2. Вывод – актуальность в России:
повышение благосостояния общества в каждой сфере:
  1. экономической,
  2. социальной,
  3. духовно-культурной,
  4. политической
Я знаю, что преамбула и статья 1 Конституции РФ называют Россию демократическим государством. Однако с учетом указанно выше анализа политических режимов полагаю, что в России, все же, существует мягкая форма электорального авторитаризма. Как и у любого электорального авторитаризма в России не решена проблема механизма сменяемости персоналий у власти. В связи с этим было бы разумным на экспертном уровне инициировать обсуждения того, должен ли Президент РФ избираться просто на выборах или, в качестве конституционного обычая, действующий, но не избираемый Президент РФ, может готовить и поддержать на выборах претендента из, например, Правительства РФ или иных высших государственных должностей.

Чтобы избежать трансформации российского электорального авторитаризма в более жесткую форму, необходимо разработать исторически и культурно приемлемый механизм передачи власти, обеспечив сменяемость персоналий и стабильность государственной власти. Стабильность власти позволит обеспечить прогрессивное развитие государства и общества – решить проблемы (1) демографического роста (начав с запрета продажи крепкого алкоголя в жилых домах), (2) источников финансирования экономики (прежде всего, за счет запрета вывоза капитала за рубеж), (3) научно-технического прогресса; (4) разницы в доходах между обеспеченными и нуждающимися. Важной характеристикой должно стать образованность российского общества – без религиозного знания в школах по вопросам биологии и физики.
3. С чем не путать
От демократических и авторитарных режимов следует отделять диктаторские режимы. Так, различия между диктатурой и авторитаризмом заключаются в степени ограничения свобод граждан и наличии правового контроля. В диктатуре власть абсолютна и не ограничена никакими законами, в то время как в авторитаризме власть осуществляется в рамках правовых норм и ограничена конституцией. Тирания, является разновидностью диктаторского режима, когда власть используется для жестокого подавления населения. Интересно, что Платон утверждал: «Тирания произрастает из демократии».

Видео-разбор эссе: https://rutube.ru/video/dd0a4795fcfd454aaf2f99cabb7dabee/
Ссылка на фонд «Мы едины»: https://bf-myediny.ru/
Написанные эссе к ДВИ прошлых лет: https://disk.yandex.ru/d/U2boqlWVVXi_Ew
Пособие к ДВИ: https://disk.yandex.ru/d/YnxTPDThcE6HQQ
Пособия к эссе: https://disk.yandex.ru/d/6bPWEV1eDSAFdg
Плейлисты (1) видео-занятий подготовки к ДВИ и (2) видео-разборов эссе: https://rutube.ru/channel/24027290/playlists/
Видео-разбор эссе
Занятия: блок «Политика